Психологическая диагностика поведенческих проблем дошкольников проективными методами с креативным инструментарием

Разделы: Работа с дошкольниками


Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам-психологам и родителям ребенка правильно строить с ним психолого-педагогическое общение.

В области дошкольной психологической работы, диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к педагогу-психологу только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции. Проблемы могут быть различными — вызванными физическими отклонениями (например, проблема межличностного взаимодействия ввиду нарушений речи) или внешними социальными факторами (фобии ребенка вследствие неблагополучных отношений в семье, агрессия, замкнутость). Психическое развитие личности дошкольника рассматривается в целостности всех индивидуальных проявлений. Чтобы обеспечить условия оптимального развития личности ребенка, необходимо своевременно осуществлять диагностирование особенностей личности дошкольников. Для этого необходим набор методик и диагностический инструментарий, максимально соответствующий возрастным возможностям дошкольников. При использовании термина "психологический инструментарий" в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле – совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления. Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности педагога-психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Мною, с участием дизайнера, был создан неспецифический психологический инструментарий или можно сказать: стимульный материал для проведения некоторых видов проективных методик. (Рисунок 1).

В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление поведенческих и личностных особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает свое собственное “я”, особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача педагога – психолога облегчить “проекцию” для испытуемого дошкольника. С этой целью он должен демонстрировать ребенку доброжелательное отношение, заинтересованность в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения. Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки или “волшебное дерево”, которое сделано из экологически чистых строительных материалов, с элементами природных материалов. Ребенок заходя в кабинет сразу попадает в сказку. Волшебное дерево можно будет рассмотреть, потрогать (при этом идёт сенсорное развитие) и проиграть путешествие в лес, перед началом обследования (Рисунок 2). Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, а в данном случае его можно назвать щадящим, поскольку ребенок не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора, а, следовательно, используя именно проективные методы, удается максимально снизить стрессогенное влияние, которое может оказать на ребенка ситуация обследования.

Важно отметить что такое достоинство проективной психодиагностики – как ее игровой характер: ребенок попадает сразу в игру, в сказку, в волшебный лес. Это немаловажно – ребенок настроен негативно по отношению к тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и “опасных” для себя. Когда такой испытуемый ребенок знакомится с волшебным деревом и соглашается на тестирование с этой игрушкой-инструментом, это означает, что его негативизм постепенно утихнет. Следует указать, что проективные методы диагностики являются достаточно эффективными в дошкольном возрасте, это определяется тем, что они позволяют изучать базовые, глубинные структуры детской психики, которые трудно диагностировать другими методами, точно соответствуют возрастным возможностям дошкольников, позволяют действовать не напрямую, а опосредованно. Мною применяются следующие проективные методики: “Рисунок семьи”, “Несуществующее животное” (модификация Н.Л. Кряжевой), “Лесенка самооценки” (В.Г. Щур), “Дерево с человечками” (Рисунок 3), “Кактус” (М.А. Панфилова), и др.

В работе с детьми дошкольного возраста очень часто используются рисуночные методики. Они достаточно информативны, просты в проведении, ребенок легко понимает тестовую инструкцию, для их выполнения не требуется высокого уровня развития речи и, вместе с тем, рисунки – это удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу, расположить ребенка, помочь ему адаптироваться в незнакомой обстановке.

Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования домика, дерева, семьи, собственного портрета, несуществующего животного, но и радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе, а если этот рисунок ещё и вырезать самому, и повесить на волшебное дерево, то психолог многое может выяснить при осмотре куда и почему направлен рисунок (Рисунок 4).

Использование проективных методов с креативным неспецифическим инструментарием в процессе изучения личности дошкольников будет наиболее эффективным, если:

– применять комплекс психодиагностических методик, адаптированных и модифицированных применительно к дошкольному возрасту, позволяющий представить целостно характеристику особенностей личности дошкольников и детско-родительские отношения;
– обеспечивать взаимосвязь своевременной диагностики изменений особенностей личности в динамике с помощью проективных методов и последующей коррекционной работы;
– формировать психодиагностическую культуру проективного исследования.

Проективные методы выступают в качестве эффективного средства целостной объективации особенностей личности дошкольников и позволяют проследить в динамике следующие особенности личности дошкольников: агрессивность, тревожность, импульсивность, демонстративность, интровертность-экстравертность, особенности общения, эмотивность, самооценку, творческие возможности.

Использование диагностического комплекса проективных методик, модифицированных и адаптированных применительно к дошкольному возрасту, позволяет осуществить критериальное исследование.

Работа по коррекции особенностей личности дошкольников позволяет в полной мере раскрыть диагностический потенциал проективных методов, способствует обеспечению оптимизации развития личности ребенка;

Сформированность психодиагностической культуры проективного исследования является важным фактором адекватного изучения особенностей личности дошкольников с помощью проективных методов.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные проективной диагностики позволяют психологам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль проективной диагностики в системе дошкольного образования. Без активного использования проективных методик в практике дошкольной психологической службы невозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностной дезадаптации дошкольников на определенном этапе возрастного развития и социализации.

Но необходимо помнить, что нельзя строить серьезные диагностические выводы на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками информации – как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической информацией и другими.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему психологи, воспитатели и родители. А для этого необходим набор проективных методик и диагностический инструментарий, максимально соответствующий возрастным возможностям дошкольников. Проективные методы, являются эффективным средством изучения особенностей дошкольников и требуют к себе пристального внимания со стороны детских практических психологов.