При организации и проведении урока использованы элементы технологии мастерских, элементы интеграции, блочно-модульная технологии в рамках личностно-ориентированного урока. Данный урок имеет внутреннюю структуру с её главными элементами: мотивация (интрига, воспоминание) – образ – анализ – действие – проповедь. Данная технология позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить процессы самопознания и самореализации личности, развитие его индивидуальности. Тема урока заранее учащимся не сообщается.
Цель:
Создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения учащимися собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны произведений живописи.
Задачи
- образовательные:
- формирование аналитических навыков при работе с картиной;
- развитие навыков сжатого отбора материала и создание монологического высказывания
- задачи развития:
- развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей
- воспитательные: воспитание чувства уважения к личности художника, к своей личности;
- воспитание патриотизма
Оборудование:
- мультимедийная презентация, в которой представлены фотографии, картины художника, копии петроглифов;
- Рабочие листы для учащихся
- В.Капелько. “Ода художнику” из книги Алимовой Л.А. “В круге солнца”, Абакан, 2005;
- Фрагмент из книги стихов В.Капелько “Лошадь ржала в железную дудку”, Красноярск, 1998.
Ход урока
Начало урока: На уроке мы впервые встретимся с художником, нашим земляком В.Ф. Капелько и станем его соавторами. Когда мы впервые видим человека, то думаем: “А какой он, о чём писал свои картины? Что его волновало?”
- Мотивация. Всмотритесь в лицо художника и запишите несколько определений, которые бы охарактеризовали его. Может быть, в конце урока вы, что - то ещё сможете сказать об этом человеке, о его творчестве.
Как хочется вместе с вами расшифровать послание, оставленное нам художником, нашим земляком! А для этого мы посмотрим его картины, услышим его слово, побываем в творческой лаборатории художника, а свои впечатления, ассоциации, чувства и мысли отразим в будущей работе. Мы сейчас будем собирать материал для эссе. А таблица (приложение 2), лежащая у вас на партах, сделает эту работу более эффективной. Не забывайте ее заполнять.
- Интрига. Послушайте, я хочу рассказать вам притчу.
Жил-был странный человек, который обществу людей предпочитал общество животных, птиц, растений.
Своим беспечными прогулками в одиночку по полям, лесам он вызывал недоумение и смех у своих односельчан. Потом он заболел и, конечно, такой же странной болезнью, как он сам. На его плече появилась опухоль, из которой стал пробиваться росток. Больному предложили удалить её, но он отказался. Чудак все больше времени проводил наедине с природой и, с каждым днем мысли о ней становились все ближе. И вот однажды, гуляя по лесу, он почувствовал, как что-то необычное начало происходить с его ногами — они стали врастать в землю и превращаться в корни. Так человек стал могучим и красивым деревом. Последней человеческой мыслью его была мысль о том, что он свободен.
- Образ. Подобное же ощущение чудесного единения с матерью – землей, врастания в ее плоть вызывают у меня картины этого художника.
Пытаюсь представить себе автора, и, кажется, вижу его странного, лохматого. Толи кряжистое дерево, то ли леший с глазами ребенка.
Свои картины он подписывал просто “Капеля”. Друзья и знакомые их так и называли “капелями”, как и самого мастера - Капеля.
А еще его называли последним Дон Кихотом, добрым и прекрасным домовым, говорили, что он напоминает шукшинских чудиков. А когда он умер, не сразу вспомнили, что его полное имя Владимир Феофанович Капелько.
“И жизни досталось ему много, чтобы можно было жить взахлеб и с ветром наперегонки; и он не жадничал, одаривал стихами и красками, “бесконечно любил людей и все” зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин”. Любил свой родной Абакан. Родился в 1937 г., а ушел в 2000 вместе с ветром, его вечным спутником, который поселился в его карманах”.
Слайд№1-4 (по презентации)
Записываем эпиграф:
Я буду спать на снегу.
Я вам принесу сквозь пургу
Кучу сердечных открытий.
Но что, же вы, люди, берите!
В.Капелько
Он говорил: “ Художник – зеркало, что увидел, то и показал… Извечное любопытство: что там, на горе? А что за горой? А что за лесом? А что в тайге? А что в степи, а что …?
Вот это (а что?) и гоняло с красками по всему СССР от моря до моря, от края до края.
Слайды №5,6,7,8 А сколько рек надо было проплыть и на горы залезть, в пещеры заглянуть…Чтобы увидеть степь курганную в Хакасии – работал с археологами. Вот так и мотало по свету 40 лет без выходных и отпускных”.
Вот это (а что?) и гоняло с красками по всему СССР от моря до моря, от края до края.
А сколько рек надо было проплыть и на горы залезть, в пещеры заглянуть…Чтобы увидеть степь курганную в Хакасии – работал с археологами. Вот так и мотало по свету 40 лет без выходных и отпускных”.
Слайд №9Изучая древнюю живопись в первую очередь он спасал ее от гибели. В составе археологических экспедиций спускался вниз по “зверюге Енисею”, который на глазах курочил утесы с древними картинами. Он делал копии этих изображений.
Слайды №10,11.12 - За 30 лет поисков и копирования древних наскальных рисунков у него собралась многотысячная коллекция. Особенно Владимира Феофановича Капелько волновала судьба живописных работ, которые остались после смерти его друзей – талантливых художников Хакасии. Таких как Тодыков В.Н., Доможаков А.В., Смертенюк В. Ради этой мечты о музее искусств и народного творчества он подарил Хакасии уникальную коллекцию копий петроглифов, оцененную в несколько миллиардов долларов США.
Благодаря выполненным копиям для истории сохранены множество работ первобытных художников, которые вскоре оказались затоплены на территории созданного искусственного Красноярского моря
- Вывод. Каким человеком вы увидели художника?
- Слайд №13 Анализ. А на его картинах – музыка. Музыка цвета, света, линий. Многообразие жизни, многообразие жанров.
- Ребята, назовите какие жанры перед вами?
- Верно: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая картина.
- Искусствоведы говорят, что его живопись напоминает поэзию, так она сильна, экспрессивна, мелодична. Его цветовая гамма строится на множестве оттенков и нюансов, а создаваемый образ и название картины воспринимаются как начало стихотворения.
- Слайд№14 Ребята! Какое настроение вызывает эта картина? В чем ее необычность? Какие мысли и чувства рождаются у вас?
- Эти 14 букетов художник собрал на день рождение дочери Ксении. Поставил их не в вазы, а в чайники, которые были найдены неподалеку. Все эти полевые цветы растут у нас. Вы узнаете марьины коренья, которые раскинулись в центре композиции, справа – букетик лютиков, немного впереди – незабудки, невозможно оторвать взгляд от жарков.
- Слайд№15 - Помните, он писал: “Кто из нас не смотрел в бесконечное до жути лицо звездного неба… в лицо цветку, в лицо воды”.
Художник искренне верил во всевышнюю силу, “в Создателя, который завел все эти земные часики чудные. Этаж, мама моя, как все в мире организовано!” А как любил собирать ягоды, грибы, травы, коряги, любоваться бесконечной гармонией жизни.
Слайд№16 - Давайте посмотрим на его пейзаж, посвященный Хакасии.
- Дар живописца преображает реальность, он изображает то, что возможно было сотни лет назад. Виденье художника словно очищено от наслоений цивилизации, природа, животные и люди живут у него в полной гармонии и единении. Картина написана цветными землями, найденными в Хакасии.
- Слайд№17
- Что вам кажется необычным в этой картине?
- Какие мысли и чувства рождаются у вас?
Что объединяет эти картины?
Что в них различно?
Что хотел мастер сказать нам, живущим на древней земле Хакасии?
(Дети отвечают, отмечая многообразие пейзажей, различное состояние природы, ее гармонию и красоту. Обращают внимание на то, как по-разному показаны река, озеро, ручеек.)
- Образ. Ребята, а вам не кажется, что здесь есть тайна. Не все можно разгадать в картине художника. Послушайте стихотворение хакасского поэта Анатолия Кыштымова, может быть он смог проникнуть в тайну картины художника?
Задумаюсь над жизнью, как над озером,
А, может, над ручьем или рекой.
Вновь осень листья в воды мои бросила,
Звон медяков, холодную рукой.
На берегах остались наши матери,
Их домики уплыли вспять, назад
И где-то там, на берегу и в памяти,
Они стоят … Реки не удержать
Вся наша жизнь – ручей. Река и озеро.
- Работа с текстом. В.Ф. Капелько был не только художником, он писал интересные эссе. Давайте поучимся этому у мастера. (Звучит “Ода художнику” В.Ф. Капелько.)
Вспомним, каковы особенности эссе?
- ( Дети отвечают, приводя примеры из эссе.) А теперь обобщим сказанное. Особенности эссе:
- Прозаическая форма
- Небольшой объем
- Свободная композиция
- Субъективность суждений (личные впечатления и ассоциации)
- Образность
- Афористичность
- Сочетание лексики разных стилей
- Образ. Ребята, все-таки пейзаж – настолько многомерный жанр, что способен передать самые сложные философские искания мастера кисти. Кажется, сама природа щедро подсказывает живописцу – и вот уже одухотворенные березки, осинки и ели с некоторой застенчивостью смотрятся в прозрачность вод на его полотнах. Хочется сказать: нельзя изобразить уголок родного края, не любя его каждой клеточкой души. Именно этот настрой присущ пейзажному творчеству В.Ф. Капелько. В его работах заметно стремление к примитивизму, простате и скупости выразительных средств. Но они необычайно поражают, эти алые сполохи солнца на темно-синих скалах, эти словно ожившие наскальные рисунки, эти стремительные, легкие тени коней, несущихся на зрителя с курганных камней, и блеск реки, и закат, и вечерний туман.
- Слайд №18 Раз уж мы говорим о творчестве человека, написавшего так много осенних пейзажей и любившего это время года какой-то особенной, трепетной любовью, невозможно не прочитать пример такого “остановленного мгновения”, правда, поэтического, это лирика Анатолия Кыштымова:
Есть в осени что-то от старой иконы
Такое же золото, так же горит
И кто-то за золотом этим, спокойный,
Сюда не мигая, глядит и глядит
Как рама иконы – деревья чернеют
И нет никого, только взгляд до нутра
И хочется встать перед всем на колени
И так, в тишине простоять до утра.
Ребята, а вам не кажется, что музыка стиха и музыка живописи звучит одинаково прекрасно.
- Действие. А теперь обратимся к таблице, которую вы уже заполнили. Давайте прочтем то, что у вас получилось. Вы хорошо поработали, собрали большой фактический материал, который поможет вам в выполнении домашнего задания.
- Домашнее задание. Дома нужно написать сочинение-эссе “Мелодия души художника”. Не забудьте, мне будет очень интересно узнать не только ваши впечатления о творчестве В.Ф. Капелько, но и понять, какие открытия для себя вы сделали.
Спасибо за ваши красивые мысли!
- Проповедь. Я желаю вам вдохновения и хочу закончить маленьким воспоминанием. Однажды вечером, проходя мимо девятиэтажного дома на окраине города, можно было услышать, несущийся сверху возглас: “Люди, оторвите свои глаза от импортных шмоток, лимузинов и еды, посмотрите на звезды! Их давно нет, а они дарят вам свой свет!” И соседи понимали, что это чудак Капеля отмечает с друзьями очередное открытие выставки своих работ.
Раздаточный материал:
Карточка № 1
“Художник!? Все художники - люди. Все люди - художники. Красивое вокруг нас как и безобразное видят все. Одни острее, другие спокойнее. Кому-то - красота природы, кому-то - мебель, ковры, украшения; женщинам - красота одежды, мужчинам - красота автомобиля, корабля, самолета. Красота лошади и все, что к ней прилагается, придумали люди: узда в бляхах, чепрак и чеканное седло, шлея и нагайка, дуга и хомут, карета и кошева.
Красота жилья: ворота и наличники, сундук и печь, мебель и посуда, скатерти и покрывала.
Красота гор, степей, тайги, тундры, пустыни. Красота отдельного дерева и отдельной травинки, цветка, плода, хоть яблоко, хоть тыква, подсолнух и кедровая, еловая, сосновая шишка. Красота животного, хоть дикого, хоть домашнего. Все звери красивы: и кошка, и мышка, и сова, и гадюка, и медведь, и лягушка, и оса, и муравей, кузнечик и журавль.
Среди красоты живет человек, она с рождения окружает его, и, по возможности, постоянно привносит он ее в свой быт соразмерно своим вкусам и понятиям красоты... И это было от изначала, человек произошел не от обезьяны. Человек от человека, так было и так будет.
Одна его черта красоту увидеть и показать другому, запечатлеть на плоскости скалы или на плоской гальке, выполнить из дерева, глины, камня - для себя и для других. Художник - тот, кто изображает; художник - и тот, кто смотрит и видит. Так же как и музыканты - и тот, кто играет, и тот, кто слушает. Поэт - кто пишет стихи, и тот, кто их читает. Театр - для всех, и для актера, и для зрителя, все - театр. Особенно остро это проявляется у детей. Дети все талантливы - они и актеры, и поэты, и музыканты, и художники, и изобретатели.
Кто из нас не смотрел в бесконечное до жути лицо звездного неба, или в лицо Солнцу, в лицо глубокой пещеры, в лицо цветка, в лицо воды, в лицо камня, в лицо зверя, в лицо птицы, в лицо змеи, в лицо комара, в лицо снежинки? Природа творила, творит и будет творить бесконечное разнообразие гармоний пластики, цвета, форм, сложнейших, хрупких и трепетных.
Художник, поэт, композитор, живописец - трепетный, хрупкий и сложный организм, который, однажды заглянув в лицо природы, в лицо всех творцов, живших до него, начинает творить свой мир, свои гармонии, свои пластики по законам красоты своей индивидуальной непохожести. Не копировать природу, а создавать свое, свои орнаменты, плести свои кружева, ткать свои ковры, творить свою пластику звуков или слой, строить свою пластику объемов архитектурных и скульптурных…
Карточка №2
Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и ассоциации автора от какого-то предмета, факта, события. Эссе отличается образностью, афористичностью. Это своеобразный этюд, в котором отражается оригинальный взгляд на предмет, выражаются интересные мысли. В эссе активно используется вопросно-ответная форма изложения, риторические вопросы, ряды однородных членов предложения, субъективный характер подчеркивается частым использованием вводных слов.
Карточка № 3
Материалы для будущего эссе
“Вершина горы” | Какое впечатление произвела на вас эта
картина? Ваши ассоциации: |
“14 букетов” | Какое настроение удалось передать
автору картины? Ваши ассоциации: |
“Отара овец на водопое” | Какие чувства, мысли вызывает эта
картина? Что хотел всем людям сказать художник? Что он сказал именно Вам? |
“В верховьях реки Абакан” | Какие образы возникают в вашем сознании, когда вы смотрите на эту картину? |
Картина, которая понравилась больше всего | Сформулируйте в одном предложении свое отношение к этой картине. |