Цели мероприятия:
- Ознакомить учащихся с рисуночными, буквенными письмами.
- Научить ребят писать письмо-просьбу.
- Воспитывать у учащихся чувство дружбы, взаимовыручки.
- Учить ребят внимательно читать произведения русской детской классики, в частности сказочные повести А. Волкова.
Ход урока
“При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
посылаем мы друг другу”
Г. Лонгфелло “Повесть о Гайавате”
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в сказочной стране и поучимся писать письма.
Мы должны выяснить, что такое дружба и что она значит для близких людей.
II. Ознакомление с рисуночным письмом.
Учитель: – Ребята, посмотрите на рисунок (Элли и Чарли Блэк рассматривают, “читают” послание от Страшилы и Дровосека)
Вспомните, из какого произведения взят данным проиллюстрированный эпизод.
(“Урфин Джюс и его деревянные солдаты” Сказочные повести А. Волкова)
– Давайте зачитаем данный эпизод.
(Ученик выразительно зачитывает отрывок:
“За птицей гнался Джимми, рыжий лохматый мальчишка с соседней фермы, ярый истребитель
воробьев, галок и кроликов. Джимми на бегу швырял в ворону комками земли, но не попадал.
Тотошка попытался схватить птицу, но ворона сделала последние усилия, взлетела и бросилась в руки Элли. Девочка подхватила трепещущую от боли и страха птицу…
Ощупывая ворону, Элли почувствовала, что правая нога птицы чем-то обернута. Оказалось, что вокруг ноги был обмотан древесный лист, привязанный ниткой. Элли проворно размотала нитку, развернула лист, и ее охватило смутное и тревожное предчувствие.
— Дядя Чарли, на этом листе что-нибудь должно быть! — воскликнула девочка.
Моряк и Элли стали рассматривать лист и при угасающем свете зари увидели нацарапанный чем-то острым странный рисунок. На нем изображены были две головы: одна в широкополой остроконечной шляпе, круглая, с круглыми глазами, с четырехугольным носом в виде заплатки, а другая — с длинным носом, в шапке, похожей на воронку. Рисунок был сделан немногими штрихами, но очень выразительно.
При первом взгляде на эти головы Элли чуть не лишилась чувств от изумления.
— Дядя Чарли,— воскликнула она,— да это же... это же... Страшила и Железный Дровосек!
Снова рассматривая лист, моряк и Элли обнаружили, что рисунок пересекали частые ровные линии, сходившиеся под прямым углом.
—Что бы это значило, дядя Чарли?— спросила девочка.
Опытный путешественник сразу догадался, о чём идёт речь.
Учитель: – Но мы, ребята, у него спрашивать не будем, а попытаемся вместе с Элли и Чарли Блэйком “прочитать” полученное ими послание.
– Можно ли этот рисунок назвать письмом?
(Да. Это рисуночное письмо)
Учитель: – Что же означает рисуночное письмо и откуда оно произошло?
(Рисуночное письмо – письмо, в котором с помощью рисунков “рассказывается” то, о чем сообщает автор)
Учитель: – “Нам никогда не узнать, как это происходило”, – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности, а точнее рисуночного письма. Так кто же это был и как он это сделал?
(Это американский поэт Генри Логфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившим своим народом, учившим его многому, а самое главное – жить в мире и согласии. И чтобы ничего не забывалось, и люди могли через века передать свои мысли и чувства, вождь изобрел письменность – рисуночное письмо.
“Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи…”
Свою книгу Лонгфелло назвал “Песнь о Гайавате”. Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин).
III. “Чтение” рисуночного письма Страшилы и Железного Дровосека.
Учитель: – Давайте посмотрим, какое же письмо нарисовали Страшила и Железный Дровосек. Какой смысл несут рисунки письма?
(– Изображение двух голов: “одна в широкополой остроконечной шляпе, круглая, с круглыми глазами, с четырехугольным носом в виде заплатки, а другая – с длинным носом, в шапке, похожей на воронку” обозначают Страшилу и Железного Дровосека.
– “Ровные линии, сходившиеся под прямым”, пересекающие рисунок, обозначают скорее всего решетку, за которой находятся Страшила и Железный Дровосек.)
Учитель: – Можно ли сказать, что из этого рисуночного письма все стало понятно для девочки Элли о судьбе ее друзей?
(– Нет, конечно. Но Элли, как только увидела рисунок, “чуть не лишилась чувств” да еще и услышала словами дяди Чарли Блэка:
– Твои друзья за решеткой! С ними что-то стряслось, и они просят тебя о помощи!
– Девочке очень нужно было достоверно знать, что же все-таки случилось со Страшилой и Железным Дровосеком. Этот рисунок – письмо, к сожалению, не несет такой информации.
– Ну что же делать?!)
Учитель: – Да, ребята, рисунки не всегда годны для посланий. “Написать”, точнее нарисовать письмо – это только полдела: нужно еще уметь его прочитать. Это важно, ведь в нем, наверное, содержится просьба.
IV. “Буквенное” письмо – просьба пленников. И этикет при его написании.
Поэтому давайте представим, что Страшила и Железный Дровосек умеют и читать, и писать. Это ведь все-таки сказочные герои, да к тому же они правители, а им не солидно быть неграмотными. Итак, мы поняли, что Страшиле и Железному Дровосеку и всем жителям Волшебной стране грозит опасность.
– Ребята, как вы думаете, почему пленники решили обратиться именно к Элле?
(Элли – умная девочка, смышленая. Страшила так и сказал Железному Дровосеку и вороне Кагги – Карр, когда придумал написать Элле письмо:
– Надо послать письмо в Канзас, к Элли. Она очень сообразительная девочка, обязательно что-нибудь придумает.
– Элли – добрая девочка, ведь не зря же ее назвали жители Волшебной страны “доброй феей”. Она обязательно поможет нуждающимся в помощи.)
Учитель: – А сказочные герои подумали, сможет ли Элли опять появиться в Волшебной стране и помочь им, когда писали буквенное письмо?
(– Наверное, нет! Они просто рассчитывали на то, что девочка им поможет.
- Они знали, что Элли любит приключения).
Учитель: – Да, ребята, все это так. Но чтобы попросить кого-нибудь о помощи в так называемом “письме-просьбе”, нужно спросить себя: “выполнима ли моя просьба? Имею ли я право затруднять ею человека? Так уж ли необходимо привлекать кого-то к решению моих дел?” Хорошо бы при этом подключить воображение и наглядно представить себе: вот человек получил письмо с просьбой. Куда он должен обратиться или пойти? Как будет объяснять, для кого и для чего это нужно? Сколько времени ему потребуется для решения дела?
– Давайте же прочитаем, что Страшила и Железный Дровосек написали в буквенном письме. Но их, оказывается, было несколько, и нам нужно разобраться, какое из них настоящее, то есть написано грамотно, по правилам этикета.
Чтобы понять значение этих слов, нужно обратиться к словарю.
(М.А. Семёнова. Словарь по этикету М., 2008 г.)
(Ученики зачитывают определение)
Этикет – (фр. ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся вежливые отношения к людям (положительное обхождение с окружающими, формы обращений, приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда)
Учитель: – Запомним ребята, данный термин для дальнейшего понимания того, как надо писать письма.
V. Работа с письмами пленников.
Итак, перед вами 3 письма, написанные сказочными героями. Прочитайте их внимательно и ответьте на вопросы:
-
Укажите обращения, данные в письмах. Как они
отражают суть письма – просьбы?
- Как, по-вашему, влияет подпись написавших письмо на их желание, чтобы им помогли?
- Все ли письма содержат подробную информацию о том, что случилось? Нужно ли это.
- Обязательно ли было говорить добрые слова в адрес Элли?
- Какое из писем нельзя назвать “письмом – просьбой?” Почему?
- Какое из писем, по вашему мнению, наиболее полно отражает понятие “письмо – просьба?”.
Только ответив на эти вопросы, можно будет узнать, какое из этих писем настоящее, а не написанное шпионами Урфина Джюса, чтобы сбить с толку Элли и тоже захватить ее в плен. Давайте же поможем девочке разобраться.
Элли! Привет!
К тебе обращаются твои друзья! Страшила и Железный Дровосек. Мы попали в плен к зловредному Урфину Джюсу, захватившему власть в Волшебной стране. Элли, немедленно отправляйся из родного дома в Изумрудный город и вытащи нас из плена.
Страшила, Дровосек.
Здравствуй, могущественная Фея Убивающего Домика!
Шлем тебе свой сердечный привет мы, твои друзья из Волшебной страны, Страшила и Железный Дровосек. Мы помним, как недавно ты здесь победила всех злых волшебниц и сумела добиться, чтобы мне, Страшиле, великий Гудвин дал мозги, Железному Дровосеку – сердце, Льву – смелость.
За твои добрые дела, отзывчивое сердце тебя, Фея, полюбили все жители Волшебной страны, которыми мы, твои друзья, правили еще несколько дней назад.
Но вот пришла беда: Урфин Джюс со своими дуболобами захватил Изумрудный город, а помог ему в этом изменник Руф Билан.
Мы были обманом захвачены в плен и сейчас находимся в высокой башне, в заточении. Тяжело смотреть на то, как Урфин Джюс уничтожает наш любимый город.
Мы, Страшила, Железный Дровосек и, наверняка, Лев (хоть и нет его вместе с нами) просим тебя, самую сообразительную, умную, добрую девочку на свете, спасти нас и нашу страну из беды.
Остаемся твоими верными друзьями.
Страшила и Железный Дровосек.
Владетельница Золотой Шапки, приветствуем тебя мы, Страшила и Железный Дровосек.
Мы, к сожалению, из-за подлой измены смотрителя дворцовой умывальни Руфа Билана, попали в плен к Урфину Джюсу и заточены теперь в башне, находящейся возле Изумрудного города.
Выручи нас из плена, волшебница, а мы уж сможем взять власть в свои руки, когда станем свободными. Нам плохо здесь – спаси нас, Элли!
Наше письмо передаст тебе ворона Кагги – Карр.
Страшила и Железный Дровосек, остаемся правителями Волшебной страны.
1. – В каждом письме обращение свое, личное. В первом – просто имя. Это говорит о поверхностном знакомстве пленников с девочкой, и поэтому не совсем верится, что она будет помогать практически не знакомым людям.
– Во втором письме – герои обращаются к Фее, прилетевшей в их страну и убившей злую ведьму. Они ее хорошо знают, восхищаются ею и, наверное, в очередной раз могут рассчитывать на ее помощь.
– В третьем письме – к Элле обращаются как к волшебнице, обладающей волшебной Шапкой. Может быть, девочка захочет им помочь, потому что герои помнят ее имя, да и называют спасительницей.
2. – Подписи практически везде одинаковы “Страшила и Железный Дровосек”, но в третьем письме – “остаемся правителями…” слова холодные и не говорят о том, что пленники являются друзьями Элли.
– А подпись во втором письме близка и дружественна Элли.
3. – Только лишь во втором письме содержится подробная информация о том, как герои попали в заточение и что происходит с Изумрудным городом. Такая информация необходима Элле. Она должна знать, к чему быть готовой.
4. – Я думаю, что герои не льстили Элле. Они написали только правду. И если родные или близкие Элле люди прочитали это письмо, они порадовались за девочку и ее друзей. И они уже точно отпустят ее в очередное путешествие.
5. – Письмо – просьбой уж точно нельзя назвать первое письмо. Это скорее всего приказ, который необходимо выполнить, так в письме употреблены глаголы в повелительном наклонении: “отправляйся”, “вытащи”. Это же недопустимо, когда человек о чем-то просит.
6. – По моему мнению, только второе письмо можно считать письмом – просьбой, потому только в нем есть слово “просим”.
VI. Условия написания письма – просьбы
Учитель: – Хорошо, ребята! Мы с вами выяснили, что представляет одно из видов личных писем – письмо – просьба. Давайте подведем итог, каковы условия такого письма:
– Дружеские отношения между автором письма и его получателем.
– Подробное описание случившегося.
– Просить только то, чем можно помочь.
– Не должны употребляться глаголы в повелительном наклонении.
VII. Оформление конверта.
Учитель: А сейчас давайте “отправим настоящее” письмо сказочных героев девочке Элле.
– Ребята, кто доставил письмо из Волшебной страны в Канзас?
(Ворона Кагги – Карр, вокруг лапки которой был обвязан лист с письмом.)
– А это удобно, если вороны и другие птицы, голуби например, будут доставлять почту?
(Не всегда, потому, что они могут заблудиться, опоздать)
– А как же в настоящее время доставляют письма адресату?
(– С помощью авиатранспорта, поездов, машин и по Интернету)
Учитель: На чем нарисовано письмо Страшилы и Железного Дровосека?
(– На мягком, но прочном древесном листе.)
Учитель: – Хорошо, что волшебная ворона знала, куда лететь. Ей не нужны были точные данные – адрес. Девочку Элли в Канзасе знали многие.
Но в современном мире без знания адреса, индекса трудно найти получателя.
Давайте оформим конверт.
VIII. Итоговое подведение результатов мероприятия.
Учитель: – Ребята, с какими сведениями из области письма вы познакомились на внеклассном мероприятии? (На мероприятии мы познакомились с тем, что такое рисуночное, буквенное письмо. Разобрались с тем, как нужно правильно писать письмо – просьбу, оформлять конверт со сказочным адресом и индексом.
Учитель: Все то, о чем мы с вами сегодня говорили, пригодится вам в практической взрослой жизни.
IX. Домашнее задание.
Попробуйте, ребята, перевоплотиться в какого-нибудь сказочного героя из Волшебной страны.
И попросите в письме своего друга-волшебника о каком-нибудь одолжении.
О том, как отреагирует на ваше письмо его получатель, расскажете на следующем мероприятии. Если всё закончил закончилось для вас хорошо, вы правильно написали письмо.