Урок информатики с применением ЭОР "Исполнители вокруг нас". 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования.

А.П. Ершов

Характеристика класса: общеобразовательный класс в основном со средним или выше среднего показателем качества обученности с обычным делением на группы.

Программа: Информатика и ИКТ, 6 класс, автор Босова Л.Л. – М.: Бином, 2007

Учебник: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ, 6», 2008

Раздел: «Алгоритмы и исполнители», урок № 25, второй урок по теме раздела.

Количество часов: 68 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю.

Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный (2 мин) Задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, познавать. 

2 этап –  актуализация знаний (5 мин)  Проходит с помощью фронтальной и индивидуальной работы учащихся, что позволяет организовать повторение материала прошлого урока,  быстро провести проверку домашнего задания, подготовить учащихся к восприятию нового материала.

3 этап – изучение нового материала (12 мин) Сопровождается этап мультимедийной презентацией. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением учащихся в диалог с учителем по теме "Исполнители вокруг нас". Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к основному определению "исполнителя" как человека, группы людей, животного или технического устройства и  пониманию смысла "системы команд исполнителя". В конце этапа предполагается выполнение разминки, целью которой является снятие напряжения и положительного эмоционального настроя учащихся на выполнение практической работы на компьютере.

4 этап – знакомство с новым исполнителем, выполнение практической работы на компьютере (15 мин). Сопровождается этап мультимедийной презентацией. Учащимся предлагается познакомиться с новым исполнителем, выполнить практическое задание с последующей проверкой. Детям предлагаются найти свои ошибки и озвучить их. Важно, чтобы учащиеся проговаривали характер ошибки, причину, по которой она была допущена. Использование презентации MS PowerPoint позволяет качественно, красиво провести эту работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировать ошибки и показать их характер.

5 этап – подведение итогов работы (4 мин). Проводится в виде беседы. Учащиеся сообщают о том, что нового узнали на уроке. Оценка деятельности учащихся зависит от степени познавательной активности, творчества и самостоятельности, от уровня  общеучебных и специальных умений и навыков. Проводится рефлексия с помощью графического редактора. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки учащихся, которые могут себе поставить за урок отметки «5» и «4». Отметочное оценивание в течение урока суммируется по этапам беседы, объяснения и  самостоятельной практической работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.

6 этап – домашнее задание (2 мин) дается в трех формах: 1) практика – номера по учебнику и выполнение упражнений в рабочей тетради; 2) творческое задание: нарисовать образец рисунка, записать координаты на листочке для программы KOODRAW; 3) индивидуальное задание: ответить на вопросы в кроссворде по теме урока.

Данный урок  дал результат 88% качества и 100% успеваемости. Характер ошибок, допущенных в практической работе – невнимательность при вводе координат. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся. Материал для урока подбирала с помощью учебной методической литературы и сайтов с электронными образовательными ресурсами в Интернете http://school-collection.edu.ru  и  http://metodist.Lbz.ru. В презентации использовала материал с диска, который входит в состав УМК по информатике для 6 класса Босовой Л.Л. Раздаточный материал для практической работы и кроссворд по теме подготовила самостоятельно. Рисунки по координатам в приложении KOODRAW взяты из примеров в газете "Математика в школе". ЭОР позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.

Цели урока:

  • проверка качества усвоения учебного материала по теме "Алгоритмы и исполнители";
  • изучение характеристик исполнителей;
  • практическое закрепление пройденного материала при работе с конкретным исполнителем;
  • формирование информационной компетентности учащихся.

Задачи урока:

  • обучающие – систематизацияпредставления об исполнителях, развитие навыков составления алгоритмов для формального исполнителя;
  • развивающие – развитие логического мышления, внимания; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие познавательного интереса к предмету через практическую деятельность.
  • воспитательные – воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный, с практической работой на компьютере.

Форма проведения урока: беседа + практическая работа.

Методы:

словесный – беседа;
– наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
– практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.

Межпредметные связи: математика, рисование.

Оборудование и дидактический материал:

  • персональные компьютеры с установленным на них приложением KOODRAW; (Приложение 3)
  • мультимедийный проектор с экраном, указка;
  • ЦОР мультимедийная презентация по теме “Исполнители вокруг нас”; (Презентация)
  • пакет программ Microsoft Office; приложение KOODRAW;
  • индивидуальные карточки с заданиями, памятка по работе с приложением; (Приложение 1)
  • раздаточный материал для домашней работы, кроссворд по теме "Исполнители вокруг нас"; (Приложение 2)
  • Учебник: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – 2-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Вид урока: обычный, продолжительность 40 минут, при обычном распределении учащихся 6 класса по подгруппам. Компьютеры включены перед началом урока. Открыта папка "Работы 6 класса". Включен проектор с презентацией на ноутбуке, размещен экран для демонстрации. Приготовлена доска с темой урока и ключевыми понятиями. Раздаточный материал для практической работы и памятка по работе с приложением KOODRAW находятся на рабочих местах у компьютеров – по количеству рабочих мест. Задания для домашней работы – на партах, кроссворды раздаются учителем индивидуально.

План урока.

  1. Целевая установка на урок.
  2. Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.
  3. Систематизация понятия "исполнитель". Разминка.
  4. Знакомство с новым исполнителем. Объяснение порядка выполнения практической работы.
  5. Выполнение практической работы на компьютере.
  6. Подведение итогов работы. Оценивание учащихся.
  7. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка на урок
Этап учебного занятия Время Методы Формы Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный 2 мин.       1) Оглашение темы урока: “Исполнители вокруг нас”.
2) Постановка цели урока: изучение нового материала по теме “Алгоритмы и исполнители”.
3) Постановка задачи урока: изучение новых понятий и определений из раздела “Алгоритмы и исполнители”. Запускается Презентация.
Сегодня мы вспомним, что такое алгоритм, обсудим определение исполнитель, а так же рассмотрим ряд исполнителей из жизни и закрепим наш урок практическим занятием. Слайд 1.
Приготовить раскрытые рабочие тетради по информатике с домашней работой.
2. Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.
2. Актуализация знаний 3 мин. Беседа Фронтальная и индивидуальная работа   Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с понятием, с которым постоянно сталкиваемся в жизни при решении различных задач. Совершенно верно. Это алгоритм. Как мы определим это понятие? Учителем подчеркивается, что эта последовательность шагов обязательно конечная, отталкивается от исходных данных и имеет строго определенный порядок. Проверяется домашнее задание, выполненное в рабочей тетради [2] (№ 1-4 – стр. 75-76).Кто является исполнителем алгоритмов для решения задач из вашего домашнего задания? Слайд 2. Было задано выполнить упражнения в рабочей тетради [2] (№ 1-4 – стр. 75-76).  Ответы: Алгоритм
(Высказываются различные формулировки определения алгоритма как последовательности шагов для достижения требуемого результата).

Ответы: В задании 1 исполнителем может быть каждый из нас, а в задании 4 это сказочные герои.

3.  Систематизация понятия "исполнитель"
3. Усвоение нового материала 10 мин. + 2 мин. – разминка Беседа Фронтальная работа Презентация А кто вообще может быть исполнителем? Верно. Исполнитель алгоритма – это живое существо или техническое устройство, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Слайд 3. Но все ли исполнители одинаковы? Действительно, человек и животные отличаются от всех остальных исполнителей тем, что могут понимать команды, поданные по-разному, одни и те же команды выполнять по-разному, а могут и вовсе отказаться выполнять команду. Самый впечатляющий пример исполнителя – компьютер. Его отличительная черта – универсальность. Слайд 4. – Как может использоваться компьютер? – Куда может быть встроен компьютер? Эти формальные исполнители способны освободить человека от решения множества тяжелых и трудоемких задач, различной рутинной деятельности. Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Слайд 5. В то же время компьютер, другие технические устройства выполняют заданную им последовательность команд строго в соответствии с предписанием, не вникая в смысл выполняемых действий. Такие исполнители являются бездумными автоматами, или формальными исполнителями, в отличие от неформальных исполнителей, которые по своему уразумению могут вносить какие-то изменения в алгоритм. Слайд 6. Разработка алгоритмов для технических устройств – это трудоемкая задача, на решение которой способен только человек. Она требует от человека глубоких знаний и больших затрат времени. Как создать алгоритм для конкретного исполнителя? Например, в стиральную машину и сканер алгоритмы работы заложены производителем.  Назовите СКИ для принтера.
Еще одна система команд  – для плеера DVD. Слайд 7. Это устройство сейчас есть почти в каждом доме. включая его, мы не задумываемся, что запускаем систему команд исполнителя. Предлагаю вам выполнить СКИ в виде математических действий.
  • Задумайте число;
  • Прибавьте столько же;
  • Умножьте результат на 3;
  • Разделите на задуманное число.

Если после выполненных действий ответ совпал с моим, значит алгоритм  исполнен верно.
Итак, ребята давайте подведем итог
Продолжите фразу:
Исполнитель – это…
Система команд исполнителя (СКИ)…
Приведите примеры исполнителей Слайд 8.
Разминка (2 мин.) Слайд 9 .

Называются примеры исполнителей: человек, животное, заводная игрушка, компьютер. Приводятся примеры исполнителей, способных выполнить те или иные задачи.

Ответы: учеба, работа, игра, рисование управление и др.
Ответы: самолет, машина, телефон и др.

Читают СКИ для стиральной машины и сканера.
Ответы: Для этого нужно знать, какие команды понимает и умеет выполнять исполнитель, то есть знать его СКИ (систему команд исполнителя).
Ответы: включение, считывание, проверка бумаги, проверка документа (выход за рамки), печать документа, выключение.

Ответ 6

Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд.
Команды, которые может выполнять исполнитель называются системой команд исполнителя (СКИ).
Робот, компьютер, люди

4.  Знакомство с новым исполнителем. Объяснение порядка выполнения практической работы. Выполнение практической работы на компьютере
4. Практическая работа 15 мин. Беседа Групповая работа Презентация Слайд 10. В 5-6 классе есть такое упражнение по математике "Рисуем по координатам". Вам дается таблица с координатами точек, соединив которые на координатной плоскости вы получите занятный рисунок. Программа KOODRAW (Приложение 3) нарисует изображение по введенной вами таблице координат, напечатает в цвете таблицу и рисунок, а также выполнит обратную задачу: составит таблицу координат по нарисованному на доске изображению. Можно загрузить примеры картинок, взятые из газеты "Математика в школе", дорисовать в них что-нибудь, или изобразить самостоятельно какой-нибудь рисунок. Слайд 11. Максимальный объем таблицы 255 строк. Индикатором и переключателем режима работы – таблица/доска является значок наверху справа. На слайде. Вводите в ячейках таблицы координаты точек X и Y, точку разрыва – начало ломаной линии – обозначайте значком "+" в третьей колонке. Маленький квадрат, к примеру глаз медведя, обозначайте точкой в третьем столбце таблицы. Строки с координатами в таблице, которые следует удалить, обозначьте знаком "–" в третьем столбце. В таблице не должно быть пустых или не понятных программе строк. По мере заполнения таблицы проверяйте, что получается, нажимая кнопку "Нарисовать" (F4). Рисовать на доске надо удерживая левую кнопку мыши. Кнопками справа можно изменять масштаб рисунка, сдвигать окно по доске. Печать осуществляется принтером, способным обеспечить плотность печати 300 точек на дюйм. Сейчас перейдем к выполнению практической работы, где  компьютер будет являться  исполнителем, и выполнять с помощью вас алгоритм рисования самолета. (Приложение 1). А перед тем как сесть за компьютер давайте вспомним правила по ТБ. Задание на практическую работу. Слайд 13.
Ребята, чем вы занимались на практической работе?
Ответы: С клавиатурой и мышкой работать аккуратно, провода не трогать, не прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания по индивидуальным карточкам. Учитель контролирует выполнение задания и при необходимости отвечает на вопросы.
В конце практической работы показываются правильный вариант работы и ученики сравнивают со своими результатами.
Ответ: Выполняли задания по рисованию изображения  с использованием исполнителя KOODRAW.

5. Подведение итогов работы
5. Подведение итогов работы 5 мин. Беседа Групповая работа Презентация – С какими основными понятиями вы познакомились на этом уроке? Ребята! Сегодня вы познакомились с учебным исполнителем KOODRAW и успешно выполнили задание – научились составлять алгоритмы с использованием команд, входящих в СКИ программы. И хотя этот набор команд невелик, вам потребовались аккуратность и внимание при выполнении работы. Эти качества обязательно понадобятся вам в дальнейшем при составлении других, более сложных алгоритмов.
Учитель оценивает учащихся по ответам в течение урока.
Ответы: Исполнитель, СКИ, программа KOODRAW .

Рефлексия
В графическом редакторе нарисовать круг и закрасить:
Красным – все понял, интересно;
Желтым – понятно не все, но интересно;
Зеленым – ничего не понял.

Учащиеся переходят на места за партами.

6. Домашнее задание
6. Домашнее задание 3 мин. Беседа   Презентация Учебник: п. 3.2, 4.19 (материал для любознательных)
В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ: № 7-10 (стр. 79-80)
Творческое задание: нарисовать образец рисунка, записать координаты на листочке для программы KOODRAW
Индивидуальное задание: ответить на вопросы в кроссворде по теме урока. (Приложение 2)
Записывают домашнее задание в дневниках.

Учебная и методическая литература.

  1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса.– 2-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. http://school-collection.edu.ru
  5. http://metodist.Lbz.ru