Предлагаю вашему вниманию не совсем обычный урок, основными целями которого помимо закрепления глагола aller являются также развитие познавательных и творческих способностей учащихся, социокультурной компетенции. По возможности, учитель старается говорить в рифму в ходе урока. Думаю, он будет интересен на начальном этапе обучения и школьникам и студентам.
Цели:
Образовательные:
- Формирования навыков употребления в устной речи глагола aller;
- Развитие социокультурной компетенции и получение страноведческой информации;
- Ознакомление (или закрепление) с названиями дней недели.
Воспитательные:
- Развитие навыков взаимодействия в группе;
- Развитие умения слушать друг друга;
- Воспитывать интерес к изучению французского языка.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие навыков самостоятельной и групповой работы;
- Развитие логического мышления, слуховой памяти и внимания;
- Развитие познавательных и креативных способностей.
Задачи урока:
- Тренировать учащихся в употреблении глагола III группы aller и слитного артикля с предлогом à.
- Тренировать учащихся в употреблении глагола aller в новой речевой ситуации ( Je vais à Paris /en France/ au Canada).
- Контроль усвоения лексико-грамматического материала.
Оснащение урока:
- картинки/буклеты с названиями французских городов, стран мира
- карточки с французскими именами
- магнитофон, диск, доска, компьютер, экран, проектор.
План урока:
- Организационный момент.
- Фонетическая зарядка.
- Повторение спряжения глагола aller и правила употребления слитного артикля с предлогом à.
- Игра Boule de neige.
- Контроль усвоения лексико-грамматического материала (диктант), проверка домашнего задания.
- Составление стихотворений с глаголом aller, рифмуя дополнения места с французскими именами.
- Ознакомление с употреблением предлогов после глагола aller перед названием городов и стран и составление совместного стихотворения.
- Страноведческий комментарий об известных городах Франции (презентация).
- Закрепление новой лексики: разучивание песни по теме.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент<
На доске – дата, день недели, название темы, иллюстрационный материал по теме. Учитель приветствует учеников, подготавливает учащихся к погружению в иноязычную речь, старается создать доброжелательную атмосферу урока.
М > CI: Bonjour, mes amis. CI > M: Bonjour, madame.
M > CI: Prenez places, s. v. p. Commençons notre leçon de français. Je suis ravie de vous voir. Et toi, Serge(Marie), es-tu ravi(e) de voir tes camarades(amis, copains, copines)?
E1 : Oui, je suis ravi(e) de voir mes camarades.
M : Ça va, Claire/ Nicolas ?
E2 : Merci, madame, ça va.
Tout d’abord faisons une gimnastique phonétique!
2. Речевая зарядка (2 мин.)
Воспроизведение ЛЕ, связанных с материалом урока (снятие трудностей последующих этапов урока). Отработка фонетических артикуляционных навыков. Учащиеся повторяют за учителем хором, а при необходимости индивидуально слова, которые придется употреблять в ходе урока.
М > CI: Répétez après moi!
[ a ] parc-Marc, cinéma- Tomas, Nicolas, Irma
[a :] bar- Gérard, Bérnard, Dinard
[ e ] lycée, musée, café, Zoé, Dorothé, Désiré, René
[ i ] clinique, fabrique, Dominique, Monique
pharmacie, Paris, Vichy, Mélanie, Nathalie, Stéphanie, Sophie, Marie, Lucie
cantine, piscine, Nadine, Pauline, Catherine, Joséphine
[ ɛ̃ ] jardin, magasin, Krimlin, Martin, Lucien
[ õ ] maison , Dijon, Gaston, Simon, Léon
[ ɛl ] hôtel, la Rochelle, Michel
[wa] Rouen, Antoine, Pontoise, Françoise etc.
3. Основная часть урока.
1. Повторение спряжения глагола aller.
M: Regardez le tableau, s.v.p., et dites quel est le thème de notre leçon ?
Ученики озвучивают тему урока. E : On apprend le verbe aller.
M: Maintenant répétons la conjugaison du verbe aller au présent. Qui veut répondre ? Toi, Serge ? Bon, conjugue le verbe aller au singulier!
E1: Je suis, tu vas, il va, elle va...
M: Très bien! Et toi, Michel, continue au pluriel!
E2: Nous allons, vous allez, ils vont, elles vont.
M: Bravo, Michel! Dites, s.v.p., quel article faut-il employer avec le verbe aller ?
Один из учащихся рассказывает правило: после глагола aller употребляется слитный артикль с предлогом à . Если дополнение женского рода, то мы идем с à la, если мужского- то с au , если слово начинается с гласной – то cà l’.
2. Игра Boule de neige( ou Qui a la meilleure mémoire ?).
M: Et maintenant, voyons qui est le plus attentif, qui a la meilleure mémoire.
Faites des phrases avec le verbe aller à la 1-e personne du singulier et l’article contracté à la!
Учащиеся вспоминают выражения, которые употребляются со слитным артиклем женского рода, затем – с артиклем мужского рода. Они по очереди составляют предложения типа: Jevais à laclinique. Je vais à la poste.... Затем, например, в 1л. мн. ч.: Nous allons au cinéma. Nousallonsaucafé.... Или один называет выражение, второй повторяет услышанное и добавляет свое.
Exemple:
E1: Je vais à la campagne.
E2: Je vais à la campagne. Je vais à la montagne.
E3: Je vais à la campagne. Je vais à la montagne. Je vais à la banque. Etc
Кто назовет больше выражений, тот получает значок: la meilleure mémoire (обладатель лучшей памяти).
3. Проверка домашнего задания. Контроль усвоения лексико-грамматического материала.
А) M: Maintenant, voyons, comment vous avez fait votre devoir poétique.
Учащиеся читают или рассказывают свои рифмовки, спрягая глагол aller .
Exemple:
Je vais à la bibliothèque. |
Nous allons à la fabrique. |
Tu vas à la discothèque. |
Vous allez à la clinique. |
Il va au musée, |
Ils vont au jardin, |
Elle va au lycée. |
Elles vont au magasin. |
В) Bravo! Et maintenant écrivons une petite dictée. Voyons comment vous avez appris le verbe aller.
Prenez vos cahiers, ouvrez-les et écrivez:
Учитель диктует предложения с наиболее легкими выражениями, которые встречаются в русском или английском языках. Предложения желательно продиктовать по-русски.
Exemple:
Jevaisaucinéma. Tu vas à la plage. Il va au parc. Elle va au zoo. Nous allons à la parade. Vous allez au stade. Ils vont au garage. Ellesvontauvillage.
Проверка диктанта проводится в режиме взаимоконтроля с опорой на словарь.
Составление стихотворений с глаголом aller, рифмуя дополнения места с французскими именами. На доске слева прикреплены магнитами картинки, справа – карточки с французскими именами <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>.
Учитель просит учеников выйти к доске и подобрать имя в рифму.
М: Pour mieux apprendre le verbe aller continuons à le rimer avec les prénoms des enfants français. Allez à tour de rôle au tableau et faites des phrases.
Par exemple: Je vais à la maison avec Gaston.
5. Ознакомить с употреблением предлогов после глагола aller перед названиями городов и стран.
На каждом столе лежат туристические буклеты французских городов (если таковых нет, то можно распечатать фотографии/сделать показ слайдов)
А) Учитель просит учащихся взять буклеты и составить предложения, например, в 3 лице множественного числа.
M: Maintenant, travaillons la 3-e personne du pluriel. Mes amis, regardez! A chaque table il y a des bouclets. Prenez-les et rimez.
Exemple: Ils vont à Dijon avec Léon. Elles vont à Vichy avec Sophie.
В) Затем все вместе ученики составляют стихотворение, используя данные слова
(лучше предложить 2-3 командам выполнить это задание: командам раздаются конверты, в которых находятся названия французских городом и имена).
Exemple:
Je vais à Paris avec Marie.
Tu vas à Bayeux avec Mathieu.
Il va à Marseille avec Mireille.
Elle va à Bordeaux avec Margo.
Nous allons à Givergny avec Mélanie.
Vous allez à Cannes avec Anne.
Ils vont à Rouen avec Antoine.
Elles vont à Arles avec Charles.
Учитель спрашивает у учащихся, какие города им знакомы . Что это за города? Чем они знамениты? Учитель показывает презентацию и дает краткие пояснения:
M: Dites, s.v.p., quelles villes vous connaissez?
Презентация
Paris est la capitale de la France. Les touristes du monde entier arrivent à Paris pour admirer ses monuments historiques et culturels. La Tour Eiffel, symbole de la ville. Beaubourg / Centre Gtorges Pompidou c’est le musée d’ art moderne. La célèbre cathèdrale Notre-Dame. La Seine avec ses ponts dont le plus beau est le pont d’Alexandre III. Le Louvre, un des plus riches musées du monde.
Bayeux c’est une petite, mais très belle ville au nord de la France, en Normandie. Ses ruelles sont très pittoresques .
A Bayeux se trouve le musée de la Tapisserie de Bayeux, la célèbre tapisserie qui parle de la conquette de l’ Angleterre par Guillaume le Conquérant.
Marseille est le plus grand port de la France. Tout près, dans la mer on voit le fameux château d’If. Au sommet de la colline se trouve une belle cathèdrale Notre-Dame de la Garde. Du haut de la colline on peut admirer un beau panorama de la ville.
Bordeaux, la sixième la plus peuplée ville de France, est souvent qualifiée de « perle d'Aquitaine » : une partie de la ville, le port de la Lune, a été classée au patrimoine mondial de l'humanité par l'UNESCO pour l'ensemble urbain exceptionnel qu'elle représente. La ville est connue dans le monde entier pour son vignoble et ses vins.
A Givergny se trouve le musée Claude Monnet, grand paintre français, père de l’impressionisme. Il habitait une petite mason, mais il a créé un jardin magnifique avec un étang pittoresque dans le style japonais. De nombreux touristes visitent sa maison et son jardin chaque année.
Cannes est la capitale cinématographique. Cannes est aujourd’hui mondialement connue pour son festival du film et sa promenade de la Croisette bordée de palaces.Chaque année le festival de cinéma a lieu à Cannes au mois de mai. Alors, on peut voir ici les artistes célèbres du monde entier. Cette ville se trouve au bord de la Méditerranée, elle est renommée aussi pour ses plages et ses paysages.
Rouen est la capitale de la Normandie. C’est une ville ancienne, connue pour sa cathèdrale. Claude Monnet peignait/ dessinait cette cathèdrale aux moments différents de la journée. A Rouen a été bruléе Jeanne d’ Arc, héroΪne française qui a aidé le rois à libérer la France des Anglais pendant la guerre de cent ans.
Arles c’est une ville de l’époque romaine. Elle a été fondé par Jules Cézar. Cette ville a en effet plus de 2 500 ans. Des monuments remarquables ont été construits pendant l’Antiquité à l’époque romaine, comme le théâtre antique, les arènes.
С) Затем ученики переворачивают буклета, к обратной стороне которых прикреплены карточки с названиями стран и имена: France – Laurence.
M: Maintenant, regardez le dos de vos bouclets et faites encore une poésie.
M:
je | E1 : Je vais en France avec Laurence. |
Tu |
E2 : Tu vas en Suisse avec Alice. |
Il |
E3 : Il va en Algérie avec Valérie. |
Elle |
E4 : Elle va au Congo avec Margo. |
Nous |
E5 : Nous allons en Belgique avec Dominique. |
Vous |
E6 : Vous allez au Canada avec Nicolas. |
Ils |
E7 : Ils vont au Niger avec Robert. |
Elles |
E8 : Elles vont au Gabon avec Gaston. |
Bravo! Et dites, s.v.p., quels sont ces pays ? Est-ce que vous connaissez ? Regardez l’ecran, s.v.p.! (на экране появляется карта мира, где выделены франкоговорящие государства). Приложение1
Ce sont les pays où l’on parle français. Dans ces pays le français est la langue maternelle ou officielle.
Затем учитель открывает доску ( вешает плакат), где написаны предложения:
Je vais à Paris. Je vais en France. JevaisauCanada.
и просит учащихся сделать вывод, что употребляется после глагола aller перед названиями городов и стран.
M: Мes amis. Regardez encore une fois le tableau, s.v.p., et dites :
Qu’est-ce qu’il faut employer devant les noms de la ville et du pays ?
Учащиеся формулируют правило.
6. В завершение урока предлагается прослушать и разучить песню.
M: Pour finir notre leçon, écoutons une belle chanson. Приложение2.
После прослушивания хором проговорить слова.
M: Rététez après moi! Bordeaux, Strasbourg, Toulouse, Lille; Lundi, mardi, mercredi, jeudi, vendredi, samedi, dimanche. Et maintenant, chantons cette belle chanson.
Je vais à Bordeaux lundi. |
Nous allons à Lyon vendredi. |
Tu vas à Marseille mardi. |
Vous allez à Lille samedi. |
Il va à Strasbourg mercredi. |
Dimanche, ils vont à Paris (2 fois) |
Elle va à Toulouse jeudi. |
|
4. Заключительный этап урока / Рефлексия
- подведение итогов урока;
- выставление оценок;
- домашнее задание:
1. Написать стихи c глаголом aller, подобрав в рифму имена и сделать презентации. Его можно усложнить, если ввести слова по теме «Семья», например:
Je vais au parc avec mon frère Marc.
Учитель может показать образец презентации из своей «копилки находок».
Таким образом, ставится несколько задач:
- практика употребления глагола aller в présent;
- активизация лексики по теме «Семья»;
- практика употребления слитного артикля с предлогом à и притяжательных прилагательных.
2. Найти на карте Франции города и подобрать к ним имена в рифму.