Основная философия работы: Народы Севера – прежде всего носители экономических отношений, связанных с оленеводством и охотпромыслом. Их образ жизни, формирование характера, силы и ловкости и различные сферы их деятельности пронизаны особым значением. У якутов и эвенков по роду быта и существования выживали наиболее сильные, особо у мужчин связанных своеобразием образа жизни, связаных с кочеванием, охотой. Многие из них были непревзойденными следопытами, обладали силой характера, способной выживать в лютые морозы. Жизнь на свежем воздухе, постоянная перемена мест и охота, наложила особую печать на характер, конституцию тела, ловкости,силу рук, быстроту ног и духовный склад якутов и эвенков.
Секреты их ловкости и силы передавались от поколения к поколению и отражали окружающие северян с детских лет природу, быт и среду.
Актуальность:
Подготовка юного многоборца по
национальным видам спорта северного многоборья,
особо в заречных улусах ставит перед собой
сложные задачи. Многолетний спортивный опыт
свидетельствует о том, что физические качества
труднее развить согласованно, т.к. они
развиваются в разные периоды физического
развития.
Передовой спортивный опыт и научные
исследования показывают, что для достижения
гармонического физического развития необходимо
использовать широкий комплекс средств и методов
спортивной тренировки.
Цель работы: обучение основам техники национальных видов спорта северного многоборья на основе индивидуального подхода, с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности,особенностей развития психических свойств.
В своей работе в организации кружка по Северному многоборью, я разделил группу желающих ребят по возрастным критериям на следующие группы:
– группа начальной подготовки;
– основная учебно-тренировочная группа;
Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основной целью в работе стало: формирование интереса к секции северного многоборья, путем выявления первичных задатков и способностей.
Задачи:
– укрепление здоровья;
– улучшение физического развития;
– овладение основами выполнения упражнений;
– разносторонняя физическая подготовленность;
– выявление задатков и способностей, привитие к
тренировочным занятиям;
– воспитание черт характера.
Для юных спортсменов национальных видов спорта северного многоборья, занимающихся в основной учебно-тренировочной группе целью в работе стало: обучение основам техники национальных видов спорта северного многоборья
Задачи:
– дальнейшее укрепление здоровья;
– гармоничное физическое развитие;
– укрепление опорно-двигательного аппарата и
сердечно-сосудистой системы средствами общей
(ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
– повышение уровня скоростных, силовых и
скоростно-силовых качеств;
– приобретение соревновательного опыта;
– приобретение теоретических знаний по
тренировке по национальным видам спорта
северного многоборья, ведение спортивного
дневника и умение анализировать записанные в нем
данные.
– профориентационная направленность
воспитанников
Основные принципы работы. Определение групп подготовки юных спортсменов по национальным видам спорта северного многоборья
При построении спортивной тренировки следует руководствоваться следующими принципами:
– целевой направленности по отношению к
высшему спортивному мастерству;
– соразмерности в развитии основных физических
качеств;
– ведущих факторов, определяющих уровень
мастерства и возрастной динамики развития юных
спортсменов.
Реализация указанных принципов позволяет
учитывать как возрастные особенности юных
спортсменов, так и требования, которые будут
предъявлены к ним в будущем на этапе спортивного
совершенствования.
Многолетний процесс тренировки и соревнований
спортсмена строится на следующих методических
положений.
1. Единая педагогическая система, обеспечивающая
рациональную преемственность задач, средств
методов, организационных форм подготовки всех
возрастных групп. Основным критерием
эффективности многолетней подготовки является
наивысший спортивный результат, достигнутый в
оптимальных возрастных границах для
национальных видов спорта.
2. Целевая направленность по отношению к высшему
спортивному мастерству в процессе подготовки
для всех возрастных групп.
3. Оптимальное отношение (соразмерность)
различных сторон подготовленности учащихся в
процессе многолетней тренировки.
4. Неуклонный рост Объема средств общей и
специальной подготовки, соотношение между
которыми постепенно изменяется. Из года в год
увеличивается удельный вес объёма средств,
специальной подготовки по отношению к общему
объёму тренировочной нагрузки и соответственно
уменьшается удельный вес общей подготовки.
5. Поступательное увеличение объёма и
интенсивности тренировочных и соревновательных
нагрузок. Каждый период очередного годичного
цикла должен начинаться и завершаться на более
высоком уровне тренировочных нагрузок по
сравнению с соответствующими периодами
предыдущего годичного цикла.
6. Строгое соблюдение постепенности в процессе
использования тренировочных и соревновательных
нагрузок, особенно в занятиях с детьми,
подростками, так как: всесторонняя
подготовленность неуклонно повышается лишь в
том случае, если тренировочные и
соревновательные нагрузки на всех этапах
многолетнего процесса полностью соответствуют
его биологическому возрасту и индивидуальным
возможностям спортсмена.
7. Одновременное воспитание физических качеств
спортсменов на всех этапах многолетней
подготовки и преимущественное развитие
отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее
благоприятные для этого. В школьные годы имеются
возможности для развития всех физических
качеств, если обеспечено эффективное
педагогическое воздействие, которое, однако, не
должно принципиально изменять закономерности
возрастного развития тех или иных сторон
двигательной функции человека.
Преимущественная направленность тренировочного
процесса по годам обучения определяется с учетом
сенситивных периодов развития физических
качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя
оставлять без внимания развитие качеств, которые
в данном возрасте не совершенствуются. Особенно
важно соблюдать соразмерность в развитии общей
выносливости и скоростных качеств, в развитии
общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые
имеют под собой разные физиологические
механизмы.
Процесс многолетней подготовки спортсменов
можно разделить на 4 этапа: предварительной
подготовки, начальной спортивной специализации,
углубленной специализации в избранном виде
спорта, спортивного совершенствования
Продолжительность этапов многолетней
подготовки обусловлена особенностями вида
спорта, уровнем спортивной подготовленности
занимающихся. Четкой границей между этапами не
существует. Решая вопрос о переходе к очередному
этапу подготовки, следует учитывать паспортный и
биологический возраст ученика, уровень его
(физического развития и подготовленности,
способность к успешному выполнению возрастных
тренировочных и соревновательных нагрузок
занимающиеся должны в течении учебного года
дважды проходить полное медицинское
обследование.
Практическая часть работы
Физическая подготовка ОПФ СПФ
По ОФП и СФП учащиеся занимающиеся по национальным видам спорта северного многоборья: в начале проводят разминочный комплекс..
Затем основная часть:
– бег на ЗО м выполняется на дорожке зала или
легкоатлетического манежа в спортивной обуви
без шипов.
– прыжки в длину смета проводятся на нескользкой
поверхности. Тренерующийся учащийся встает на
стартовой линии в исходное положение, ноги
параллельно и толчком двумя ногами со взмахом
рук совершает прыжок. Приземление происходит
одновременно на обе ноги на покрытие,
исключающее жесткое приземление. Измерение
осуществляется стальной рулеткой по отметке,
расположенной ближе к стартовой линии.
– челночный бег 3х10 м выполняется с максимальной
скоростью. Дети встают у стартовой линии, соя
лицом к стойкам, по команде обегает приветствия.
Время фиксируется до десятой доли секунды.
– подтягивание на перекладине из виса
выполняется максимальное количество раз хватом
сверху, и.п.: вис на перекладине, руки полностью
выпрямлены в локтевых суставах.
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа
выполнятся максимальное количество раз. И.п.:
упор лежа на горизонтальной поверхности, руки
полностью выпрямлены в локтевых суставах,
туловище и ноги составляют одну единую линию.
– бег на 1000 м проводится на дорожке стадиона или
на пересеченной местности на стандартном кругу.
Разрешается переходить на ходьбу.
Комплекс тренировочных упражнений на занятиях
по Северному многоборью включает следующее:
– метание топора на дальность.
– метание аркана — тын-зяна на хорей в каждой из
трех попыток продолжается до трех попыток, т.е. с
первым промахом попытка считается законченной.
Результат броска тын-зяна засчитывается, если
участник в пределах правил произвел бросок, не
заступив линию круга, хорей оказался накрытым
тын-зяном (внутри петли) при броске конец тын-зяна
остался у участника
– прыжки через нарты проводятся на нескользкой
поверхности. Прыжки выполняются с одновременным
отталкиванием двух ног с места. Разрешатся
произвести перенос ног через парты только прямо
перед собой. Участник, преодолевший 10 нарт,
приземляется на обе ступни перпендикулярно
партам, прыжком делает поворот на 180°,
обязательно с одновременным отталкиванием двух
ног, на поворот дается 5 сек (отчет времени
производится с момента приземления после
преодоления последней нарты до момента
отталкивания для преодоления парты). Запрещается
во время преодоления парт делать остановку между
ними, т.е. сбиваться с ритма прыжков, нарушать
правила 5 сек. на повороте, сдвигать парту с
места любой частью тела, совершать переступание
или передвижение стон, производить перенос ног
через парты разведением их в правую или левую
сторону, касаться нарт руками или любой другой
частью тела выше пояса. Прыжки через нарты
выполняются участником до первой ошибки. Каждый
участник имеет право на З попытки, в зачет идет
лучший результат.
– бег с палкой по пересеченной местности,
дистанция, по которой проводится контрольные
испытания, прокладываются по лесным тропинкам,
грунтовым дорогам в тундре, а на отдельных
участках должны быть естественные препятствия в
виде канав, ручейков, ям и т.д., при преодолении
которых спортсмен мог бы использовать палку.
Время фиксируется с точностью до 0,1 с
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка
приводится в форме бесед, лекций и
непосредственно в тренировке органически
связана с физической, технико– тактической,
моральной и волевой подготовки как элемент
практических занятий.
Теоретические знания имеют определенную целевую
направленность: вырабатывают у занимающихся
умение использовать полученные знания на
практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период
обучения. При проведении теоретических занятий
следует учитывать возраст занимающихся и
излагать материал в доступной им форме. В
зависимости от конкретных условий работы в план
теоретической подготовки можно вносить
коррективы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Возрастание роли физической культуры и спорта
как средства воспитания как юных спортсменов
обуславливает повышение требований к
воспитательной работе в спортивных школах. При
этом важным условием успешной работы с юными
спортсменами является единство воспитательных
воздействий, на формирование личности юного
спортсмена — итог комплексного влияния факторов
социальной системы воспитания, в том числе: семьи
образовательной школы, коллектива педагогов.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами
является воспитание высоких моральных качеств,
преданности России, Якутии чувства
коллективизма, дисциплинированности и
трудолюбия. Важную роль в нравственном
воспитании юных спортсменов играет
непосредственно спортивная деятельность,
которая представляет большие возможности для
воспитания всех этих качеств.
Воспитание дисциплинированности начинается с
первых занятий. Строгое соблюдение правил
тренировки и участие в соревнованиях, четкое
исполнение указаний тренера, отличное поведение
на тренировочных на тренировочных занятиях, в
школе и дома — на все это должен постоянно
обращать внимание тренера. Важно с самого начала
спортивных занятий воспитывать спортивное
трудолюбие — способность преодолевать
специфические трудности, что достигается прежде
всего систематическим выполнением
тренировочных заданий, связанных с
возрастающими нагрузками. На конкретных
примерах нужно убеждать юного спортсмена, что
успех в современном спорте зависит прежде всего
от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми
необходимо придерживаться строгой
последовательности в подготовке и участии в
соревнованиях, используются педагогические
методы: внушение, специальные дыхательные
упражнения, отвлекающие беседы.
Из медико-биологических средств восстановления:
витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все
виды массажа, русская парная баня сауна.
Этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства.
С ростом объема специальной физической
подготовки и количества соревнований
увеличивается время, отводимое на
восстановление организма. Дополнительными
педагогическими средствами могут быть
переключение с одного вида соревновательной
деятельности на другой, чередование
тренировочных нагрузок различного объема и
интенсивности, изменение характера пауз отдыха и
их продолжительности.
На этом этапе подготовки необходимо комплексное
применение всех средств восстановления
(педагогические, гигиенические, психологические
и медико-биологические). При этом следует
учитывать некоторые учебные закономерности и
влияние этих средств на организм юного
спортсмена.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Медико-биологический контроль
направлен на оценку состояния здоровья,
определение физического развития и
биологического возраста юного спортсмена,
уровня его функциональной подготовки. Основным в
комплексном врачебно-биологическом контроле
является углубленное медицинское обследование,
тестирование физической работоспособности в
лабораторных и естественных условиях,
определение специальной тренированности и
оценка воздействия тренировочных нагрузок на
юного спортсмена. Содержание
медико-биологического контроля имеет свои
особенности в зависимости от специфики
спортивной деятельности. В скоростно-силовых
видах спорта, комплексный контроль
предусматривает исследование
морфофункциональных признаков, особенностей
высшей нервной деятельности и уровня проявления
личностных качеств, определение личностных
качеств, определение координационных
способностей, физической и технической
подготовленности спортсменов.
Врачебный контроль юных спортсменов
осуществляется силами врачей
общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, училищ
олимпийской подготовки и
лечебно-профилактических учреждений в тесном
контакте с тренерско-преподавательском
коллективе. Врачебный контроль является
составной частью общего Учебно-тренировочного
плана подготовки юных спортсменов.
Главная особенность врачебного обследования
юных спортсменов — комплексный подход,
направленный на изучение целостной деятельности
организма, обуславливающий его
приспособляемость к физическому напряжению. При
этом методы исследования подбираются с таким
расчетом, чтобы как можно полнее
охарактеризовать все системы: организма и
выявить уровень функциональных возможностей.
Существуют следующие виды медицинского
обследования:
углубленное медицинское обследование, этапное,
текущее и оперативное.
Углубленное медицинское обследование юные
спортсмены проходят 2 раза в год (в начале и в
конце учебного года).
Этап начальной спортивной специализации в беге
на короткие дистанции начинается в 12-13 лет. В этом
возрасте чаще возникают переутомления и
перенапряжения при несоответствии нагрузок
возможностям спортсменов. Это определяет и
тактику врачебного контроля на этапе начальной
спортивной специализации. По-прежнему ведутся
тщательные наблюдения за состоянием здоровья и
за текущей заболеваемостью. Спортсмены 2 раза в
год проходят диспансеризацию на базе
врачебно-физкультурного диспансера.
При исследовании физического развития
определяется биологический возраст, выявляется
соответствие паспортному возрасту и нормативам
для возрастно-половой группы данного
географического района. Биологический возраст в
общей степени определяет уровень физического
развития, чем паспортный. С темпами полового
созревания тесно связаны показатели физической
подготовленности и работоспособности.
Для определения физической работоспособности в
условиях кабинета используются различные модели
физических нагрузок. Наиболее распространено
определение работоспособности по тесту РМС 170.
Заключение по результатам углубленного
обследования составляются с учетом всех
использованных методов. При этом возраст
является основополагающим фактором при анализе
и оценке многообразного комплекса
анатомо-физиологических показателей. Полученные
данные суммируются и обобщаются.
Заключение должно содержать: оценку состояния
здоровья, оценку физического развития,
биологический возраст его соответствие
паспортному, уровень функционального состояния,
рекомендации по лечебнопрофилактическим и
восстановительным мероприятиям, рекомендации по
тренировочному режиму.
Этапное обследование проводится в сроки
основных периодов годичного тренировочного
цикла. Кроме обследования в лабораторных
условиях исследования ведутся в процессе
тренировки. При этом ставится задача оценить
состояние здоровья, изучить динамику
тренированности и переносимость тренировочных
нагрузок.
Дополнительные осмотры юных приурочиваются к
концу мезоцикла. Они обязательно включает
функциональные приборы сердечно-сосудистой
системы и инструментальные методы исследования.
В данном врачебном обследовании большое
значение придается определению динамики
специальной тренированности. Особенно это
относится к этапу углубленной тренировки в
избранном виде спорта. динамические наблюдения
проводятся в одинаковых условиях. Этому
требованию удовлетворяет методика повторных
нагрузок. При их использовании соблюдается ряд
методических требований: нагрузки должны быть
специфичными для данного вида спорта; каждая их
повторных нагрузок выполняется с максимальной
интенсивностью, а между нагрузками
регистрируются медико-биологические показатели;
точно учитывается интенсивность и
продолжительность нагрузки (секунды, метры,
баллы и т.д.) сопоставляются педагогические
критерии и медико-биологические показатели.
Повторные нагрузки для определения специальной
тренированности сохраняются идентичными на
различных этапах годичного цикла.
Текущий контроль проводится по заранее
намеченному плану, либо после того, как спортсмен
приступил к тренировкам после перенесенного
заболевания, либо по заявке тренера. Если цель
выявить, как спортсмене переносит максимальные
тренировочные нагрузки (одно тренировочное
занятие, недельный цикл и т. д.). Методы
исследования зависят от возможностей
медицинских работников и наличие аппаратуры.
Минимальный комплекс включает изменение частоты
сердечных сокращений, артериального давления,
электрокардиограмму, проверку адаптации к
дополнительной нагрузке.
На этапе начальной спортивной специализации
текущий контроль осуществляется простыми
методами для охвата наибольшего количество
занимающихся. В этом случае врач проводит на
занятиях наблюдения за внешним видом учащихся,
который дает представления о степени утомления,
проводит хронометраж занятий, изучает
физиологическую кривую тренировки, при
необходимости проводит индивидуальные
наблюдения за отдельными спортсменами,
используя при этом легкодоступные,
необременительные методы исследования. Врач и
тренер совместно анализируют тренировочные
нагрузки и находят их оптимальную дозировку, до и
после занятий исследуется частота сердечных
сокращений, артериальное давление, жизненная
емкость легких, динамометрия.
На этапе углубленной тренировки в избранном виде
спорта особое значение приобретает оценка
воздействия тренировочных нагрузок на юных
спортсменов методом повторных нагрузок, а также
изучение динамики специальной тренированности.
Необходимо вести строгое наблюдение за
процессом восстановления после больших и
максимальных тренировочных и специфических
соревновательных нагрузок.
Оценка результатов обследования должна
содержать медицинское заключение о состоянии
здоровья, физическом развитии, биологическом
возрасте, функциональной подготовленности т
специальной тренированности. В зависимости от
этапа многолетней подготовки содержание
медицинского заключения должно включать или все
параметры, или только часть из них.
Оценка состояния здоровья. К занятиям спортом
допускаются лишь дети и подростки, отнесенные к
основной медицинской группе. В эту группу входят
лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья,
физическом развитии и функциональной
подготовленности, а также имеющие
незначительные, чаще функциональные, отклонения,
но не отстающие по своему физическому развитию и
функциональной подготовленности.
Оценка физического развития проводится с учетом
полового созревания, так как биологический
возраст в большей степени определяет показатели
физической подготовленности и
работоспособности, а также темпы их развития.