В идеале весь образ жизни ребенка,
каждый квадратный метр его жизни
должен быть заполнен образованием.
А.С.Макаренко
На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий. В связи с этим идет постоянный поиск новых форм организации обучения.
Сейчас недостаточно просто передать ученику определенную сумму базовых знаний. Образование должно дать каждому человеку умение самостоятельно осваивать новую информацию, формировать способность к творчеству.
Образовательный процесс в современной школе должен помочь учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Поэтому одной из приоритетных задач школьного образования становится развитие личности ребенка.
Необходимость развития “практики дополнительного образования” подчеркнута в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. Вопрос о развитии школьного дополнительного образования является очень важным. Наряду с творческими и спортивными секциями и студиями мы стали активно развивать и внедрять в практику кружки, клубы, курсы, ориентированные на углубленное изучение школьных дисциплин, развитие познавательной самостоятельности, исследовательской культуры, подготовку одаренных детей к олимпиадам и конференциям.
Основное и дополнительное образование в лицее не изолированы друг от друга. Дополнительное образование расширяет и углубляет основное, делает мир знаний более ярким и рельефным. Именно дополнительное образование дает детям возможность применить на практике тот опыт, который получают в изучении школьных наук основного курса.
Организация непрерывного образования достигается двумя процессами: воспитание у детей потребности в приобретении знаний, умения распоряжаться ими и обеспечение возможности для получения полноценного образования через систему дополнительного образования.
Обычно термином “дополнительного образования детей” характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка, в соответствии с его желаниями и потребностями. По “местоположению” в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного стандарта. Но между тем основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок и его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые не могут быть реализованы в рамках предметного образования.
“Изюминку” дополнительного образования составляет то, что программы не транслируются сверху.
Дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Цель дополнительного образования: создание условий для развития и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей для их самореализации и самоопределения.
Задачи дополнительного образования:
- Изучение интересов и потребностей детей
- Формирование условий для создания единого образовательного пространства
- Расширение видов творческой деятельности
- Обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности.
В условиях лицея дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Это позволяет увеличить пространство ребенка, в котором развиваются творческая и познавательная активность, реализуются личные качества. Поэтому концепцию дополнительного образования мы строим на личностно ориентированной системе.
Основные принципы дополнительного образования:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельная, исследовательская основа образовательного процесса.
Условия реализации задач дополнительного образования:
- четкое определение целей;
- целостность всей образовательной среды лицея;
- необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- поддержка существующих школьных традиций;
- интеграция основного и дополнительного образования.
Дополнительное образование обладает мощным образовательным потенциалом, позволяет повысить уровень общего развития учащихся.
Одной из самых традиционных форм дополнительного образования является кружок.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности детей, объединенных по интересам. Занятия в кружке позволяют детям удовлетворить разнообразные интересы. Кружок – это начальный этап реализации программ дополнительного образования.
Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами; это своего рода мастерская для подготовки детей в разных областях искусства.
Элективные курсы и спецкурсы – расширение знаний учащихся, подготовка к экзаменам, олимпиадам, конференциям.
Образовательный процесс, организованный в лицее в системе дополнительного образования отвечает следующим требованиям:
- имеет развивающий характер;
- разнообразен по формам, так и по содержанию;
- базируется на развивающих методах обучения.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования имеет отличительные черты:
- осуществляется в свободное от учебы время и отличается свободой выбора и возможностью смены сферы деятельности;
- характеризуется добровольностью;
- носит неформальный и комфортный характер для всех ее участников.
Для организации дополнительного образования существует много форм и моделей. Изучив все их, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является – модель организации школы полного дня.
В нашем понимании школа полного дня – это школа, реализующая как программы базового образования, так и расширенного профильного и углубленного образования по предметам, имеющая развитую систему факультативов, элективных курсов, дополнительного образования и широко применяющая Здоровьесберегающие технологии.
Главной задачей школы полного дня мы определили – обеспечение максимальной удовлетворенности потребителей и родителей, реализация социального заказа.
Дополнительное образование выполняет адаптивную функцию. Полная интеграция основного и дополнительного образования – необходимое условие организации образовательного процесса в школе полного дня.
Дополнительное образование рассматривается как динамическая модель, в основе которой лежат принципы:
- соответствия возможности школы и потребностей учащихся;
- демократичности и гуманизма;
- создание свободного пространства для инициативы ребенка;
- практико-деятельного обучения.
Главной специфической чертой дополнительного образования в лицее является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение “воспитательного поля” лицея, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Интеграция – процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели. Каждая интегративная модель уникальна и вариантов ее построения множество. Мы создаем модель, в которой дополнительное образование становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание одаренности детей в разных предметных областях. Лицеисты имеют возможность пройти через широкую систему дополнительного образования, органично включенную в режим работы лицея.
Образовательная среда лицея состоит из 2-х частей: учебная работа и дополнительное образование. Создать образовательную среду на уроке – это задача учителя. Раскрыть потенциальные возможности учащихся в разных сферах деятельности – это задача дополнительного образования.
Интеграция основного и дополнительного образования стала возможной в лицее за счет проведения следующих шагов:
- включение учащихся в разные виды деятельности;
- связь с высшей школой;
- поддержка процесса самоопределения личности.
В основу интеграции основного и дополнительного образования мы закладываем следующие принципы:
- развития личности, основой которого является преемственность в между базовым и дополнительным образованием (спецкурсы, элективные курсы);
- преемственности в расширении знаний (кружки);
- взаимосвязь базового компонента и системы дополнительного образования. Здесь работа идет по 2-м направлениям:
1 направление: курсы развивающего и исследовательского характера. На каких занятиях происходит:
- углубление полученных знаний на уроке с выходом на решение задач исследовательского характера;
- спецкурсы (подготовка к экзаменам). К ведению спецкурсов привлекаются преподаватели вузов и опытные, высокообразованные педагоги лицея. Они помогают детям выстроить индивидуальную траекторию обучения, выводят ребенка на более высокий уровень развития.
2 направление: научное общество “Ломоносовцы”, в рамках МАН.
После того как была определена модель организации дополнительного образования – школа полного дня, нами было разработано в 2009г. “Положение о центре дополнительного образования”, в котором сформулированы цели, задачи дополнительного образования, определены основы деятельности и показатели результативности. Затем каждое методическое объединение представило в методический центр разработки программ кружков и элективных курсов. Для ознакомления учащихся и родителей, в 2010г., была проведена Ярмарка кружков и элективных курсов, где мы представили свои программы (больше авторские).
В этом году мы расширили сферу деятельности в системе дополнительного образования – заключили договор о сотрудничестве с ДТЮ.
В настоящее время можно говорить о сложившейся структуре дополнительного образования.
I. Гуманитарный модуль – позволяет расширять знания, в рамках образовательных областей “Филология”, “История и обществознание”.
- Человек и общество
- Актуальные вопросы отечественной истории
- Юный филолог
- Любители русского языка
- Углубленное изучение синтаксиса и речевая культура школьника.
- Риторика
II. Естественно-научный модуль – расширяет знания учащихся по “Математике”, “Физике”, “Информатике”, “Химии, биологии и экологии”. В процессе преподавания курсов данного модуля большое внимание уделяется решению исследовательских задач и эксперименту.
- Основы аналитической химии
- Физическое общество
- Основы экологии
- Юный исследователь
- Занимательная арифметика
- Создание электронного портфолио
- Языки программирования
- Практикум по информатике
- Практикум по химии, биологии
- Решение математических задач повышенной сложности
- Избранные вопросы математики
- Эксперимент в физике
III. Социально-коммуникативный модуль
- Театральная студия
- Хореографическая студия
- Вокальная студия
- Изостудия
- Психологический театр
- Кинолекторий
IV. Компенсирующий модуль. Повышенный уровень интеллектуальной деятельности должен компенсироваться предметами, в которых имеется двигательная активность в сочетании с умственной:
- Игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол)
- Шахматы
- Силовые единоборства
- “Красивые глазки”
- Декоративно-прикладное искусство (домашняя академия, бисероплетение, мир искусства, поэзия народного творчества).
Для организации дополнительного образования мы привлекаем не только педагогов системы дополнительного образования, но и педагогов лицея. Не у всех сразу, получается “перестроиться” на работу в системе дополнительного образования, уловить специфику деятельности. Поэтому в лицее для педагогов проводились консультации: формы проведения занятий; особенности написания программ и др.
Таким образом, дополнительное образование в лицее вносит существенный вклад в образовательный процесс лицея.
По отношению к общей системе образования дополнительного образования является подсистемой, но одновременно оно рассматривается как самостоятельная образовательная система. При реализации школы полного дня, мы говорим о целостной, разноуровневой, многоступенчатой системе дополнительного образования, которая отличается открытостью и вариативностью.
Мы планируем, дальнейшее развитие системы дополнительного образования, т.к. оно создает условия для развития уникальной личности, именно в этой сфере, возможно, организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.