Цели урока: познакомить с правилом употребления ъ.
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности.
В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык правильного написания слов с ъ;
- Развивать навык осуществлять синтез, сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций, устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД:
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать умение работать в группе при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование: раздаточный материал(конверты с заданиями), орфографические словари, индивидуальный тест, компьютер, проектор, экран, доска.
Форма работы: групповая.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность.
-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Садитесь.
- У вас на столе лежат 2 картинки: символы настроения (показ смайликов). Поднимите ту картинку, которая отображает ваше настроение на уроке.
- Я рада, что у всех отличное настроение. Поэтому, очень хотелось, чтобы работали дружно, активно, отвечали на вопросы и чётко выполняли задания. Я думаю, у нас всё получится. Мы постараемся.
- Изучение русского языка - это великое дело. Сегодня попробуем это доказать.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
-Кто же отгадает тему урока. Подсказка: это буква, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов, записанных на доске
Линия, окно, подъезд, луна.
-Какая это буква? В каком слове она есть?
- Итак, кто может сформулировать тему урока? карточка на доске (разделительный твёрдый знак)
-Как вы думаете, что должны узнать о букве Ъ? (Где писать)
III. Минутка чистописания.
-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать Ъ. Мы напишем его с двумя другими буквами, которые вы определите сами. Первая из них имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки. Какая это буква? (н)
- Вторая буква является проверяемой безударной гласной в корне. Какая это буква? (о)
- Запишите эти буквы чередуя порядок следования до конца строки.
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в этом круге:
- Какое это слово? (топор) -Как вы его определили?
- Сегодня мы познакомимся со словом топор. Чтобы его определить, мы нашли первую букву слова. Она выделена. Далее читали по ходу часовой стрелки через две буквы.
- Подберите родовое понятие к слову топор. (Орудие труда)
- Из каких частей состоит топор? (железной и деревянной)
- Деревянная часть называется топорищем.
- Опишите железную часть топора.(утолщение и лезвие)
- Утолщенная сторона с отверстием называется обухом. Для чего предназначен топор?(для рубки деревьев)
- Скажите полностью, что такое топор?
(работа с орфографическим словарём)
- Найдите слово топор в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение. В чём особенность его написания?(топор)
- Топор- это орудие труда, которое человек использует с давних времён и во многих работах, поэтому возник целый ряд пословиц, фразеологических оборотов, в которых присутствует слово топор.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
- Топор одевает, топор обувает.
- Мужика не шуба греет, а топор.
- Как тонет, топор сулит, вытащишь - и топорища жаль.
- Хоть топор вешай.
- Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов.
- Напишите пословицу о жадности.
- Найдите в пословице слово с приставкой.(вытащишь)
- Что такое приставка?
- Какие приставки вы знаете?
V. Усвоениеновых знаний.
- Разберите слова по составу. Сравните слова. Найдите в них общее.
выезд отъезд
переезд подъезд
проезд въезд
(Существ., однокорен., нулевое оконч., есть приставка)
- Назовите различия.(1 столб.приставки оканчив. на гл. во 2- на согл.)
Вывод: ъ пишется после приставок заканчивающихся на согласную.
- Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется- выполните задание.
- Спишите и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ.
отъехал
подъём
предъюбилейный
объявление
- Назовите эти буквы.
Вывод: твёрдый знак пишется перед гласнымие,ё,ю,я.
- Какие буквы он при этом разделяет?
- Сформулируйте правило о правописании разделительного твёрдого знака, пользуясь планом. В нём три вопроса. Постарайтесь ответить одним предложением.
План.
После какой части слова пишется Ъ?
После каких приставок пишется Ъ ?
Перед какими буквами пишется Ъ?
VI. Физкультминутка.
- Я диктую слова с приставками, если в них есть Ъ, вы сгибаете ногу в колене и обхватываете обеими руками, нет- хлопаете в ладоши.
Сделать, отъехать, отдать, съехать, подплыть, объявить, разбить, объехать, сесть, съесть.
VII. Закрепление. (работа в группах)
- Ответьте на вопросы, вспомнив пословицы.
1 конверт
Чует кошка, чьё мясо : . (съела)
Чтобы рыбку :, надо в воду лезть. (съесть)
2 конверт
- Спишите, вставив ,где необходимо. Выделите приставки.
Под:ход, раз:ярённый, по:яснил, под:ём, с:ёмка,п:ёт.
3 конверт
- Отметьте знаком (+) слова с разделительным Ъ.
1. Обез:яна |
2. Об:ект |
3. Об:яснение |
4. От:езд |
5. Осен:ю |
6. От:ехать |
7. Гост:я |
8. Об:ятие |
9. Крыл:цо |
- Попробуйте оценить свою работу в группе (листы оценивания на каждого).
VIII. Контроль и самоконтроль знаний.
Тест
После какой части слова пишется Ъ?
- после приставок
- после корня
После каких приставок пишется Ъ?
- после приставок, которые оканчиваются на согласную
- после приставок, которые оканчиваются на гласную
Перед какими буквами пишется Ъ?
а, я, ё,е
ю, я,е,ё
о,ё,ю,у
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали?
-Для чего нужен Ъ?
- Вы выполнили все задания. Молодцы.
-Интересно ли вам было на уроке? (смайлик)
Саликовой И.И.