Разделительный твердый знак

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с правилом употребления ъ.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

В сфере регулятивных УУД:

  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  • Развивать навык правильного написания слов с ъ;
  • Развивать навык осуществлять синтез, сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций, устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД:

  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать умение работать в группе при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал(конверты с заданиями), орфографические словари, индивидуальный тест, компьютер, проектор, экран, доска.

Форма работы: групповая.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Садитесь.

- У вас на столе лежат 2 картинки: символы настроения (показ смайликов). Поднимите ту картинку, которая отображает ваше настроение на уроке.

- Я рада, что у всех отличное настроение. Поэтому, очень хотелось, чтобы работали дружно, активно, отвечали на вопросы и чётко выполняли задания. Я думаю, у нас всё получится. Мы постараемся.

- Изучение русского языка - это великое дело. Сегодня попробуем это доказать.

II. Актуализация знаний. Определение темы урока.

-Кто же отгадает тему урока. Подсказка: это буква, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов, записанных на доске

Линия, окно, подъезд, луна.

-Какая это буква? В каком слове она есть?

- Итак, кто может сформулировать тему урока? карточка на доске (разделительный твёрдый знак)

-Как вы думаете, что должны узнать о букве Ъ? (Где писать)

III. Минутка чистописания.

-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать Ъ. Мы напишем его с двумя другими буквами, которые вы определите сами. Первая из них имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки. Какая это буква? (н)

- Вторая буква является проверяемой безударной гласной в корне. Какая это буква? (о)

- Запишите эти буквы чередуя порядок следования до конца строки.

IV. Словарно-орфографическая работа.

- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в этом круге:

- Какое это слово? (топор) -Как вы его определили?

- Сегодня мы познакомимся со словом топор. Чтобы его определить, мы нашли первую букву слова. Она выделена. Далее читали по ходу часовой стрелки через две буквы.

- Подберите родовое понятие к слову топор. (Орудие труда)

- Из каких частей состоит топор? (железной и деревянной)

- Деревянная часть называется топорищем.

- Опишите железную часть топора.(утолщение и лезвие)

- Утолщенная сторона с отверстием называется обухом. Для чего предназначен топор?(для рубки деревьев)

- Скажите полностью, что такое топор?

(работа с орфографическим словарём)

- Найдите слово топор в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение. В чём особенность его написания?(топор)

- Топор- это орудие труда, которое человек использует с давних времён и во многих работах, поэтому возник целый ряд пословиц, фразеологических оборотов, в которых присутствует слово топор.

  1. Что написано пером, того не вырубишь топором.
  2. Топор одевает, топор обувает.
  3. Мужика не шуба греет, а топор.
  4. Как тонет, топор сулит, вытащишь - и топорища жаль.
  5. Хоть топор вешай.

- Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов.

- Напишите пословицу о жадности.

- Найдите в пословице слово с приставкой.(вытащишь)

- Что такое приставка?

- Какие приставки вы знаете?

V. Усвоениеновых знаний.

- Разберите слова по составу. Сравните слова. Найдите в них общее.

выезд отъезд

переезд подъезд

проезд въезд

(Существ., однокорен., нулевое оконч., есть приставка)

- Назовите различия.(1 столб.приставки оканчив. на гл. во 2- на согл.)

Вывод: ъ пишется после приставок заканчивающихся на согласную.

- Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется- выполните задание.

- Спишите и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ.

отъехал

подъём

предъюбилейный

объявление

- Назовите эти буквы.

Вывод: твёрдый знак пишется перед гласнымие,ё,ю,я.

- Какие буквы он при этом разделяет?

- Сформулируйте правило о правописании разделительного твёрдого знака, пользуясь планом. В нём три вопроса. Постарайтесь ответить одним предложением.

План.

После какой части слова пишется Ъ?

После каких приставок пишется Ъ ?

Перед какими буквами пишется Ъ?

VI. Физкультминутка.

- Я диктую слова с приставками, если в них есть Ъ, вы сгибаете ногу в колене и обхватываете обеими руками, нет- хлопаете в ладоши.

Сделать, отъехать, отдать, съехать, подплыть, объявить, разбить, объехать, сесть, съесть.

VII. Закрепление. (работа в группах)

- Ответьте на вопросы, вспомнив пословицы.

1 конверт

Чует кошка, чьё мясо : . (съела)

Чтобы рыбку :, надо в воду лезть. (съесть)

2 конверт

- Спишите, вставив ,где необходимо. Выделите приставки.

Под:ход, раз:ярённый, по:яснил, под:ём, с:ёмка,п:ёт.

3 конверт

- Отметьте знаком (+) слова с разделительным Ъ.

1. Обез:яна
2. Об:ект
3. Об:яснение
4. От:езд
5. Осен:ю
6. От:ехать
7. Гост:я
8. Об:ятие
9. Крыл:цо

- Попробуйте оценить свою работу в группе (листы оценивания на каждого).

VIII. Контроль и самоконтроль знаний.

Тест

После какой части слова пишется Ъ?

  • после приставок
  • после корня

После каких приставок пишется Ъ?

  • после приставок, которые оканчиваются на согласную
  • после приставок, которые оканчиваются на гласную

Перед какими буквами пишется Ъ?

а, я, ё,е

ю, я,е,ё

о,ё,ю,у

Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали?

-Для чего нужен Ъ?

- Вы выполнили все задания. Молодцы.

-Интересно ли вам было на уроке? (смайлик)

Саликовой И.И.