Нет на земле большей роскоши,
чем роскошь общения.
1. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой, так как у нас с вами бывают разные ситуации относительно этой темы.
- А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).
Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.
Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:
- Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)
- Личностное - (друзья, враги, знакомые)
А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).
Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.
- Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся.
(Составляем домики)
Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.
Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться. Предлагаю вам выполнить тест "Приятно ли с вами общаться?"
Тест
- Вы любите больше слушать, чем говорить?
- Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
- Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
- Любите ли вы давать советы?
- Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
- Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
- У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
- Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?
- Вы любите быть центром внимания?
- Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
- Вы хороший оратор?
Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.
1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?
Итак, мы с вами выяснили, что в основном вы люди общительные. У вас богатый словарный запас. Как вы можете его пополнить? Правильно, богатство нашего лексикона увеличивается за счет сленга. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).
Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".
Например, слово "круто" вы употребляете когда :. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)
С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.
Конкурс "Пословицы"
Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
- В добрый час молвить, в худой - промолчать.
- Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
- Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Лишнее говорить, себе вредить.
- Складно бает, да дела не знает.
- На великое дело - великое слово.
- Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.
От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.
Игра "Общение"
Мои помощницы раздали вам листочки, на которых вы видите слово :ОБЩЕНИЕ. Вам нужно на каждую букву этого слова написать прилагательное, которое характеризует человека с той или иной стороны. (Ребята выполняют задание)
Спасибо, итак мои помощницы проанализируют ваши ответы, и в конце урока мы узнаем результат.
Существует поговорка "Слово - серебро, молчание - золото". Сейчас мы проверим, насколько у вас получится не разговаривать, молчать и при этом совершать определенные действия.
Игра "Шеренга"
- надо расположиться в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги - самый невысокий.
- около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а в конце шеренги - с самыми светлыми.
- около меня должен стоять человек с самым большим размером обуви, а в конце - с самым маленьким.
- вы должны расположиться по датам рождения: после меня - тот, кто родился после 1 января, на противоположном конце - тот, день рождение которого ближе всего к 31 декабря.
Игра "Шаг на встречу"
К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.
(участвуют несколько пар). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.
МОЛОДЦЫ.
Давайте подведем итоги нашего классного часа.
Разбираем слово ОБЩЕНИЕ. Выбираем положительные и отрицательные качества.
Рефлексия.
У вас у каждого на столе листочек. Вы должны на нем поставить определенный знак:
? - не вижу значимости классного часа для себя. Почему?
! - здорово, мне нравится.
: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.