Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/

Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13 лет работаю педагогом-психологом в детском саду № 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.

Методом работы дошкольного психолога является сопровождение естественного развития детей в условиях ДОУ.

Под психологическим сопровождением мною понимается движение рядом с ребенком, иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути, но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание своих путей и ориентиров.

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста, которая на практике определяется лишь как помощь малышу в период его адаптации к условиям ДОУ.

В последнее время я стала уделять больше внимания работе с детьми раннего возраста не только в кратковременный период их адаптации к условиям пребывания в нашем детском саду.

Своим опытом работы с малышами, их родителями, воспитателями групп раннего возраста я охотно поделюсь с коллегами.

Немного из теории.

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.

Хочется отметить, что первым пытался указать на важность раннего развития и проанализировал процессы развития ребёнка раннего возраста русский психолог и философ Л.С.Выготский. По мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте возникает особая структура восприятия, а на ее основе системная и смысловая структура сознания.

Одним из новообразований раннего возраста является речь. Вход в сознание возможен только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, надо рассматривать “не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями”.

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем: к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов. Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи малыша.

Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик c пальчик” и т. д.

В современной литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития его речи.

Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 – 3-х лет имеют обширный активный словарь.

В условиях сопровождающего развития детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.

2. Координирующая работа со специалистами, воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников ясельных групп.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

- Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

- Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

- Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

- Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

- Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время ( со старшей мед.сестрой и воспитателем определили для этих минут благоприятное время: после завтрака и режимных процедур). Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” - яркую мягкую игрушку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель и предлагает им поиграть с “гостем”. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети “не привыкнут” к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с “гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с ноября месяца начинается второй Этап моей работы: подгрупповые занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни малышей в детском саду через поэтапные встречи на развивающих занятиях со специалистами.

Мои встречи (занятия) с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении им позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми.

Первый выход детей из группы (ребят “приглашает” Котик в гости) сопровождается воспитателем и если они спокойно зашли в игровую комнату, то я остаюсь с ними одна.

Мои встречи (Занятия) реализуются конечно же через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо – эмоциональных проблем у малышей.

В основу занятий с малышами легли следующие принципы:

- “от простого – к сложному”;

- принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);

- принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);

- принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно:

1. Вводная часть.

Цель вводной части занятия – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы на данном этапе:

- приветствие, игры с именами, игры на сплочение.

2.Основная часть.

Цель основной части занятия – нести смысловую нагрузку всего занятия: активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное.

Она включает в себя:

- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук;

- игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

- изодеятельность( пальчиковое рисование, действие с бумагой, лепка и т.д.).

3. Заключительная часть.

Цель этой части занятия – закрепление положительных эмоций от встречи,

Чувства доверия к психологу и желание следующей встречи.

В этой части занятия провожу:

- игры малой или средней подвижности;

- произвольный общий танец ( часть репертуара музыкального занятия).

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях обязательно используется музыкальное сопровождение. Основным местом

Хочется отметить, что вместе с музыкальным руководителем мы практикуем проведение “пальчиковых” игр с малышами на музыкальных занятиях.

Работа педагога-психолога с педагогами

Воспитатель ясельной группы – это, по существу, Визитная Карточка детского сада.[1] Такую установку приняли наши педагоги, работающие в группах раннего возраста, которые стараются соответствовать следующим требованиям к своей педагогической деятельности:

- Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону.

- Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.

- Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно- эмоциональная заряженность на работу с малышами.

- Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста очень ответственная должность, с серьезными к ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

- психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

- психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;

- исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

- консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального сгорания воспитателей.

Ежеквартально на Медико-педагогических совещаниях мы проводим экспресс-диагностику нервно-психического развития детей групп раннего возраста, используя методику К. Печоры.

По результатам диагностики намечается индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий уровень НПР. При необходимости мы привлекаем родителей к совместной помощи их малышу и разрабатываем индивидуальный план сопровождения развития ребёнка на следующий квартал.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сада.

В конце каждого учебного года на последнем. Медико-педагогическом совещании подводятся итоги результативности нашей работы по сопровождению развития детей раннего возраста, воспитатели определяют свой запрос к психологической службе детского сада на новый учебный год: в виде анкетирования проводится отслеживание результатов совместной деятельности и намечаются темы и направления работы на следующий учебный год, интересующие и волнующие воспитателей.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности сопровождающего развития детей раннего возраста и родители полноправные члены этой команды.

Первое мое знакомство с родителями проходит в момент поступления их ребёнка в детский сад. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, во время которой я прошу их заполнить информационный лист, затем поздравляю с поступлением их ребёнка в наш детский сад и вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124, так же молодым родителям дарятся Памятки от педагогов и самого ребёнка.

Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта Воспитанника и Памяток участвовали не только педагоги, но и родители наших воспитанников.

На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Родители, как правило, с интересом вступают в диалог, успокаиваются.

Выявляя запрос родителей на просветительскую и развивающую работу с ними, мы отметили, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми и готовы к сотрудничеству.

Работа по повышению уровня Доверия родителей к нашему детскому саду успешна и мы получаем радость от совместного сотрудничества.

Вместо заключения

Начиная работу в группах раннего возраста более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни самый эффективный в условиях детского сада.

На последнем Медико-педагогическом совещании было отмечено снижение количества детей со средней степенью адаптации, а тяжелая степень не наблюдается уже третий год.

Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011 уч. годы показал повышение уровня речевого, сенсорного развития, развития игровой деятельности.

Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении Театральной Недели: они для всех детей детского сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”, что говорит об их высоком уровне речевого развития.

Кризис системы общего дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям поможет только человек, имеющий специальное образование и освоивший новую модель дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ) – Родитель.

Мы работаем над повышением уровня доверия родителей к нашему детскому саду и получаем взаимную радость от сотрудничества с ними.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.