Ход урока
Эмоциональный настрой.
Учитель читает стихотворение:
Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.
- Начинаем урок окружающего мира.
Актуализация знаний.
- Соедините начало и окончание предложения:
(Дети подходят к доске и соединяют начало и конец стрелочками).
- Как мы путешествуем на уроке? (путешествуем по "Реке времени".)
- Каким образом мы по ней путешествуем? Объясните.
- Какой период мы сейчас изучаем? (времена Древней Руси).
- Какие это века? (IX-XIII века).
Постановка проблемы.
- Что вы понимаете под словом "культура"? (предположения детей).
- Давайте прочитаем в "Толковом словарике" в конце учебника. ("Культура - это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.")
- А что такое "памятники"? От какого слова образовалось это слово? (от слова "память". Слушаем предположения).
- А теперь попробуйте объяснить словосочетание "памятники культуры". (Ученики высказывают предположения). Читаем в словарике.
- Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе? (посуда, мебель, одежда, песни, танцы, сказки).
- Где были распространены эти памятники культуры - в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.)
- Посмотрите на карту Древней Руси. Много ли было городов в Древней Руси? (нет, их было мало).
- Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили 2-3 человека из 100. Сегодня, например, в современных городах России живёт 64 человека из 100.
На доске появляется запись:
"Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало".
- Известно, что иностранцы называли Русь "Гардарика", что переводится как "страна городов".
На доске появляется запись:
"Древняя Русь - страна городов."
- Посмотрите на доску: какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли страной городов.)
- Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?
Проблема урока фиксируется на доске.
- Вот на этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Чтобы решить поставленную проблему, давайте воспользуемся приёмом "знаем - не знаем" и заполним таблицу.
В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания. В правую - то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. А помогут нам иллюстрации.
В ходе рассматривания иллюстраций и беседы заполняется таблица (по столбикам).
Что мы знаем о городах Древней Руси? | Что не знаем о городах Древней Руси? |
были огорожены стенами с башнями и
воротами; много богатых домов, торговая площадь; храмы украшали иконами, фресками, мозаикой; в городах была распространена письменность. |
Кто жил в городе? Кто и для чего приезжал в город? Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? |
- Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? (дети высказывают предположения).
- Давайте проверим предположения с помощью текста учебника на с.33 (от слов "Иностранцы приезжали:" до слов "об искусных мастерах".)
- Кто упоминается? (купцы, ремесленники, священники).
- Кто такие купцы? ремесленники? Прочитайте в толковом словаре.
- Зная, кем были жители древнерусских городов, можно предположить, кто к ним приезжал и зачем.
- А теперь представьте: всё, о чём вы сейчас говорили, происходило в городе сразу, одновременно. Попробуйте объяснить фразу: "В деревнях жизнь текла, а в городах кипела".
(В город съезжалось много народу, который толпился у храмов, около княжеских палат, на торговой площади.)
По мере ответов в правой колонке знаки вопросов убираются, ставится двоеточие, записываются ключевые слова:
к п.1 князь, дружина, купцы, ремесленники, священники, монахи
к п.2 ищут работу, торгуют, собирают дань и т.д.
к п.3 жизнь кипела!
- Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? (изделия ремесленников, храмы, книги, иконы).
- Какая особенность была у древнерусских книг? (они были рукописные).
- Прочитайте текст в учебнике (с.36-37, от слов "Во времена Древней Руси:" до слов ":яркая культура."
- Кто такие монахи?
- О чем они писали в летописи?
- Что же мы узнали нового о городах Древней Руси?
Ответы детей обобщаются в виде таблицы:
- Мы на все вопросы в таблице ответили?
Физминутка.
"Прогулка по зимнему лесу"
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа - березка в шубке стоит,
Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
Слева от нас елка глядит.
Отводят левую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед - "волк ищет добычу".
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. Напомните его. (Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?)
- Чтобы дать полный ответ на главный вопрос урока, поработайте в группе. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Работа в 4 группах.
В Древней Руси крупные ___________ отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.
В каждом древнерусском городе жили _______________, то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
В древнерусских городах было много богатых ________________, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.
Самыми образованными людьми в Древней Руси были ______________. Благодаря им мы много знаем о прошлом нашей страны, потому что ________________________________________________________________.
Проверка. Каждая группа зачитывает по 1 абзацу.
- Да, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота и необычность русских городов, а множество людей на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах.
Применение нового знания.
(Задание на слайде).
- Посмотрите на таблицу. В ней указаны названия городов и год первого упоминания об этих городах. Давайте определим века.
Век | Год первого упоминания о городе | Название города |
1024 | Суздаль | |
1147 | Москва | |
1108 | Владимир | |
862 | Смоленск, Новгород, Ростов | |
903 | Псков | |
Около 1010 | Ярославль | |
1703 | Санкт-Петербург |
- Какой город самый старый? А самый молодой?
- Вы можете продолжить эту таблицу, если найдёте в дополнительной литературе данные о возникновении других городов.
Итог урока:
- Ребята, вам понравился урок?
- Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным?
- Что вам показалось трудным, непонятным?
- О чём вам захотелось узнать побольше?
Д/з.
- читать в учебнике с.32-37,
- отв. на вопросы 4, 5, 6 на с.37.
- в Рабочей тетради на с.12-13 выполнить задания.
- выбрать творческое задание:
- с помощью доп. литературы подготовить сообщение о том, как возник г.Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника);
- представьте, что вы попали на торговую площадь древнего города. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел.