Урок окружающего мира «"Золотые ворота" в Древнюю Русь». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

Эмоциональный настрой.

Учитель читает стихотворение:

Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

- Начинаем урок окружающего мира.

Актуализация знаний.

- Соедините начало и окончание предложения:

(Дети подходят к доске и соединяют начало и конец стрелочками).

- Как мы путешествуем на уроке? (путешествуем по "Реке времени".)

- Каким образом мы по ней путешествуем? Объясните.

- Какой период мы сейчас изучаем? (времена Древней Руси).

- Какие это века? (IX-XIII века).

Постановка проблемы.

- Что вы понимаете под словом "культура"? (предположения детей).

- Давайте прочитаем в "Толковом словарике" в конце учебника. ("Культура - это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.")

- А что такое "памятники"? От какого слова образовалось это слово? (от слова "память". Слушаем предположения).

- А теперь попробуйте объяснить словосочетание "памятники культуры". (Ученики высказывают предположения). Читаем в словарике.

- Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе? (посуда, мебель, одежда, песни, танцы, сказки).

- Где были распространены эти памятники культуры - в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.)

- Посмотрите на карту Древней Руси. Много ли было городов в Древней Руси? (нет, их было мало).

- Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили 2-3 человека из 100. Сегодня, например, в современных городах России живёт 64 человека из 100.

На доске появляется запись:

"Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало".

- Известно, что иностранцы называли Русь "Гардарика", что переводится как "страна городов".

На доске появляется запись:

"Древняя Русь - страна городов."

- Посмотрите на доску: какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли страной городов.)

- Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?

Проблема урока фиксируется на доске.

- Вот на этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Чтобы решить поставленную проблему, давайте воспользуемся приёмом "знаем - не знаем" и заполним таблицу.

В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания. В правую - то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. А помогут нам иллюстрации.

В ходе рассматривания иллюстраций и беседы заполняется таблица (по столбикам).

Что мы знаем о городах Древней Руси? Что не знаем о городах Древней Руси?
были огорожены стенами с башнями и воротами;

много богатых домов, торговая площадь;

храмы украшали иконами, фресками, мозаикой;

в городах была распространена письменность.

Кто жил в городе?

Кто и для чего приезжал в город?

Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

- Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? (дети высказывают предположения).

- Давайте проверим предположения с помощью текста учебника на с.33 (от слов "Иностранцы приезжали:" до слов "об искусных мастерах".)

- Кто упоминается? (купцы, ремесленники, священники).

- Кто такие купцы? ремесленники? Прочитайте в толковом словаре.

- Зная, кем были жители древнерусских городов, можно предположить, кто к ним приезжал и зачем.

- А теперь представьте: всё, о чём вы сейчас говорили, происходило в городе сразу, одновременно. Попробуйте объяснить фразу: "В деревнях жизнь текла, а в городах кипела".

(В город съезжалось много народу, который толпился у храмов, около княжеских палат, на торговой площади.)

По мере ответов в правой колонке знаки вопросов убираются, ставится двоеточие, записываются ключевые слова:

к п.1 князь, дружина, купцы, ремесленники, священники, монахи

к п.2 ищут работу, торгуют, собирают дань и т.д.

к п.3 жизнь кипела!

- Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? (изделия ремесленников, храмы, книги, иконы).

- Какая особенность была у древнерусских книг? (они были рукописные).

- Прочитайте текст в учебнике (с.36-37, от слов "Во времена Древней Руси:" до слов ":яркая культура."

- Кто такие монахи?

- О чем они писали в летописи?

- Что же мы узнали нового о городах Древней Руси?

Ответы детей обобщаются в виде таблицы:

- Мы на все вопросы в таблице ответили?

Физминутка.

"Прогулка по зимнему лесу"
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа - березка в шубке стоит,
Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
Слева от нас елка глядит.
Отводят левую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед - "волк ищет добычу".
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.

Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. Напомните его. (Почему Древнюю Русь называли "страной городов"?)

- Чтобы дать полный ответ на главный вопрос урока, поработайте в группе. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Работа в 4 группах.

В Древней Руси крупные ___________ отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.

В каждом древнерусском городе жили _______________, то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.

В древнерусских городах было много богатых ________________, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.

Самыми образованными людьми в Древней Руси были ______________. Благодаря им мы много знаем о прошлом нашей страны, потому что ________________________________________________________________.

Проверка. Каждая группа зачитывает по 1 абзацу.

- Да, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота и необычность русских городов, а множество людей на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах.

Применение нового знания.

(Задание на слайде).

- Посмотрите на таблицу. В ней указаны названия городов и год первого упоминания об этих городах. Давайте определим века.

Век Год первого упоминания о городе Название города
  1024 Суздаль
  1147 Москва
  1108 Владимир
  862 Смоленск, Новгород, Ростов
  903 Псков
  Около 1010 Ярославль
  1703 Санкт-Петербург

- Какой город самый старый? А самый молодой?

- Вы можете продолжить эту таблицу, если найдёте в дополнительной литературе данные о возникновении других городов.

Итог урока:

- Ребята, вам понравился урок?

- Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным?

- Что вам показалось трудным, непонятным?

- О чём вам захотелось узнать побольше?

Д/з.

  • читать в учебнике с.32-37,
  • отв. на вопросы 4, 5, 6 на с.37.
  • в Рабочей тетради на с.12-13 выполнить задания.
  • выбрать творческое задание:
  • с помощью доп. литературы подготовить сообщение о том, как возник г.Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника);
  • представьте, что вы попали на торговую площадь древнего города. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел.