Классный час "Родина, тебе дарю…"

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

  • образовательные – формирование и закрепление географических, историко-культурных знаний о своей стране;
  • развивающие – активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческой активности;
  • воспитательные – воспитание чувства патриотизма, чувства коллективизма, толерантного отношения к другим членам классного коллектива.

Ключевые компетенции:

  • Коммуникативная: умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения, навыки работы в группе;
  • Автономизационная: умение саморазвития и самопрезентации;
  • Социальная: умение работать вместе с другими людьми в команде;
  • Информационная: умение добывать информацию из разных источников, анализировать и систематизировать ее.

Форма проведения: интерактивная беседа

Подготовительная работа: подготовка учащимися небольших сообщений о своей малой родине.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Power Point, листы бумаги, половицы, слово Россия (по буквам) на бумажных листах, карандаши, бумажные сердца, физическая карта Российской Федерации.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Родина бывает разная…
  3. Что в имени твоем, Россия?
  4. Блиц-турнир «Географические рекорды: самая, самое…»
  5. Мудрое слово
  6. Символы России
  7. Лицо России
  8. Подарок Родине
  9. Предметная рефлексия
  10. Заключение

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово

– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наш классный час, я загадаю вам загадку:
«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)
– Правильно, Родина!
Вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами говорить? О том, что дорого и свято для каждого человека, для каждого из нас, о Родине (слайд 1)
– Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина» (слайд 2)

II. Родина бывает разная…

З. Александрова

Если скажут слово  Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (слайды 5-18)

– Как вы понимаете фразу «Родина бывает разная…» (Ответы детей)
– Скажите, ребята, а  что для вас Родина? (Ответы детей)

Сообщения детей о своей малой родине

  • село Панаевск (ЯНАО)
  • город Муром (Владимирская область)
  • село Поныри (Курская область)
  • город Курган
  • село Бердюжье (Тюменская область) (слайды 19-23)

– Мы выяснили, что у каждого из нас есть своя малая родина, это место, где каждый из нас родился.

III. Что в имени твоем, Россия?

– Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. И вот чувство родины прорастает из малого зернышка. В душе каждого из вас есть такое зернышко, это то, что вы любите: маму, свой поселок, тундру, морошку.... Из этой любви вырастает большая любовь к своей стране – России.
Россия. Что в имени твоем, Россия? (слайд 24)
– Подберите к каждой букве слова «Россия» прилагательное-эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (работа у доски, дети записывают слова-эпитеты)
Р – родная, раздольная, разумная, разудалая и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
С – сильная, смелая, сердечная, совершенная, сказочная и т.д.
С – самая-самая
И – интересная, исключительная, интеллектуальная, известная и т.д.
Я – яркая, ясная, яростная, я.

– Мы выяснили, что наша Россия самая-самая. А знаете ли вы мировые географические рекорды, связанные с нашей страной?

IV. Блиц-турнир «Географические рекорды: самая, самое…»

(Вопрос учителя – ответы детей)

  • Самая большая по площади страна мира (Российская Федерация)
  • Страна, имеющая самое большое число стран-соседей (Российская Федерация)
  • Страна, омываемая самым большим числом морей (Российская Федерация)
  • Самое большое озеро в мире  (Каспийское море-озеро)
  • Самое глубокое озеро в мире (Байкал)
  • Озеро,  в котором самая прозрачная вода в мире (Байкал)
  • Самая большая река, не имеющая стока в мировой океан (Волга)
  • Самое крупное водохранилище в мире  по объему накопленной воды (Братское на Ангаре)
  • Самое холодное обитаемое место в мире (Оймякон в Сибири)
  • Самая обширная низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (Прикаспийская низменность)
  • В столице какого государства находятся самые большие башенные часы в мире (В России на главном здании МГУ)
  • Одна из самых высоких статуй в мире (Статуя Родина – мать в Волгограде – 82 метра)
  • Самая длинная железнодорожная магистраль в мире (Транссибирская магистраль, связывающая Москву и Владивосток – 9438 км) (слайды 25-36)

V. «Мудрое слово»

– Россия это «Я». То есть, Россия – это каждый из нас, со своими чувствами, мыслями, желаниями. Я, ты, он, она вместе – целая страна. Вместе – целая Россия! Такое определение Родины мы с вами дали. Много мудрых мыслей сказано о Родине, ее судьбе. Вот одна из них:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»

Тарас Шевченко, украинский поэт (слайд 37)

– Попробуйте объяснить его строки. (Объяснение детей)
– Это значит, что человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.
– Соберите из разрозненных слов пословицу о Родине (работа в группе)

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Куда бы малина не заманила, родное село назад привело.

– Объясните ее значение. (Объяснение ребят) (слайд 38)
– Молодцы ребята, вы правильно поняли и объяснили значение предложенных высказываний: каждый человек должен любить свою Родину, страну.

VI. «Символы России»

– Вы знаете, что у  каждой страны есть свои символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США (слайд 39)
– Символы России – Московский Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, Знамя Победы… (слайд 40)
– Называешь их и словно переворачиваешь страницы  истории, каждая из которых подвиг народа – его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, т.е. к вершинам духа.
– А какие еще символы страны вы знаете? (Ответы детей – флаг, герб, гимн России)

  • Что означают  цвета  российского триколора? (Ответы детей)
  • Кто изображен на гербе Российской Федерации? (Ответы детей)
  • Кто автор гимна Российской Федерации? (Ответы детей) (слайд 41)
  • Как называется узор, изображенный на флаге ЯНАО? (Ответы детей)
  • Назовите животных, изображенных на гербе ЯНАО, что они символизируют? (Ответы детей) (слайд 42)

– Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием, я вижу, что вы знаете не только символику России, но и символику своего родного края.
Мы рассмотрели символы, занесенные  в Конституцию Российской Федерации, они называются государственными символами. Но еще существуют неофициальные символы России.  Знаете ли вы их? (Ответы детей)
Матрешка, береза,  белый медведь, Байкал, морошка (слайд 43)

VII. «Лицо России»

– Но символами страны являются не только объекты материальные, а прежде всего – люди. Лицом страны может быть и человек: выдающийся государственный деятель, полководец, художник, поэт, спортсмен. Пушкин, Лапцуй, Петр I, Гагарин (слайд 44)
– Назовите представленных исторических  деятелей и расскажите о том, что они сделали для своей страны  (Ответы учащихся)
– Кто, по-вашему, является лицом современной России? Почему? (ответы детей)
– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие страны, ее историю, культуру.

VIII. «Подарок Родине»

– Итак,  ребята, Родина это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в 1/6 всей земной карты, это и ракета, нацеленная к луне и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия и культура, которой аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я, с нашим миром чувствами с нашими радостями и заботами.

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины»

Джон Кеннеди, президент США (слайд 45)

– А что вы, новое поколение россиян, продолжение России, можете сделать для своей страны?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердце, вы должны продолжить фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я дарю  Родине свой труд учителя. В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

Сердца прикрепляются  на карту, в виде большого сердца.

IX. Предметная рефлексия

Составьте синквейн «Родина»

1 существительное
2 прилагаемых
3 глагола
Фраза
Ключевое слово (слайд 46) (работа в группах)

Каждая группа зачитывает свой синквейн.

– Вот какие оригинальные, теплые, красивые слова вы подобрали для своей Родины.

X. Заключение

– А вот, что сказал о своей стране поэт А. Прокофьев (слайд 47)

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!

– На этой лирической ноте мне хотелось бы закончить наш классный час. Хочется надеяться, что после нашей беседы вы не сможете остаться равнодушными к судьбе своей Родины – нашей России.

– Спасибо за работу, благодарю за внимание.

Литература:

  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие / И.Д. Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
  2. Мудрые мысли. – СПБ.: Ленинградское издательство, 2008. – 320 с.
  3. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 215 с.