Цель: способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
- образовательные – формирование и закрепление географических, историко-культурных знаний о своей стране;
- развивающие – активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческой активности;
- воспитательные – воспитание чувства патриотизма, чувства коллективизма, толерантного отношения к другим членам классного коллектива.
Ключевые компетенции:
- Коммуникативная: умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения, навыки работы в группе;
- Автономизационная: умение саморазвития и самопрезентации;
- Социальная: умение работать вместе с другими людьми в команде;
- Информационная: умение добывать информацию из разных источников, анализировать и систематизировать ее.
Форма проведения: интерактивная беседа
Подготовительная работа: подготовка учащимися небольших сообщений о своей малой родине.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Power Point, листы бумаги, половицы, слово Россия (по буквам) на бумажных листах, карандаши, бумажные сердца, физическая карта Российской Федерации.
План мероприятия:
- Вступительное слово
- Родина бывает разная…
- Что в имени твоем, Россия?
- Блиц-турнир «Географические рекорды: самая, самое…»
- Мудрое слово
- Символы России
- Лицо России
- Подарок Родине
- Предметная рефлексия
- Заключение
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово
– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наш
классный час, я загадаю вам загадку:
«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы
детей)
– Правильно, Родина!
Вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с
вами говорить? О том, что дорого и свято для
каждого человека, для каждого из нас, о Родине (слайд 1)
– Сегодня мы постараемся затронуть
откровенные чувства в сердцах каждого,
высветлить в своем душевном мире искреннее,
гуманное отношение к святому понятию «Родина» (слайд 2)
II. Родина бывает разная…
З. Александрова
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (слайды 5-18)
– Как вы понимаете фразу «Родина бывает
разная…» (Ответы детей)
– Скажите, ребята, а что для вас Родина? (Ответы
детей)
Сообщения детей о своей малой родине
- село Панаевск (ЯНАО)
- город Муром (Владимирская область)
- село Поныри (Курская область)
- город Курган
- село Бердюжье (Тюменская область) (слайды 19-23)
– Мы выяснили, что у каждого из нас есть своя малая родина, это место, где каждый из нас родился.
III. Что в имени твоем, Россия?
– Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от
которого все начинается. И вот чувство родины
прорастает из малого зернышка. В душе каждого из
вас есть такое зернышко, это то, что вы любите:
маму, свой поселок, тундру, морошку.... Из этой
любви вырастает большая любовь к своей стране –
России.
Россия. Что в имени твоем, Россия? (слайд
24)
– Подберите к каждой букве слова «Россия»
прилагательное-эпитет, которое раскрывает ваше
понимание этого слова (работа у доски, дети
записывают слова-эпитеты)
Р – родная, раздольная, разумная,
разудалая и т.д.
О – огромная, озерная, открытая,
очаровательная и т.д.
С – сильная, смелая, сердечная,
совершенная, сказочная и т.д.
С – самая-самая
И – интересная, исключительная,
интеллектуальная, известная и т.д.
Я – яркая, ясная, яростная, я.
– Мы выяснили, что наша Россия самая-самая. А знаете ли вы мировые географические рекорды, связанные с нашей страной?
IV. Блиц-турнир «Географические рекорды: самая, самое…»
(Вопрос учителя – ответы детей)
- Самая большая по площади страна мира (Российская Федерация)
- Страна, имеющая самое большое число стран-соседей (Российская Федерация)
- Страна, омываемая самым большим числом морей (Российская Федерация)
- Самое большое озеро в мире (Каспийское море-озеро)
- Самое глубокое озеро в мире (Байкал)
- Озеро, в котором самая прозрачная вода в мире (Байкал)
- Самая большая река, не имеющая стока в мировой океан (Волга)
- Самое крупное водохранилище в мире по объему накопленной воды (Братское на Ангаре)
- Самое холодное обитаемое место в мире (Оймякон в Сибири)
- Самая обширная низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (Прикаспийская низменность)
- В столице какого государства находятся самые большие башенные часы в мире (В России на главном здании МГУ)
- Одна из самых высоких статуй в мире (Статуя Родина – мать в Волгограде – 82 метра)
- Самая длинная железнодорожная магистраль в мире (Транссибирская магистраль, связывающая Москву и Владивосток – 9438 км) (слайды 25-36)
V. «Мудрое слово»
– Россия это «Я». То есть, Россия – это каждый из нас, со своими чувствами, мыслями, желаниями. Я, ты, он, она вместе – целая страна. Вместе – целая Россия! Такое определение Родины мы с вами дали. Много мудрых мыслей сказано о Родине, ее судьбе. Вот одна из них:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»
Тарас Шевченко, украинский поэт (слайд 37)
– Попробуйте объяснить его строки. (Объяснение
детей)
– Это значит, что человек, который не любит свою
Родину, нравственно неполноценен.
– Соберите из разрозненных слов пословицу о
Родине (работа в группе)
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Человек без родины, что соловей без песни.
- Куда бы малина не заманила, родное село назад привело.
– Объясните ее значение. (Объяснение ребят)
(слайд 38)
– Молодцы ребята, вы правильно поняли и
объяснили значение предложенных высказываний:
каждый человек должен любить свою Родину, страну.
VI. «Символы России»
– Вы знаете, что у каждой страны есть свои
символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой
башни – сразу представляем Францию, статую
Свободы – США (слайд 39)
– Символы России – Московский Кремль, Красная
площадь, собор Василия Блаженного, Знамя Победы…
(слайд 40)
– Называешь их и словно переворачиваешь
страницы истории, каждая из которых подвиг
народа – его извечное стремление к счастью,
добру, братской любви, т.е. к вершинам духа.
– А какие еще символы страны вы знаете? (Ответы
детей – флаг, герб, гимн России)
- Что означают цвета российского триколора? (Ответы детей)
- Кто изображен на гербе Российской Федерации? (Ответы детей)
- Кто автор гимна Российской Федерации? (Ответы детей) (слайд 41)
- Как называется узор, изображенный на флаге ЯНАО? (Ответы детей)
- Назовите животных, изображенных на гербе ЯНАО, что они символизируют? (Ответы детей) (слайд 42)
– Молодцы ребята, вы прекрасно справились с
заданием, я вижу, что вы знаете не только
символику России, но и символику своего родного
края.
Мы рассмотрели символы, занесенные в
Конституцию Российской Федерации, они
называются государственными символами. Но еще
существуют неофициальные символы России.
Знаете ли вы их? (Ответы детей)
Матрешка, береза, белый медведь, Байкал,
морошка (слайд 43)
VII. «Лицо России»
– Но символами страны являются не только
объекты материальные, а прежде всего – люди.
Лицом страны может быть и человек: выдающийся
государственный деятель, полководец, художник,
поэт, спортсмен. Пушкин, Лапцуй, Петр I, Гагарин (слайд 44)
– Назовите представленных исторических
деятелей и расскажите о том, что они сделали для
своей страны (Ответы учащихся)
– Кто, по-вашему, является лицом современной
России? Почему? (ответы детей)
– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие
страны, ее историю, культуру.
VIII. «Подарок Родине»
– Итак, ребята, Родина это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в 1/6 всей земной карты, это и ракета, нацеленная к луне и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия и культура, которой аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я, с нашим миром чувствами с нашими радостями и заботами.
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины»
Джон Кеннеди, президент США (слайд 45)
– А что вы, новое поколение россиян,
продолжение России, можете сделать для своей
страны?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердце,
вы должны продолжить фразу: «Я дарю своей
Родине…». Например, я дарю Родине свой труд
учителя. В ваших возможностях подарить знания,
умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и
т.д.
Сердца прикрепляются на карту, в виде большого сердца.
IX. Предметная рефлексия
Составьте синквейн «Родина»
1 существительное
2 прилагаемых
3 глагола
Фраза
Ключевое слово (слайд 46) (работа в группах)
Каждая группа зачитывает свой синквейн.
– Вот какие оригинальные, теплые, красивые слова вы подобрали для своей Родины.
X. Заключение
– А вот, что сказал о своей стране поэт А. Прокофьев (слайд 47)
Родимая страна
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
– На этой лирической ноте мне хотелось бы закончить наш классный час. Хочется надеяться, что после нашей беседы вы не сможете остаться равнодушными к судьбе своей Родины – нашей России.
– Спасибо за работу, благодарю за внимание.
Литература:
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие / И.Д. Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
- Мудрые мысли. – СПБ.: Ленинградское издательство, 2008. – 320 с.
- Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 215 с.