История страны через историю своей семьи: "Ожившая история"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Модернизация российского образования, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в области исторического знания  повышают требования к уровню преподавания истории и обществознания. Современная школа должна  предоставить обучающимся возможность   иметь право на субъективность и пристрастность обоснования своих решений, выявление нравственных проблем истории.
В то же время при изучении исторического материала у многих обучающихся отсутствует интерес к прошлому в связи с большим объемом учебного  материала, «сухим» изложением исторических событий, оторванностью излагаемого материала от реальной жизни детей.
Проект «Ожившая история» направлен  на преодоление этих трудностей.
«История – часть жизни, и каждое изучаемое явление человек должен зрительно представить, то есть оно должно предстать перед ним как картина жизни, а не как теоретическая абстракция». Эти слова академика М.И. Ростовцева актуальны в наше время, ибо усвоение исторических реалий, исторического опыта более продуктивно, если происходит путем погружения в мир прошлого. Он становится осязаем и реален, если восприятие его идет через историю семьи.
В ходе этого проекта обучающимся предоставляется возможность личного восприятия исторических событий; через историю своей семьи они смогут проследить историю своего города и страны в целом. Будут организованы встречи с людьми старшего поколения, участниками событий. Мероприятия,  запланированные в проекте, позволят обучающимся понять, что они сами являются частью исторического процесса.

Цель проекта: формирование   познавательной активности и интереса обучающихся  к  истории своей страны  через изучение истории собственной семьи.

Задачи проекта:

  • Повышать  у обучающихся учебную мотивацию  к изучению истории.
  • Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.
  • Показать роль каждой   личности  в истории  страны.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к людям,      внесшим определенный вклад в историю города, страны. 
  • Формировать коммуникативные качества  обучающихся и навыки публичного выступления
  • Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
  • Приобщить обучающихся к истокам русского патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.

Описание проекта по этапам

Проект «История страны через историю своей семьи: «живая     история» рассчитан на три месяца. Он будет реализован в три этапа.

1 этап – подготовительный

На этом  этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, родителей,  педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положение о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся (исследовательские работы,  рисунки, стихи, сочинения, составление генеалогических древ семьи, презентации и т.д.). Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки  к историческому празднику «Живая история». Объявляются конкурсы на лучшее сочинение, рисунок, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение, на лучшую биографическую презентацию.

2 этап – основной

В ходе второго этапа будет организована учебная и  внеучебная деятельность,  направленная на решение задач проекта. Так, на уроках истории  обучающиеся познакомятся с  библиографическими справками выдающихся  личностей отечественной  и зарубежной истории. Будет выявлена их роль и значимость в историческом процессе. Урок должен быть построен с учетом личностной значимости для ребенка, для его семьи.  Так, например, при изучении темы «Политический режим 40-50 годов» обучающиеся заранее готовят рассказы-сообщения о своих бабушках и дедушках, живших в тот период времени. История через личностные ощущения будет «оживать на уроках истории»
Взгляд на события, происходившие в стране, через призму каждой отдельно взятой семьи позволяет сделать эти события зримее, понятнее, ближе. Что-то воспитанников поражает, что-то вызывает удивление, но в любом случае, и это главное, никто из них не остается равнодушным к тому историческому событию, о котором идет речь на уроке, ибо участниками этого исторического события становятся родные и близкие каждому люди: прадедушки, прабабушки, матери и отцы. Обучающийся становится исследователем.
В рамках курса « Роль личности в истории» планируется более углубленное изучение  материала в 9-м классе.
Организуются индивидуальные занятия для детей, осуществляющих исследовательскую работу по заданной теме. Например,  «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», «Моя бабушка – строитель города» и т. д.
Для всех желающих организуются консультации по выполнению конкурсных заданий. Организуются и проводятся встречи с «живыми носителями истории» (воины-афганцы,  участники локальных военных войн в Чечне, обучающиеся  школы, отдавшие свой гражданский долг в рядах российской армии,  труженики тыла и участники Великой Отечественной войны т.д.).
В  конце второго периода проводится  научно-практическая конференция по темам исследовательских работ. Лучшие работы будут рекомендованы на городскую конференцию и на итоговое событие, которым заканчивается данный проект
В рамках проекта создается группа участников, увлекающихся съемками и презентациями,  которые создадут презентацию « История  школы в лицах ее учеников и учителей».

3 этап – заключительный

Организационный  комитет подведет итоги проведенных конкурсов и выявит победителей среди разных возрастных групп. Заключительным мероприятием проекта явится праздник «Живая история», в рамках которого объявляются  победители конкурсов по параллелям, представляются и показываются лучшие работы участников.  Проводится викторина «История города».
На праздник будут приглашены почетные гости из числа почетных граждан города, ветеранов Великой Отечественной войны, родители обучающихся, учителя, администрация школы и города, первые строители. Показывается презентация «История  школы в лицах ее учеников».
На заключительном этапе проводится оценка эффективности данного проекта посредством  анкетирования участников проекта, написания  отзывов о проведенных мероприятиях, выявления качества выполненных обучающимися работ.

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты Критерии (показатели)
1. Количество выполненных обучающимися работ. а) количественные – число выполненных работ  по разным номинациям – 50 % обучающихся выполнят работу в той или иной номинации;
б) качественные – выход работ на научно-практические  конференции города и России, творческие конкурсы города, области и России. 10% – работ будут направлены на городские и региональные конкурсы.
2. Повышение  у обучающихся учебной мотивации  к изучению истории. Результаты психолого-педагогической диагностики.
Активность обучающихся в ходе урочной деятельности.
Увеличение количества выполненных обучающимися творческих и исследовательских работ. На 20 % повысится учебная мотивация по истории.
3. Развитие навыков публичного выступления. Выступление обучающихся на НПК в школе и выход со своими работами на городские и региональные НПК. Все дети, представляющие свои работы на НПК, получат навыки публичного выступления – 100%.
4. Установление толерантных отношений в школьном коллективе (участников проекта). Уменьшение количества конфликтных ситуаций между обучающимися на 20%.

1. Количество выполненных обучающимися работ

Планируя  этот результат, мы будет исходить из двух показателей:

а) количественного – сколько работ выполнено по разным номинациям;
б) качественного – выход работ на научно-практические  конференции города и России,  творческие конкурсы города области и России.

2.  Повышение  у обучающихся учебной мотивации

На начало учебного года педагогом  при поддержки психолога проведена диагностика,  направленная на выявления у обучающихся интереса к  изучению истории.
Была использована проектная методика «Составление расписания или если бы я был  директором»  и методика  «Незаконченные предложения». Используя  первую методику,  детям предлагалось заполнить расписание на неделю,  используя те предметы, которые они хотели бы изучать.
По второй методике обучающиеся  продолжали предложения, которые нужно было закончить.
В результате анализа этих заданий была составлена таблица мотивации детей при изучении истории.

Таблица №1.

Уровень мотивации обучающихся при изучении истории на начало учебного года (2010-2011)

Классы по параллелям

5-е 6-е 7-е 8-е 9-е

Количественные показатели (число обучающихся)

45 38 20 22 35

%

78% 54% 32% 40% 46%

После проведения данного проекта планируется увеличение учебной мотивации в данном направлении  на 20 %. Мы ставим такой процент исходя из того, что проект может быть назван удачным, если  мотивация увеличится на 21 %, а ее рост мы уже реально можем прогнозировать, так как проект только начался, а уже появилось большое количество желающих участвовать в нем: дети стали чаще обращаться за консультацией, советом, интересоваться что и как нужно выполнять.
С увеличением мотивационных показателей.  Должна повыситься и качественная  успеваемость обучающихся.

3. Развитие навыков публичного выступления

На втором этапе проекта планируется проведение школьной научно-практической конференции, в рамках которой обучающиеся не только познакомятся  с новой информацией, но и приобретут навыки публичного выступления, умения строить его и преподносить материал слушателям.

4. Установление толерантных отношений в школьном коллективе (участников проекта)

Многие обучающиеся нашей школы  не могут контролировать свое отношение к окружающим их  людям, поэтому при работе в группах, которые создаются в процессе подготовки, презентаций, исследовательских работ, ребята должны будут учиться находить взаимопонимание, вырабатывать  терпение в отношениях  друг к другу, ибо от этого зависит  результат работы. Исходя их этого, проектом прогнозируется улучшение толерантных отношений среди участников.

Целевые группы проекта

Проект рассчитан на обучающихся 5-9 классов и их родителей.

Объем и содержание работ

Направление деятельности  Содержание деятельности Ресурсы     Исполнители и соисполнители Сроки реализации
Мониторинговая деятельность Диагностика мотивирования обучающихся при изучения предмета. Выявление уровня мотивации при изучении предмета «История»  в начале учебного года и при завершении проекта. Проективные психолого-педагогические методики диагностики:
– «Составление расписания»;
– «Незаконченное предложение».
1. Учитель истории
2. Психолог
Декабрь 2010-март 2011
Исследовательская деятельность обучающихся На примере жизни и деятельности не только выдающихся личностей, но в основном членов своей семьи, знакомых  дети выявляют ход истории и выполняют работы, которые на втором этапе проекта представят на НПК. Справочники, дополнительная литература, Интернет. Воспоминания членов семьи и мемуары выдающихся личностей. Обучающиеся 5-9 классов и их родители, педагоги Январь-февраль 2011 года
Творческая деятельность  обучающихся Исходя из заданной темы проекта,  обучающимся предлагается:

– конкурс рисунков;
– конкурс сочинений на тему «История семьи» или «История отдельных членов семьи»;
– конкурс стихов.

Семейные архивы, мемуары, воспоминания участников событий.
Альбомы живописи, интернетресурсы.
Обучающиеся 5-9 классов Январь-февраль 2011
Патриотическое воспитание Встречи  с непосредственными «носителями» истории:

– участниками Великой Отечественной войны;
– участниками локальных войн в Афганистане, Чечне;
– выпускниками школы;
– членами семей обучающихся, которые могут рассказать об истории своей жизни.

Участники встреч, их воспоминания и рассказы. Учитель истории,
заместитель директора по воспитательной работе.
Январь-февраль 2011

Формы представления материала

По результатам выполненного проекта будут подготовлены:

  • методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся, направленные на выявлении роли личности в истории;
  • существующий элективный курс будет дополнен качественно новым содержанием;
  • будет накоплена база исследовательских и творческих работ обучающихся.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе [Текст]: организация и управление/  Бабанский Ю.К., Поташник М.М. – М: Просвещение, 1999. – 626с.
2. Борисова Т.А. Семья – активный субъект формирования социальной ответственности молодежи/Т.А.Борисова // Воспитание школьников. – 2009. – №5 – с.49-51.
3. Вайс В.В. Родительский дом – начало начал /В.В. Вайс // Воспитание школьников. – 2009. – №2 – с.65-68.
4. Иванова Л.Ю. Веков связующая нить /Л.Ю.  Иванова// Воспитание школьников. – 2009. – №8 – с.77-79.
5. Поляков В.И.  Что такое династия?/ Поляков В.И. //Детская энциклопедия. – 2008. – №10. – с.18-19.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе/ М.Б Романовская. // Завуч, управление современной школой. – 2007. –  № 1. – с.118-120.
7. Соболева А.А. Оказание психологической помощи в школе/

Приложение 1