Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Модернизация российского образования,
Федеральные государственные образовательные
стандарты нового поколения в области
исторического знания повышают требования к
уровню преподавания истории и обществознания.
Современная школа должна предоставить
обучающимся возможность иметь право на
субъективность и пристрастность обоснования
своих решений, выявление нравственных проблем
истории.
В то же время при изучении исторического
материала у многих обучающихся отсутствует
интерес к прошлому в связи с большим объемом
учебного материала, «сухим» изложением
исторических событий, оторванностью излагаемого
материала от реальной жизни детей.
Проект «Ожившая история» направлен на
преодоление этих трудностей.
«История – часть жизни, и каждое изучаемое
явление человек должен зрительно представить, то
есть оно должно предстать перед ним как картина
жизни, а не как теоретическая абстракция». Эти
слова академика М.И. Ростовцева актуальны в наше
время, ибо усвоение исторических реалий,
исторического опыта более продуктивно, если
происходит путем погружения в мир прошлого. Он
становится осязаем и реален, если восприятие его
идет через историю семьи.
В ходе этого проекта обучающимся
предоставляется возможность личного восприятия
исторических событий; через историю своей семьи
они смогут проследить историю своего города и
страны в целом. Будут организованы встречи с
людьми старшего поколения, участниками событий.
Мероприятия, запланированные в проекте,
позволят обучающимся понять, что они сами
являются частью исторического процесса.
Цель проекта: формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории собственной семьи.
Задачи проекта:
- Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
- Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.
- Показать роль каждой личности в истории страны.
- Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
- Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления
- Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
- Приобщить обучающихся к истокам русского патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн.
Описание проекта по этапам
Проект «История страны через историю своей семьи: «живая история» рассчитан на три месяца. Он будет реализован в три этапа.
1 этап – подготовительный
На этом этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, родителей, педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положение о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся (исследовательские работы, рисунки, стихи, сочинения, составление генеалогических древ семьи, презентации и т.д.). Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки к историческому празднику «Живая история». Объявляются конкурсы на лучшее сочинение, рисунок, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение, на лучшую биографическую презентацию.
2 этап – основной
В ходе второго этапа будет организована
учебная и внеучебная деятельность,
направленная на решение задач проекта. Так, на
уроках истории обучающиеся познакомятся с
библиографическими справками выдающихся
личностей отечественной и зарубежной
истории. Будет выявлена их роль и значимость в
историческом процессе. Урок должен быть построен
с учетом личностной значимости для ребенка, для
его семьи. Так, например, при изучении темы
«Политический режим 40-50 годов» обучающиеся
заранее готовят рассказы-сообщения о своих
бабушках и дедушках, живших в тот период времени.
История через личностные ощущения будет
«оживать на уроках истории»
Взгляд на события, происходившие в стране, через
призму каждой отдельно взятой семьи позволяет
сделать эти события зримее, понятнее, ближе.
Что-то воспитанников поражает, что-то вызывает
удивление, но в любом случае, и это главное, никто
из них не остается равнодушным к тому
историческому событию, о котором идет речь на
уроке, ибо участниками этого исторического
события становятся родные и близкие каждому
люди: прадедушки, прабабушки, матери и отцы.
Обучающийся становится исследователем.
В рамках курса « Роль личности в истории»
планируется более углубленное изучение
материала в 9-м классе.
Организуются индивидуальные занятия для детей,
осуществляющих исследовательскую работу по
заданной теме. Например, «Мои родственники в
годы Великой Отечественной войны», «Моя бабушка
– строитель города» и т. д.
Для всех желающих организуются консультации по
выполнению конкурсных заданий. Организуются и
проводятся встречи с «живыми носителями
истории» (воины-афганцы, участники локальных
военных войн в Чечне, обучающиеся школы,
отдавшие свой гражданский долг в рядах
российской армии, труженики тыла и участники
Великой Отечественной войны т.д.).
В конце второго периода проводится
научно-практическая конференция по темам
исследовательских работ. Лучшие работы будут
рекомендованы на городскую конференцию и на
итоговое событие, которым заканчивается данный
проект
В рамках проекта создается группа участников,
увлекающихся съемками и презентациями,
которые создадут презентацию « История школы
в лицах ее учеников и учителей».
3 этап – заключительный
Организационный комитет подведет итоги
проведенных конкурсов и выявит победителей
среди разных возрастных групп. Заключительным
мероприятием проекта явится праздник «Живая
история», в рамках которого объявляются
победители конкурсов по параллелям,
представляются и показываются лучшие работы
участников. Проводится викторина «История
города».
На праздник будут приглашены почетные гости из
числа почетных граждан города, ветеранов Великой
Отечественной войны, родители обучающихся,
учителя, администрация школы и города, первые
строители. Показывается презентация «История
школы в лицах ее учеников».
На заключительном этапе проводится оценка
эффективности данного проекта посредством
анкетирования участников проекта, написания
отзывов о проведенных мероприятиях, выявления
качества выполненных обучающимися работ.
Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемые результаты | Критерии (показатели) |
1. Количество выполненных обучающимися работ. | а) количественные – число выполненных
работ по разным номинациям – 50 % обучающихся
выполнят работу в той или иной номинации; б) качественные – выход работ на научно-практические конференции города и России, творческие конкурсы города, области и России. 10% – работ будут направлены на городские и региональные конкурсы. |
2. Повышение у обучающихся учебной мотивации к изучению истории. | Результаты психолого-педагогической
диагностики. Активность обучающихся в ходе урочной деятельности. Увеличение количества выполненных обучающимися творческих и исследовательских работ. На 20 % повысится учебная мотивация по истории. |
3. Развитие навыков публичного выступления. | Выступление обучающихся на НПК в школе и выход со своими работами на городские и региональные НПК. Все дети, представляющие свои работы на НПК, получат навыки публичного выступления – 100%. |
4. Установление толерантных отношений в школьном коллективе (участников проекта). | Уменьшение количества конфликтных ситуаций между обучающимися на 20%. |
1. Количество выполненных обучающимися работ
Планируя этот результат, мы будет исходить из двух показателей:
а) количественного – сколько работ выполнено
по разным номинациям;
б) качественного – выход работ на
научно-практические конференции города и
России, творческие конкурсы города области и
России.
2. Повышение у обучающихся учебной мотивации
На начало учебного года педагогом при
поддержки психолога проведена диагностика,
направленная на выявления у обучающихся
интереса к изучению истории.
Была использована проектная методика
«Составление расписания или если бы я был
директором» и методика «Незаконченные
предложения». Используя первую методику,
детям предлагалось заполнить расписание на
неделю, используя те предметы, которые они
хотели бы изучать.
По второй методике обучающиеся продолжали
предложения, которые нужно было закончить.
В результате анализа этих заданий была
составлена таблица мотивации детей при изучении
истории.
Таблица №1.
Уровень мотивации обучающихся при изучении истории на начало учебного года (2010-2011)
Классы по параллелям |
5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е |
Количественные показатели (число обучающихся) |
45 | 38 | 20 | 22 | 35 |
% |
78% | 54% | 32% | 40% | 46% |
После проведения данного проекта планируется
увеличение учебной мотивации в данном
направлении на 20 %. Мы ставим такой процент
исходя из того, что проект может быть назван
удачным, если мотивация увеличится на 21 %, а ее
рост мы уже реально можем прогнозировать, так как
проект только начался, а уже появилось большое
количество желающих участвовать в нем: дети
стали чаще обращаться за консультацией, советом,
интересоваться что и как нужно выполнять.
С увеличением мотивационных показателей.
Должна повыситься и качественная
успеваемость обучающихся.
3. Развитие навыков публичного выступления
На втором этапе проекта планируется проведение школьной научно-практической конференции, в рамках которой обучающиеся не только познакомятся с новой информацией, но и приобретут навыки публичного выступления, умения строить его и преподносить материал слушателям.
4. Установление толерантных отношений в школьном коллективе (участников проекта)
Многие обучающиеся нашей школы не могут контролировать свое отношение к окружающим их людям, поэтому при работе в группах, которые создаются в процессе подготовки, презентаций, исследовательских работ, ребята должны будут учиться находить взаимопонимание, вырабатывать терпение в отношениях друг к другу, ибо от этого зависит результат работы. Исходя их этого, проектом прогнозируется улучшение толерантных отношений среди участников.
Целевые группы проекта
Проект рассчитан на обучающихся 5-9 классов и их родителей.
Объем и содержание работ
Направление деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
Мониторинговая деятельность | Диагностика мотивирования обучающихся при изучения предмета. Выявление уровня мотивации при изучении предмета «История» в начале учебного года и при завершении проекта. | Проективные психолого-педагогические
методики диагностики: – «Составление расписания»; – «Незаконченное предложение». |
1. Учитель истории 2. Психолог |
Декабрь 2010-март 2011 |
Исследовательская деятельность обучающихся | На примере жизни и деятельности не только выдающихся личностей, но в основном членов своей семьи, знакомых дети выявляют ход истории и выполняют работы, которые на втором этапе проекта представят на НПК. | Справочники, дополнительная литература, Интернет. Воспоминания членов семьи и мемуары выдающихся личностей. | Обучающиеся 5-9 классов и их родители, педагоги | Январь-февраль 2011 года |
Творческая деятельность обучающихся | Исходя из заданной темы проекта,
обучающимся предлагается: – конкурс рисунков; |
Семейные архивы, мемуары, воспоминания
участников событий. Альбомы живописи, интернетресурсы. |
Обучающиеся 5-9 классов | Январь-февраль 2011 |
Патриотическое воспитание | Встречи с непосредственными
«носителями» истории: – участниками Великой
Отечественной войны; |
Участники встреч, их воспоминания и рассказы. | Учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе. |
Январь-февраль 2011 |
Формы представления материала
По результатам выполненного проекта будут подготовлены:
- методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся, направленные на выявлении роли личности в истории;
- существующий элективный курс будет дополнен качественно новым содержанием;
- будет накоплена база исследовательских и творческих работ обучающихся.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Методическая работа в
школе [Текст]: организация и управление/
Бабанский Ю.К., Поташник М.М. – М: Просвещение, 1999.
– 626с.
2. Борисова Т.А. Семья – активный субъект
формирования социальной ответственности
молодежи/Т.А.Борисова // Воспитание школьников. –
2009. – №5 – с.49-51.
3. Вайс В.В. Родительский дом – начало начал
/В.В. Вайс // Воспитание школьников. – 2009. – №2 –
с.65-68.
4. Иванова Л.Ю. Веков связующая нить /Л.Ю.
Иванова// Воспитание школьников. – 2009. – №8 –
с.77-79.
5. Поляков В.И. Что такое династия?/
Поляков В.И. //Детская энциклопедия. – 2008. – №10. –
с.18-19.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в
образовательном процессе/ М.Б Романовская. //
Завуч, управление современной школой. – 2007. –
№ 1. – с.118-120.
7. Соболева А.А. Оказание психологической
помощи в школе/