Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, программы «Здоровье» ГОУ НПО ПЛ №79, концепции развития лицея.
Актуальность
ГОУ НПО ПЛ№79- единственное учебное заведение севера Кузбасса, осуществляющее профессиональную подготовку по профессии “Сварщик”.
Здесь обучаются будущие специалисты на 90% из сельских территорий.
Мы находимся в зоне рискованного земледелия сибирского региона и большинство хозяйств по нескольку лет не выплачивают заработанную плату деньгами, рассчитывая работников хлебом и кормом для скота. Уровень жизни настолько низок, что большинство селян не в состоянии обеспечить профессиональное обучение своих детей в городе.
Поэтому подростки из малообеспеченных семей обучаются в нашем лицее.
Многие из них приходят к нам:
- с низким уровнем обученности в школе;
- с отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
- со слабыми представлениями о получаемой профессии;
- с неадекватной самооценки;
- пассивные а, зачастую, и агрессивные.
Цели программы:
- Профессиональная ориентация, адаптация и профессиональное становление социально – дезадаптированных подростков.
- Создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
- Положительная социализация обучающихся, относящихся к «группе риска».
- Формирование личностных нравственных качеств выше перечисленных подростков.
Задачи:
- Вовлечение обучающихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию.
- Сдерживание влечения подростков к употреблению наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни через: классные часы, индивидуальные беседы, тренинги;проведение индивидуальных и групповых консультаций, анкетирование, тестирование, вовлечение в подготовку групповых и лицейских мероприятий.
- Работа в тесном взаимодействии с психологом и социальным работником ГОУ НПО ПЛ №79,преподавателями лицея, администрацией и воспитателями общежития.
- Взаимодействие с ПДН ОВД Тяжинского района, ГИБДД, КДН, ГПН,участковыми инспекторами Тяжинского района.
- Налаживание связи с общественностью:
- председателями поселковых Советов,
- председателями поселковых женсоветов,
- представителями из совета отцов,
- работниками отдела культуры и образования Тяжинского района.
Концептуальные основы программы:
- Педагогизация окружающей среды.
- Комплексный смешанный подход к совместной деятельности, направленный на реализацию вышеизложенных целей и задач.
- Принцип единства образовательной деятельности, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки обучающихся.
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный:
- всесторонние изучение личности обучающихся группы,получающих профессию «Сварщик» с целью раскрытия их индивидуальных особенностей и создания условий для социально - психологической адаптации в образовательном процессе;
- составление социального паспорта группы;
- определение подростков, относящихся к « группе риска»;
- исследование жилищно – бытовых условий и микроклимата в семье данной категории обучающихся;
- наблюдение поведения социально-дезадаптированных обучающихся в ученическом коллективе, их взаимодействия с педагогами;
- непосредственное планирование вне учебной деятельности;
- согласование планов работы классного руководителя, мастера производственного обучения и заместителя директора по воспитательной работе ГОУ НПО ПЛ 79; - сведение их в единый комплексный план с учётом рекомендаций.
Второй этап – деятельностный:
- осуществление запланированных мероприятий;
- разработка системы контроля за их реализацией,
- координация действий.
Третий этап – итоговый:
- подведение итогов работы с обучающимися, относящимися к категории «группа риска»;
- анализ итогов данной работы;
- получение рекомендаций администрации ГОУ НПО ПЛ№79;
- планирование работы на следующий учебный год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Кадровое обеспечение программы:
- классный руководитель;
- мастер производственного обучения;
- родители или опекуны обучающихся «группы риска»;
- администрация ГОУ НПО ПЛ №79;
- психолог лицея;
- социальный педагог;
- педагоги- предметники;
- педагоги дополнительного образования;
- воспитатели общежития;
- специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ):
- руководитель кружка «здоровый образ жизни» ,
- врач-нарколог ЦРБ,
- медицинский работник лицея;
- руководители кружков и спортивных секций;
- председатель комиссии по делам несовершеннолетних Тяжинского района;
- инспектор по охране прав детства Тяжинского района.
Формы работы:
- групповая работа с обучающимися и родителями;
- индивидуальная работа с обучающимися и родителями;
- тренинги поведения для обучающихся;
- дискуссии;
- беседыс обучающимися и родителями;
- встречи со специалистами;
- лекции для родителей и обучающихся;
- просмотры и обсуждение видеофильмов;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся;
- индивидуальные консультации психолога для родителей;
- экскурсии;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- участие в лицейских районных и областных выставках;
- участие в подготовке и проведении внутри лицейских и районных мероприятиях и праздниках;
- родительские лектории;
- участие обучающихся «группы риска» в военно-спортивных мероприятиях;
- посещение обучающихся на дому.
Методы работы:
- вовлечение обучающихся «группы риска» в участие в групповых, лицейской, районной мероприятиях;
- тесное взаимодействие с родителями и опекунами;
- моральное стимулирование обучающихся;
- доверительное отношение к обучающимся со стороны взрослых, сотрудничество;
- переубеждение (предоставление обучающимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (занятия трудом, учёбой, спортом, общественной деятельности, посещения кружков.
Ожидаемый результат от реализации программы:
- Уменьшение правонарушений и случаев употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися.
- Положительная социализация обучающихся «группы риска».
- Сформированные у данной категории обучающихся нравственные качества.
- Сформированные представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.
- Сформированные навыки адекватного взаимодействия с родителями, опекунами, педагогами и сверстниками.
- Положительная мотивация профессионального становления социально – дезадаптированных подростков.