Индивидуальная программа профилактики и правонарушений для учащихся по профессии "сварщик" ГОУ НПО ПЛ № 79, относящихся к категории "Группа риска"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, программы «Здоровье» ГОУ НПО ПЛ №79, концепции развития лицея.

Актуальность

ГОУ НПО ПЛ№79- единственное учебное заведение севера Кузбасса, осуществляющее профессиональную подготовку по профессии “Сварщик”.

Здесь обучаются будущие специалисты на 90% из сельских территорий.

Мы находимся в зоне рискованного земледелия сибирского региона и большинство хозяйств по нескольку лет не выплачивают заработанную плату деньгами, рассчитывая работников хлебом и кормом для скота. Уровень жизни настолько низок, что большинство селян не в состоянии обеспечить профессиональное обучение своих детей в городе.

Поэтому подростки из малообеспеченных семей обучаются в нашем лицее.

Многие из них приходят к нам:

  • с низким уровнем обученности в школе;
  • с отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
  • со слабыми представлениями о получаемой профессии;
  • с неадекватной самооценки;
  • пассивные а, зачастую, и агрессивные.

Цели программы:

  1. Профессиональная ориентация, адаптация и профессиональное становление социально – дезадаптированных подростков.
  2. Создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
  3. Положительная социализация обучающихся, относящихся к «группе риска».
  4. Формирование личностных нравственных качеств выше перечисленных подростков.

Задачи:

  1. Вовлечение обучающихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию.
  2. Сдерживание влечения подростков к употреблению наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни через: классные часы, индивидуальные беседы, тренинги;проведение индивидуальных и групповых консультаций, анкетирование, тестирование, вовлечение в подготовку групповых и лицейских мероприятий.
  3. Работа в тесном взаимодействии с психологом и социальным работником ГОУ НПО ПЛ №79,преподавателями лицея, администрацией и воспитателями общежития.
  4. Взаимодействие с ПДН ОВД Тяжинского района, ГИБДД, КДН, ГПН,участковыми инспекторами Тяжинского района.
  5. Налаживание связи с общественностью:
  • председателями поселковых Советов,
  • председателями поселковых женсоветов,
  • представителями из совета отцов,
  • работниками отдела культуры и образования Тяжинского района.

Концептуальные основы программы:

  1. Педагогизация окружающей среды.
  2. Комплексный смешанный подход к совместной деятельности, направленный на реализацию вышеизложенных целей и задач.
  3. Принцип единства образовательной деятельности, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки обучающихся.

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный:

  • всесторонние изучение личности обучающихся группы,получающих профессию «Сварщик» с целью раскрытия их индивидуальных особенностей и создания условий для социально - психологической адаптации в образовательном процессе;
  • составление социального паспорта группы;
  • определение подростков, относящихся к « группе риска»;
  • исследование жилищно – бытовых условий и микроклимата в семье данной категории обучающихся;
  • наблюдение поведения социально-дезадаптированных обучающихся в ученическом коллективе, их взаимодействия с педагогами;
  • непосредственное планирование вне учебной деятельности;
  • согласование планов работы классного руководителя, мастера производственного обучения и заместителя директора по воспитательной работе ГОУ НПО ПЛ 79; - сведение их в единый комплексный план с учётом рекомендаций.

Второй этап – деятельностный:

  • осуществление запланированных мероприятий;
  • разработка системы контроля за их реализацией,
  • координация действий.

Третий этап – итоговый:

  • подведение итогов работы с обучающимися, относящимися к категории «группа риска»;
  • анализ итогов данной работы;
  • получение рекомендаций администрации ГОУ НПО ПЛ№79;
  • планирование работы на следующий учебный год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Кадровое обеспечение программы:

  • классный руководитель;
  • мастер производственного обучения;
  • родители или опекуны обучающихся «группы риска»;
  • администрация ГОУ НПО ПЛ №79;
  • психолог лицея;
  • социальный педагог;
  • педагоги- предметники;
  • педагоги дополнительного образования;
  • воспитатели общежития;
  • специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ):
  • руководитель кружка «здоровый образ жизни» ,
  • врач-нарколог ЦРБ,
  • медицинский работник лицея;
  • руководители кружков и спортивных секций;
  • председатель комиссии по делам несовершеннолетних Тяжинского района;
  • инспектор по охране прав детства Тяжинского района.

Формы работы:

  • групповая работа с обучающимися и родителями;
  • индивидуальная работа с обучающимися и родителями;
  • тренинги поведения для обучающихся;
  • дискуссии;
  • беседыс обучающимися и родителями;
  • встречи со специалистами;
  • лекции для родителей и обучающихся;
  • просмотры и обсуждение видеофильмов;
  • индивидуальные консультации психолога для обучающихся;
  • индивидуальные консультации психолога для родителей;
  • экскурсии;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • участие в лицейских районных и областных выставках;
  • участие в подготовке и проведении внутри лицейских и районных мероприятиях и праздниках;
  • родительские лектории;
  • участие обучающихся «группы риска» в военно-спортивных мероприятиях;
  • посещение обучающихся на дому.

Методы работы:

  • вовлечение обучающихся «группы риска» в участие в групповых, лицейской, районной мероприятиях;
  • тесное взаимодействие с родителями и опекунами;
  • моральное стимулирование обучающихся;
  • доверительное отношение к обучающимся со стороны взрослых, сотрудничество;
  • переубеждение (предоставление обучающимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
  • метод переключения (занятия трудом, учёбой, спортом, общественной деятельности, посещения кружков.

Ожидаемый результат от реализации программы:

  1. Уменьшение правонарушений и случаев употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися.
  2. Положительная социализация обучающихся «группы риска».
  3. Сформированные у данной категории обучающихся нравственные качества.
  4. Сформированные представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.
  5. Сформированные навыки адекватного взаимодействия с родителями, опекунами, педагогами и сверстниками.
  6. Положительная мотивация профессионального становления социально – дезадаптированных подростков.