Цель: изготовить поздравительную открытку ко Дню матери.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с многообразием хризантем и с некоторыми поверьями и ритуалами, связанными с хризантемами;
- познакомить с технологией изделия хризантем из полосок;
- учить размечать полоски определенной длины и ширины с помощью линейки;
- упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Воспитательные:
- Воспитание воли, усидчивости, точности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.
Развивающие:
- Совершенствование сенсорной сферы, воображения, внимания и речи.
Оборудование рабочего места учителя: компьютер, презентация, инструменты (ножницы, бумага, карандаш, ластик, линейка, клей), карточки-планирования («разметь», «вырежи», «склей», «оформи»), демонстрационный образец открытки.
Оборудование рабочего места детей: тряпки, клей, кисти, цветная бумага, цветной картон, ножницы, карандаш, ластик, линейка; основа для открытки, приготовленная на предыдущем уроке и лепестки для цветов.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
На предыдущем уроке дети готовят основу для открытки: альбомный лист согнутый пополам; по шаблону размечают и вырезают вазу.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Примечания |
I. Орг. момент (1 мин.) | Долгожданный дан звонок – начинается урок. Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре, смело, чётко говорим и тихонечко сидим. – Посмотрите на свои рабочие места, порядок ли у вас на столе. |
Проверяется готовность к уроку |
II. Вступительная беседа (2 мин.) | Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? (Мама) – Ребята, кто помнит какой приближается праздник? (День матери) Слайд 2 – Когда отмечается этот праздник? (27 ноября) – Что принято совершать в этот день? (Дарить подарки) – Кто может предположить, что мы будем делать сегодня на уроке? (Изготавливать подарок для мам своими руками) – Верно, мы будем делать открытку для наших мам своими руками. А как вы думаете, какая открытка дороже для ваших мам, бабушек, сестёр, сделанная своими руками или купленная в магазине? (сделанная своими руками) – Почему? – Правильно, ведь такой подарок самый дорогой, потому что мы вкладываем в него свою душу. – А в какое время года этот праздник? (Осенью) – Что происходит в природе осенью? (Становится холодно, листья опадают, растения высыхают.) Летние цветы увяли, уступив место царице осени - хризантеме. Посмотрите на экран, вот какое многообразие хризантем встречается. (Слайд 3-6) Хризантема занимает особое место в Японии, ведь согласно заимствованным из Китая представлениям, эти цветы обладают магической силой и могут продлевать жизнь. Хризантема является символом долголетия. Существовали особые поверья и ритуалы, связанные с хризантемами. Желая кому-то здоровья и долголетия – преподносили сакэ (напиток) с лепестками хризантем. Еще делали настой из цветов, листьев и стеблей хризантем, который хранили целый год и пили лишь в следующий праздник. Тканью, смоченной в росе хризантем, красавицы протирали лицо, чтобы сохранить юность и красоту. |
|
III.
Рассматривание образцов – аналогов, демонстрация их конструкций
(2 мин.) ТБ при работе с ножницами |
– Сегодня на уроке мы изготовим вот такую открытку ко Дню матери, на которой будут хризантемы из бумаги. – Из какого материала сделана открытка? (из бумаги) – Посмотрите на цветы. Из каких частей они состоят? (Из полосок бумаги, кружочка). – С помощью чего соединены эти детали? (с помощью клея) – Какие инструменты вам понадобятся в работе? (Линейка, карандаш, ножницы) Повторить технику безопасности при работе с ножницами. (Учащиеся сами называют правила ТБ) Слайд 7 (Работай ножницами только на своё рабочем месте. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу). Сегодня на уроке мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь ваш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде! |
|
IV. Демонстрация приемов работы (2 мин.) | С чего мы начнем выполнение изделия? (Разметим на бумаге полоски.) Что потом? (Вырежем их). Дальше? Соединим края полос и склеим. Дальше? Приклеим лепестки сначала по краю готовой основы, постепенно заполняя ее внутреннюю поверхность. Вам понадобятся для 1 цветка 12-13 вот таких полосок из бумаги (показываю). – Посмотрите на чертеж. |
на доске учитель вывешивает карточки «разметь», «вырежи», «склей», «оформи» |
V. Физминутка (2 мин.) | ||
VI. Практическая работа (25 мин.) |
Дети ещё раз читают чертеж по вопросам учителя. – Развертка какой детали изображена на чертеже? (лепестка хризантемы) – Какова ее формы? (прямоугольник) – Сколько таких деталей? (12) – Чему равна длина и ширина? (15 см и 1 см) – Каждая деталь складывается пополам. |
|
1) Нарезание полос 2) Изготовление лепестков-капелек 3) Сборка цветов 4) Сборка деталей в изделие. |
Сейчас мы будем размечать полоски бумаги. Выберите любой цвет. – С помощью чего будем размечать полоски? (Размечаем полоски с помощью карандаша и линейки) – На какой стороне бумаги? (на изнаночной стороне). Отмерять начнем от правого верхнего угла на листе; от «нуля» на линейке (приложить «ноль» на линейке к правому верхнему углу листа бумаги). И через каждый см. до метки 12 см ставьте точки. Теперь вверху листа от правого угла в левую сторону отметьте 15 см и так же внизу. Соедините эти точки. Приложите линейку к этой черте (ноль на краю листа) и так же через каждый см. поставьте точку. И теперь соедините все точки попарно. – Что будем делать дальше по нашему плану, который мы с вами составили? (Вырежем). Верно. – Когда режете, следите за линией, по которой режете. Молодцы! Что мы будем делать дальше? (согнем пополам и склеим) Не забывайте, что клеить будем на клеенке. Чтобы не запачкать парту. Дальше на кружочек наклейте ваши заготовки, сначала по краю готовой основы, постепенно заполняя ее внутреннюю поверхность. – Каким будет следующий этап? (оформление) Возьмите вашу открытку, на которую вы на прошлом уроке наклеили вазу, наклейте ваш цветок. |
учитель вместе с детьми размечает полоски на доске |
VII. Выставка и анализ работ (4 мин.) | – Я бы с удовольствием поместила ваши работы на выставку. Мамы будут вами довольны. – Как называется цветок, который выполнили. (хризантема) – Каким способом соединяли детали? (склеивали) – Что показалось самым трудным? (разметка полосок) |
|
IX. Уборка рабочих мест (2 мин.) | Ребята, все с парт, аккуратно сложите в портфель, а мелкие ненужные бумажки в корзину. |