Форма проведения: соревнование команд для 5-8 классов.
Цели:
- привитие интереса к отечественной истории;
- формирование личностного отношения к событиям истории;
- формирование познавательной активности, творчества;
- формирование культуры поведения, взаимовыручки, общения.
Оборудование: карточки-задания для команд, ребусы, аппликации, картины по «Киевской Руси», музыкальное сопровождение.
Играют две команды по 7 человек каждая.
Домашним заданием было приготовить название, девиз, песню, сценку или танец по данной теме.
Ход игры
Сегодня в школе состоится
Необычайное состязание.
Главным оружием – знания будут.
Победа сильнейшему –
Вот награда.
Вас ждет исторический
КВН.
Свой КВН, мы посвящаем
«Делам давно минувших дней,
Преданьям старины глубокой»
(Представление команд – название, девиз)
Пожелание командам:
Вам пожелаю я,
Честно сражайтесь.
Пусть же победа даруется тем,
Кто достойнее будет,
И знания покажет искусней.
Наша игра будет состоять из геймов.
Есть такая на Руси пословица: «По одежке встречают – по уму провожают» Вот мы ее и испытаем в I гейме «Разминка»
I гейм: «Историческая личность»
История русского народа знает немало борцов за независимость, замечательных деятелей и полководцев.
- «Один из них – сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Ему было только 17 лет, когда новгородцы позвали княжить вместо старшего брата. Он обладал способностями государственного деятеля и талантом полководца, которые впервые проявились у князя в 1240г., в битве со шведами. Назовите имя князя?» (Александр Невский)
- «Князь, который уделял большое внимание культуре, просвещению, переводу книг, при нем создавались библиотеки, строились монастыри, церкви. Были построены Золотые ворота в Киеве, Софийский собор. Назовите имя этого князя» (Ярослав Мудрый)
- «Дальновидный деятель, реформатор, проницательный дипломат, ценитель просвещения. Непомерное властолюбие, болезненная вспыльчивость, жестокость, прекрасный шахматист, писатель, сочинитель церковной музыки. И все это об одном человеке. Назовите имя этой исторической личности?» (Иван IV Грозный)
II гейм: «Поймай дату»
Задание: командам читается отрывок из стихотворения. Ребята должны назвать дату, которая связана с этим событием и событие.
1380 Позади у воинов Непрядва, Слева – затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделен. Черной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной. Но, ее принимая Выстроились русичи стеной. Кони, обезумев, рвут поводья – И своих потопчут, и врагов И от крови, словно в половодье, Скоро выйдет Дон из берегов… |
1147 Стоял у обрыва, У самой встречи рек Стоял, и может, рекам Дивился человек. И светлой ночью снилось, Что тут, где шум сосны, Поднялся Кремль зубчатый… А предок верил в сны. Трава росой блестела, Светлела синева, Щепой сосновой пахло… Так началась Москва. |
1480 Хан Ахмед на Москву вел войска по Оке, Далеко обходил он столицу. А когда на востоке забрезжил рассвет, Поредела завеса тумана, На другом берегу вдруг увидел Ахмед Рать московского князя Ивана. День прошел. Ночь прошла. День да ночь. День да ночь. Встал на Угре – реке зимний лед, прочный лед, Голод с холодом верх забирают. На Москву через лед хан Ахмед не идет, Рог орды отступленье играет.. |
1242 …Уже смешались люди, кони Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следил за битвою с горы. … И только выждав, чтоб ливонцы Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой. Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогодские полки. |
III гейм: Игра «Плетень»
Русская игра «Плетень». По моему сигналу «Заплетайся плетень», каждая команда заплетает плетень. Кто быстрее?
IV гейм: «Шарады»
-
Первый слог – нота,
Второй – установленный образец одежды,
Целое – изменение в обществе или преобразование.
(ре – форма) -
Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой;
Второй слог – русское национальное блюдо;
Третий слог – предлог;
Целое слово – одна из феодальных повинностей крестьян.
(бар – щи – на)
V гейм: «Военное искусство»
Задание: по фрагменту определить,
а) о каком событии идет речь;
б) по картинам определить – какая битва изображена;
в) по аппликациям – назвать к какому времени относиться данное вооружение.
VI гейм: Ребусы
Задание: отгадать, что зашифровано, связанное с Киевской Русью.
(Святослав)
(Невская битва)
VII гейм: «Кто быстрее»
Задание: каждой команде дается серия вопросов. Кто быстрее и правильно ответит.
1.
- С именем, какого князя связывают крещение Руси? (Владимир)
- Образование Киевской Руси – век? (9 век)
- Назвать имя матери Ивана Грозного (Елена Глинская)
- Государство монголо-татар (Золотая орда)
- Имя I книгопечатника на Руси (И. Федоров)
- Имя князя, которого на Руси звали «денежный мешок» (Иван Калита)
- Стоянка древнего человека на территории нашей области (Мальта, Буреть)
2.
- Кому принадлежат слова «Иду на вы» (Святославу)
- Год крещения Руси (988)
- Родоначальник русских князей (Рюрик)
- Город, который монголо-татары назвали «злым городом» (Козельск)
- I печатная книга на Руси («Апостол»)
- Имя князя, который нарушил сбор дани на Руси, за что был убит (Игорь)
- I русский митрополит (Иларион)
Вопросы болельщикам.
- С каким событием связана поговорка «Вот тебе, бабушка и Юрьев день» (отмена права перехода крестьян)
- Атрибуты царской власти при Иване IV (шапка Мономаха, герб – двуглавый орел)
- Кто создал славянскую письменность (Кирилл, Мефодий)
- Назвать год, когда произошла Куликовская битва (1380)
- Крупный русский государственный деятель середины XVI в., сдерживавший жестокие наклонности Ивана IV (митрополит Макарий)
- Когда в военной истории опасность представляла «свинья» (Ледовое побоище – немецкие рыцари шли грозным клином – «свиньей»)
- Когда в истории в особом почете была метла. (16 в., при Иване IV – у опричников)
- Как назывался свод законов Киевской Руси, принятый при Ярославле Мудром («Русская Правда»)
- Ордынское иго пало в результате:
а) битва на Калке;
б) Куликовская битва;
в) Великого стояния на р. Угре.
VIII гейм.
А теперь проверим сноровку и проворность наших команд (по одному человеку от команды)
Задание: книга, в ней между страниц лежат буквы, их надо достать и вместе с командой сложить слово на время («Древняя Русь»)
Задание команде: даются термины, кто быстрее даст определение.
-
присваивающее хозяйство
барщина
вотчина
ярлык
крепостные крестьяне -
производящее хозяйство
полюдье
вече
баскаки
помещик
IX гейм: Домашнее задание.
– Дорогие ребята. Сейчас вы должны показать свое мастерство, талант. Мы с вами совершим путешествие в ту эпоху, о которой вы нам поведаете.
(Жюри оценивает команды и лучших болельщиков)
– Вот и закончился наш КВН. Мы благодарим участников, болельщиков, всех тех, кто принимал участие в наших состязания.