Ход урока
Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учащихся | Ход урока |
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, благоприятный настрой учащихся на совместную работу. | Учащиеся демонстрируют готовность к работе. Слайд 1. |
Организационный момент. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти! |
На данном этапе урока задача учителя заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха. | Учащиеся в течение 3 минут задают вопросы по пройденной теме «Склонение имён существительных» по цепочке: ученик формулирует и задаёт вопрос классу, за тем желающий отвечает и задаёт свой вопрос, передаёт эстафету. | Актуализация знаний. – Кому из вас по душе приключения, кто из вас настоящий романтик, любит разгадывать тайны, узнавать что-то необычное, делать открытия? Кто не боится трудностей и готов вместе со мной отправиться в необычное путешествие? – Набираем команду! Для начала проверим ваш багаж знаний. Игра «Эстафета». – Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках, задайте друг другу вопросы по теме «Склонение имён существительных». |
Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношение к теме, принятие цели урока и совместное определение учебной и исследовательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование желания понять и научиться. Учитель предлагает учащимся зафиксировать время начала исследования и своё местоположение, выполнить орфографический разбор предложения, фонетический разбор слова и разгадать ребусы. | Каждый ученик пытается ответить на вопросы: что будем изучать сегодня? Для чего я изучаю эту тему? Что интересного для меня лично? Учащиеся записывают дату, вид работы. Выполняют минутку чистописания, орфографический разбор предложения. Слайд 2. После чего разгадывают ребусы, записывая ответы в словарь. Слайды 3-5. |
Мотивация на новую деятельность. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями, изыскателями глубин русского языка. А объектом нашего исследования станут слова. А какие – вы должны ответить сами. – Как настоящие учёные-исследователи, чтобы ничего не забыть и не пропустить, мы будем все открытия записывать в тетрадь. – Зафиксируйте в тетрадях время начала исследования и своё местоположение. - Выполним задания минутки чистописания, орфографический разбор предложения, фонетический разбор существительного ВЕТЕР. – А теперь словарная работа. Если вы правильно разгадаете ребусы, то сможете записать словарные слова. |
Организует и направляет деятельность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную включенность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирование учащихся при выполнении как групповой, так и индивидуальной деятельности. Учитель создаёт учащимся условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе исследовательского метода обучения. Предоставляет право выбора заданий с целью формирования адекватной самооценки. Корректирует работу с учебником. Обобщает выводы учащихся при составлении алгоритма. Организует работу групп над заданиями и диалогическое сопровождение исследовательской деятельности по теме урока. Организует проверку выполненных заданий. Совместно с учащимися делает вывод. Предлагает игру «Шифровальщики», цель которой проверить умение учащихся применить полученные знания на практике. Контролирует взаимопроверку работ. |
Слайд 6. Учащиеся анализируют предложенные словосочетания, распределяя их в группы по падежам. Определяют ударение и делают вывод об окончаниях данных существительных. Высказывают свои предположения относительно темы и задач урока, стараются сформулировать суждения относительно своих личных интересов к изучаемой теме. Слайд 7. Работают в группах с учебником (с. 16-17). Слайд 8. Самостоятельно формулируют правило правописания безударных падежных окончаний существительных. Составляют алгоритм действий Слайд 9. и тренируются в его использовании. Слайд 10. Учащиеся выполняют дифференцированные задания, которые записаны на раздаточных карточках для каждой группы, совершенствуют коммуникативную компетенцию, учатся самостоятельно добывать информацию. Физкультминутка для глаз. Слайд 11. Выполняют задания в тетрадях. Проводят самоконтроль и взаимооценку. Слайды 12-15. Делают вывод в сотрудничестве с учителем. Слайд 16. Применяют полученные знания в новых учебных коммуникативных ситуациях. Слайд 17. Учащиеся записывают буквенный диктант, после чего обмениваются тетрадями для взаимопроверки, выставляют друг другу оценки за данный вид работы. Слайд 18. Музыкальная физкультминутка. Слайд 19. |
Изучение нового материала. – На экране запись: Нет изгороди Подошёл к изгороди Вдали от Родины Скучаю по Родине Вернулся из столицы Ездил по столице – Посмотрите внимательно на экран. Сейчас вам надо провести исследование данного объекта: запишите эти словосочетания, обозначьте ударение в именах существительных, выделите окончания. – В каком падеже существительные первого столбика? ДОКАЖИТЕ! (Р.п.) – В каком падеже существительные второго столбика? ДОКАЖИТЕ! (Д.п.) – Что объединяет эти существительные? (Безударные окончания) – Сформулируйте тему нашего урока. ( ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ И ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ) – Как же не ошибиться в написании безударных окончаний имён существительных? Поработаем с учебником на с.16-17. Найдите ответ на этот вопрос. Для более чёткой и плодотворной работы, разделимся на три группы. Составим алгоритм наших действий: 1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение: По изгород…(что?) изгородь, 3-е скл. 2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – по степи. 3. Пишу такое окончание, как у слова- помощника. 4. Проверяю написанное: по степи – по изгороди. – А теперь самостоятельная работа в группах (разноуровневые задания, по выбору учащихся): 1 группа: проанализировать данные словосочетания, найти среди них существительные 1, 2, 3 склонения, которые употреблены в Р.п., записать их в тетрадь, обозначить окончания; 2 группа: проанализировать данные словосочетания, найти среди них существительные 1, 2, 3 склонения, которые употреблены в Д.п., записать их в тетрадь, обозначить окончания; 3 группа: записать вопросы родительного и дательного падежей, выписать все предлоги данных падежей (составить таблицу). – Сделаем небольшой перерыв и дадим отдохнуть нашим глазкам. ФИЗМИНУТКА для глаз. – Продолжим работу. Заканчивайте задание и проверим качество вашей работы. – Обменяйтесь тетрадями и посмотрите на экран. Проверьте! – У кого всё выполнено правильно? – Кто допустил ошибки? – Кто не справился с заданием? – Итак, сделаем вывод: – Какие окончания имеют имена существительные в родительном и дательном падежах? – На какие вопросы отвечают? – С какими предлогами употребляются? – Как не ошибиться в написании безударных окончаний? – А теперь проверим, как проходит наше исследование, не сбились ли мы с верного пути, те ли знания нашли в учебнике? – Предлагаю вам поиграть в игру «Шифровальщики». (Буквенный диктант) Я буду называть имена существительные, а вы подумайте, какое окончание будет у данного слова. Глядя на экран, записывайте через запятую только номера правильных ответов. Задание выполняем по вариантам. – Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проверьте ответы. На полях поставьте друг другу оценки за эту работу. – Кто справился на «отлично»? – У кого есть ошибки? – Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? – Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть! Сейчас музыкальная физкультминутка. – Все встали, вышли из-за парт и танцуем! |
Организует деятельность учащихся по отработке умений и навыков применения изученного материала. Стимулирует интерес к учению. Проводит фронтальную проверку теста. | Самостоятельно выполняют тест «Правописание падежных окончаний имён существительных», используя полученные на уроке знания, приобретенные умения и навыки. Слайд 20-27. Учатся самоконтролю и самооценке. |
Закрепление изученного материала. – Сели ровно. Продолжим работу. – Чтобы закрепить полученные знания, выполним небольшой тест. Задания будут на экране. Выбирайте правильный ответ и записывайте только букву, которой он обозначен. – Будьте внимательны! – Вы должны уметь контролировать свои действия и давать правильную оценку своей работе. – Внимание на экран! Проверьте себя и поставьте на полях оценку. – Кто выполнил тест без ошибок? – Для кого это задание показалось сложным? |
Учитель способствует выработке у учащихся объективной оценки своих достижений и работы всего коллектива. Организует индивидуальную и групповую рефлексию деятельности, анализирует и оценивает достигнутые результаты. | Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную и групповую деятельность на уроке. Обсуждают собственную деятельность в процессе исследования. Отвечают на вопросы: достигнуты ли цели? Что нового и интересного узнал на уроке? Пригодятся ли полученные знания? Изображают уровень удовлетворённости работой в виде смайлика. Слайд 28. | Рефлексия. Подведение итогов урока. – Подведём итог нашей работы. – Дайте характеристику своей работе и класса в целом. – Кто заслуживает особой похвалы и получает «пятёрку» за урок? – Кто работал хорошо, но немного ошибался? – Понравилось вам наше путешествие?- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? – Что не получилось?Почему? – А что особо удалось? – Вы довольны своей работой? – На столе у каждого три смайлика, покажите уровень удовлетворённости своей работой при помощи этих мордашек. |
Учитель сообщает домашнее задание, поясняя способ его выполнения. | Ученики осмысляют информацию о домашнем задании, задают уточняющие вопросы. | Домашнее задание. (Упр. 190, 187, 186) – Дома вы повторите алгоритм работы с безударными окончаниями имён существительных и выполните упражнение. А какое это будет упражнение, решать вам. – Посмотрите в учебник и сами выберите для себя задание, запишите его в дневник. – Урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу! |