Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ход урока

Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Ход урока
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, благоприятный настрой учащихся на совместную работу. Учащиеся демонстрируют готовность к работе. Слайд 1.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
На данном этапе урока задача учителя заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха. Учащиеся в течение 3 минут задают вопросы по пройденной теме «Склонение имён существительных» по цепочке: ученик формулирует и задаёт вопрос классу, за тем желающий отвечает и задаёт свой вопрос, передаёт эстафету. Актуализация знаний.
– Кому из вас по душе приключения, кто из вас настоящий романтик, любит разгадывать тайны, узнавать что-то необычное, делать открытия? Кто не боится трудностей и готов вместе со мной отправиться в необычное путешествие?
– Набираем команду! Для начала проверим ваш багаж знаний. Игра «Эстафета».
– Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках, задайте друг другу вопросы по теме «Склонение имён существительных».
Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношение к теме, принятие цели урока и совместное определение учебной и исследовательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование желания понять и научиться. Учитель предлагает учащимся зафиксировать время начала исследования и своё местоположение, выполнить орфографический разбор предложения, фонетический разбор слова и разгадать ребусы. Каждый ученик пытается ответить на вопросы: что будем изучать сегодня? Для чего я изучаю эту тему? Что интересного для меня лично? Учащиеся записывают дату, вид работы. Выполняют минутку чистописания, орфографический разбор предложения.
Слайд 2.
После чего разгадывают ребусы, записывая ответы в словарь.
Слайды 3-5.
Мотивация на новую деятельность.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями, изыскателями глубин русского языка. А объектом нашего исследования станут слова.
А какие – вы должны ответить сами.
– Как настоящие учёные-исследователи, чтобы ничего не забыть и не пропустить, мы будем все открытия записывать в тетрадь.
– Зафиксируйте в тетрадях время начала исследования и своё местоположение. - Выполним задания минутки чистописания, орфографический разбор предложения, фонетический разбор существительного ВЕТЕР.
– А теперь словарная работа. Если вы правильно разгадаете ребусы, то сможете записать словарные слова.
Организует и направляет деятельность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную включенность каждого ученика в решение проблемы.
Осуществляет консультирование учащихся при выполнении как групповой, так и индивидуальной деятельности. Учитель создаёт учащимся условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе исследовательского метода обучения. Предоставляет право выбора заданий с целью формирования адекватной самооценки. Корректирует работу с учебником.
Обобщает выводы учащихся при составлении алгоритма. Организует работу групп над заданиями и диалогическое сопровождение исследовательской деятельности по теме урока.
Организует проверку выполненных заданий.
Совместно с учащимися делает вывод.

Предлагает игру «Шифровальщики», цель которой проверить умение учащихся применить полученные знания на практике. Контролирует взаимопроверку работ.
Слайд 6.
Учащиеся анализируют предложенные словосочетания, распределяя их в группы по падежам. Определяют ударение и делают вывод об окончаниях данных существительных. Высказывают свои предположения относительно темы и задач урока, стараются сформулировать суждения относительно своих личных интересов к изучаемой теме.
Слайд 7.
Работают в группах с учебником (с. 16-17).
Слайд 8. Самостоятельно формулируют правило правописания безударных падежных окончаний существительных. Составляют алгоритм действий
Слайд 9.
и тренируются в его использовании. Слайд 10. Учащиеся выполняют дифференцированные задания, которые записаны на раздаточных карточках для каждой группы, совершенствуют коммуникативную компетенцию, учатся самостоятельно добывать информацию.
Физкультминутка для глаз.
Слайд 11.
Выполняют задания в тетрадях. Проводят самоконтроль и взаимооценку. Слайды 12-15. Делают вывод в сотрудничестве с учителем.

Слайд 16. Применяют полученные знания в новых учебных коммуникативных ситуациях.

Слайд 17. Учащиеся записывают буквенный диктант, после чего обмениваются тетрадями для взаимопроверки, выставляют друг другу оценки за данный вид работы.

Слайд 18.
Музыкальная физкультминутка.
Слайд 19.
Изучение нового материала.
– На экране запись:
Нет изгороди
Подошёл к изгороди
Вдали от Родины
Скучаю по Родине
Вернулся из столицы
Ездил по столице
Посмотрите внимательно на экран. Сейчас вам надо провести исследование данного объекта: запишите эти словосочетания, обозначьте ударение в именах существительных, выделите окончания.
– В каком падеже существительные первого столбика? ДОКАЖИТЕ! (Р.п.)
– В каком падеже существительные второго столбика? ДОКАЖИТЕ! (Д.п.)
– Что объединяет эти существительные? (Безударные окончания)
– Сформулируйте тему нашего урока.
( ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ И ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ)
– Как же не ошибиться в написании безударных окончаний имён существительных?
Поработаем с учебником на с.16-17.
Найдите ответ на этот вопрос.
Для более чёткой и плодотворной работы, разделимся на три группы. Составим алгоритм наших действий:
1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение:
По изгород…(что?) изгородь, 3-е скл.
2. Подбираю слово-помощник и ставлю
его в ту же форму: степь – по степи.
3. Пишу такое окончание, как у слова-
помощника.
4. Проверяю написанное:
по степи – по изгороди.
– А теперь самостоятельная работа в группах (разноуровневые задания, по выбору учащихся):
1 группа: проанализировать данные словосочетания, найти среди них существительные 1, 2, 3 склонения, которые употреблены в Р.п., записать их в тетрадь, обозначить окончания;
2 группа: проанализировать данные словосочетания, найти среди них существительные 1, 2, 3 склонения, которые употреблены в Д.п., записать их в тетрадь, обозначить окончания;
3 группа: записать вопросы родительного и дательного падежей, выписать все предлоги данных падежей (составить таблицу).
– Сделаем небольшой перерыв и дадим отдохнуть нашим глазкам.
ФИЗМИНУТКА для глаз.
– Продолжим работу. Заканчивайте задание и проверим качество вашей работы.
– Обменяйтесь тетрадями и посмотрите на экран. Проверьте!
– У кого всё выполнено правильно?
– Кто допустил ошибки?
– Кто не справился с заданием?
– Итак, сделаем вывод:
– Какие окончания имеют имена существительные в родительном и дательном падежах?
– На какие вопросы отвечают?
– С какими предлогами употребляются?
– Как не ошибиться в написании безударных окончаний?
– А теперь проверим, как проходит наше исследование, не сбились ли мы с верного пути, те ли знания нашли в учебнике?
– Предлагаю вам поиграть в игру «Шифровальщики». (Буквенный диктант) Я буду называть имена существительные, а вы подумайте, какое окончание будет у данного слова. Глядя на экран, записывайте через запятую только номера правильных ответов. Задание выполняем по вариантам.
– Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проверьте ответы. На полях поставьте друг другу оценки за эту работу.
– Кто справился на «отлично»?
– У кого есть ошибки?
– Что нужно сделать, чтобы не было ошибок?
– Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть!
Сейчас музыкальная физкультминутка.
– Все встали, вышли из-за парт и танцуем!
Организует деятельность учащихся по отработке умений и навыков применения изученного материала. Стимулирует интерес к учению. Проводит фронтальную проверку теста. Самостоятельно выполняют тест «Правописание падежных окончаний имён существительных», используя полученные на уроке знания, приобретенные умения и навыки.
Слайд 20-27.
Учатся самоконтролю и самооценке.
Закрепление изученного материала.
– Сели ровно. Продолжим работу.
– Чтобы закрепить полученные знания, выполним небольшой тест. Задания будут на экране.
Выбирайте правильный ответ и записывайте только букву, которой он обозначен.
– Будьте внимательны!
– Вы должны уметь контролировать свои действия и давать правильную оценку своей работе.
– Внимание на экран! Проверьте себя и поставьте на полях оценку.
– Кто выполнил тест без ошибок?
– Для кого это задание показалось сложным?
Учитель способствует выработке у учащихся объективной оценки своих достижений и работы всего коллектива. Организует индивидуальную и групповую рефлексию деятельности, анализирует и оценивает достигнутые результаты. Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную и групповую деятельность на уроке. Обсуждают собственную деятельность в процессе исследования. Отвечают на вопросы: достигнуты ли цели? Что нового и интересного узнал на уроке? Пригодятся ли полученные знания? Изображают уровень удовлетворённости работой в виде смайлика. Слайд 28. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Подведём итог нашей работы.
– Дайте характеристику своей работе и класса в целом.
Кто заслуживает особой похвалы и получает «пятёрку» за урок?
Кто работал хорошо, но немного ошибался?
– Понравилось вам наше путешествие?- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Что не получилось?Почему?
– А что особо удалось?
Вы довольны своей работой?
На столе у каждого три смайлика, покажите уровень удовлетворённости своей работой при помощи этих мордашек.
Учитель сообщает домашнее задание, поясняя способ его выполнения. Ученики осмысляют информацию о домашнем задании, задают уточняющие вопросы. Домашнее задание.
(Упр. 190, 187, 186)

– Дома вы повторите алгоритм работы с безударными окончаниями имён существительных и выполните упражнение. А какое это будет упражнение, решать вам.
– Посмотрите в учебник и сами выберите для себя задание, запишите его в дневник.
– Урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу!

Презентация.