Пояснительная записка
Направленность программы «Мониторинг по русскому языку» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – мониторинговой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания по русскому языку, прививает интерес к предмету и позволяет использовать
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
- Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
- Звуки и буквы. Алфавит.
- Состав слова. Образование слов (простейшие случаи).
- Главные и второстепенные члены предложения.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).
Воспитанник будет уметь:
- Писать слова с изученными орфограммами.
- Писать и разбирать предложения с однородными членами.
- Различать омонимы, синонимы, антонимы.
- Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
- Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
- Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
- Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
- Правильно писать НЕ с глаголами.
- Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
- Различать типы спряжения глаголов.
- Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.
- Различать типы склонений имен существительных.
Ожидаемые результаты учащихся:
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
- участие в городских и районных олимпиадах;
- успешное прохождение итогового тестирования;
- формирование усидчивости, терпения.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1-3 | Фонетика. Законы фонетики. | 3 | 1 | 2 |
4-5 | Безударные падежные окончания имён существительных. | 2 | 2 | |
6 | о-е после шипящих | 1 | 1 | |
7-9 | Окончание глаголов. Спряжение. | 3 | 1 | 2 |
10 | Мини-сочинение «Осень» | 1 | 1 | |
11-12 | Знаки препинания при однородных членах | 2 | 1 | 1 |
13 | Правописание не с глаголами | 1 | 1 | |
14 | Синонимы, антонимы. фразеологизмы | 1 | 1 | |
15-16 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 2 | 2 | |
17-18 | Состав слова. | 2 | 2 | |
19-21 | Сложные предложения. Разбор по составу. Знаки препинания. | 3 | 1 | 3 |
22 | Мини-сочинение «Когда я буду президентом» | 1 | 1 | |
23 | Морфологические разборы | 1 | 1 | |
24 | Синтаксические разборы | 1 | 1 | |
25-26 | Безударные падежные окончания имён существительных и прилагательных. | 2 | 2 | |
27 | Мини – сочинение «Какого человека ты назовёшь счастливым?» | 1 | 1 | |
28 | Правописание глаголов на -тся, -ться | 1 | 1 | |
29 | Окончание глаголов. Спряжение. | 1 | 1 | |
30 | Знаки препинания при однородных членах | 1 | 1 | |
31-32 | Безударная гласная в корне слова, парная согласная , непроизносимая согласная. | 2 | 2 | |
33 | Мини-сочинение «Лес в разные времена года» | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Тест. | 1 | 1 |
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
1. Фонетика. Законы фонетики. 3 часа.Вводная лекция – 1 час.
Практическая работа – 2 часа. Фонетика.
Цели:
- Отрабатывать знания законов фонетики;
- Способствовать развитию фонематического строя речи;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Лекция
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
2. Безударные падежные окончания имён существительных. 4 часа.
Практическая работа – 4 часа. Определение падежные окончания имён существительных.
Цели:
- Отрабатывать умения определять падежные окончания имён существительных;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
- Составление памятки
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
3. о-е после шипящих. 1 час.
Практическая работа – 1 час. Определение правильного написания о – е после шипящих.
Цели:
- Отрабатывать умения правильного написания о – е после шипящих.
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
- Составление памятки
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
4. Окончание глаголов. Спряжение. 5 часа.
Вводная лекция – 1 час.
Практическая работа – 4 часа. Спряжение глаголов.
Цели:
- Отрабатывать умения правильно спрягать глаголы;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Лекция
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
5. Мини-сочинение. 4 часа.
«Осень», «Когда я буду президентом», «Какого человека ты назовёшь счастливым?», «Лес в разные времена года».
Практическая работа – 4 часа. Написание мини-сочинений.
Цели:
- Отрабатывать умения писать сочинения на заданную тему.
Методы и приемы:
- Беседа
- Творческая работа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Индивидуальная работа
6. Знаки препинания при однородных членах. 2 часа.
Сложные предложения. 1 часа.
Вводная лекция – 1 час.
Практическая работа – 2 часа. Пунктуация. Сложные предложения.
Цели:
- Отрабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях;
- Способствовать развитию правильного построения предложения с однородными членами;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Лекция
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
7. Правописание не с глаголами. 1 час.
Практическая работа – 1 часа. Не с глаголами.
Цели:
- Отрабатывать навыки употребления не с глаголами ;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
8. Синонимы, антонимы. Фразеологизмы. 1 час.
Практическая работа – 1 часа. Синонимы, антонимы.
Цели:
- Отрабатывать умения правильно подбирать синонимы и антонимы, и употреблять их в речи;
- Развивать навыки работы в группах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Групповая работа
9. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 4 часа.
Практическая работа – 4 часа. Определение падежные окончания имён прилагательных.
Цели:
- Отрабатывать умения определять падежные окончания имён прилагательных;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
- Составление памятки
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
10. Состав слова. 2 часа.
Практическая работа – 2 часа. Состав слова.
Цели:
- Отрабатывать умения осознанно разбирать слова по составу;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
- Составление памятки
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
11. Морфологические разборы. Синтаксические разборы. 2 часа.
Практическая работа – 2 часа. Разборы.
Цели:
- Отрабатывать умения правильно выполнять разборы, проговаривать алгоритм;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
- Составление алгоритма
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
12. Правописание глаголов на -тся, -ться. 1 час.
Практическая работа – 1 час. Правописание глаголов на -тся, -ться.
Цели:
- Отрабатывать умения правильно писать окончание глаголов на -тся, -ться ;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
13. Безударная гласная в корне слова, парная согласная , непроизносимая согласная. 2 часа.
Практическая работа – 2 час. Правописание орфограмм.
Цели:
- Отрабатывать умения правильно писать: безударная гласная в корне слова, парная согласная, непроизносимая согласная;
- Развивать навыки работы в парах;
- Активизировать память.
Методы и приемы:
- Беседа
Формы контроля:
- Устный опрос
Виды деятельности:
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
14. Итоговое занятие. Тест. 1 час
Практическая работа – 1 час. Индивидуально.
Цели:
- Проанализировать навыки усвоения учебного материала.
- Активизировать память
Методы и приемы:
- Индивидуальная работа
Формы контроля:
- Тест
Список литературы:
- Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 128с.
- Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 273с.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
- Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И.В. Мукашова. – Волгоград: Экстремум, 2006. – 184с.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 221с.
- Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1–4 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 240с.
- Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 184с.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971. – 175с.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Русский язык» итоговое тестирование, мини ЕГЭ 4 класс, 2010.