Мониторинг по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Направленность программы «Мониторинг по русскому языку» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – мониторинговой; по времени реализации – годичной.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания по русскому языку, прививает интерес к предмету и позволяет использовать

Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

  1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
  2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  3. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  4. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Сроки реализации образовательной программы 1 год.

Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

  • Звуки и буквы. Алфавит.
  • Состав слова. Образование слов (простейшие случаи).
  • Главные и второстепенные члены предложения.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Воспитанник будет уметь:

  • Писать слова с изученными орфограммами.
  • Писать и разбирать предложения с однородными членами.
  • Различать омонимы, синонимы, антонимы.
  • Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
  • Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
  • Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
  • Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
  • Правильно писать НЕ с глаголами.
  • Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
  • Различать типы спряжения глаголов.
  • Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.
  • Различать типы склонений имен существительных.

Ожидаемые результаты учащихся:

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • участие в городских и районных олимпиадах;
  • успешное прохождение итогового тестирования;
  • формирование усидчивости, терпения.

Учебно-тематический план

Раздел, тема занятия Кол-во часов
всего теория практика
1-3 Фонетика. Законы фонетики. 3 1 2
4-5 Безударные падежные окончания имён существительных. 2   2
6 о-е после шипящих 1   1
7-9 Окончание глаголов. Спряжение. 3 1 2
10 Мини-сочинение «Осень» 1   1
11-12 Знаки препинания при однородных членах 2 1 1
13 Правописание не с глаголами 1   1
14 Синонимы, антонимы. фразеологизмы 1   1
15-16 Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 2   2
17-18 Состав слова. 2   2
19-21 Сложные предложения. Разбор по составу. Знаки препинания. 3 1 3
22 Мини-сочинение «Когда я буду президентом» 1   1
23 Морфологические разборы 1   1
24 Синтаксические разборы 1   1
25-26 Безударные падежные окончания имён существительных и прилагательных. 2   2
27 Мини – сочинение «Какого человека ты назовёшь счастливым?» 1   1
28 Правописание глаголов на -тся, -ться 1   1
29 Окончание глаголов. Спряжение. 1   1
30 Знаки препинания при однородных членах 1   1
31-32 Безударная гласная в корне слова, парная согласная , непроизносимая согласная. 2   2
33 Мини-сочинение «Лес в разные времена года» 1   1
34 Итоговое занятие. Тест. 1   1

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

1. Фонетика. Законы фонетики. 3 часа.

Вводная лекция – 1 час.

Практическая работа – 2 часа. Фонетика.

Цели:

  • Отрабатывать знания законов фонетики;
  • Способствовать развитию фонематического строя речи;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Лекция
  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

2. Безударные падежные окончания имён существительных. 4 часа.

Практическая работа – 4 часа. Определение падежные окончания имён существительных.

Цели:

  • Отрабатывать умения определять падежные окончания имён существительных;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Составление памятки

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

3. о-е после шипящих. 1 час.

Практическая работа – 1 час. Определение правильного написания о – е после шипящих.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильного написания о – е после шипящих.
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Составление памятки

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

4. Окончание глаголов. Спряжение. 5 часа.

Вводная лекция – 1 час.

Практическая работа – 4 часа. Спряжение глаголов.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильно спрягать глаголы;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Лекция
  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

5. Мини-сочинение. 4 часа.

«Осень», «Когда я буду президентом», «Какого человека ты назовёшь счастливым?», «Лес в разные времена года».

Практическая работа – 4 часа. Написание мини-сочинений.

Цели:

  • Отрабатывать умения писать сочинения на заданную тему.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Творческая работа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Индивидуальная работа

6. Знаки препинания при однородных членах. 2 часа.

Сложные предложения. 1 часа.

Вводная лекция – 1 час.

Практическая работа – 2 часа. Пунктуация. Сложные предложения.

Цели:

  • Отрабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях;
  • Способствовать развитию правильного построения предложения с однородными членами;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Лекция
  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

7. Правописание не с глаголами. 1 час.

Практическая работа – 1 часа. Не с глаголами.

Цели:

  • Отрабатывать навыки употребления не с глаголами ;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

8. Синонимы, антонимы. Фразеологизмы. 1 час.

Практическая работа – 1 часа. Синонимы, антонимы.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильно подбирать синонимы и антонимы, и употреблять их в речи;
  • Развивать навыки работы в группах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Групповая работа

9. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 4 часа.

Практическая работа – 4 часа. Определение падежные окончания имён прилагательных.

Цели:

  • Отрабатывать умения определять падежные окончания имён прилагательных;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Составление памятки

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

10. Состав слова. 2 часа.

Практическая работа – 2 часа. Состав слова.

Цели:

  • Отрабатывать умения осознанно разбирать слова по составу;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Составление памятки

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

11. Морфологические разборы. Синтаксические разборы. 2 часа.

Практическая работа – 2 часа. Разборы.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильно выполнять разборы, проговаривать алгоритм;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа
  • Составление алгоритма

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

12. Правописание глаголов на -тся, -ться. 1 час.

Практическая работа – 1 час. Правописание глаголов на -тся, -ться.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильно писать окончание глаголов на -тся, -ться ;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

13. Безударная гласная в корне слова, парная согласная , непроизносимая согласная. 2 часа.

Практическая работа – 2 час. Правописание орфограмм.

Цели:

  • Отрабатывать умения правильно писать: безударная гласная в корне слова, парная согласная, непроизносимая согласная;
  • Развивать навыки работы в парах;
  • Активизировать память.

Методы и приемы:

  • Беседа

Формы контроля:

  • Устный опрос

Виды деятельности:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

14. Итоговое занятие. Тест. 1 час

Практическая работа – 1 час. Индивидуально.

Цели:

  • Проанализировать навыки усвоения учебного материала.
  • Активизировать память

Методы и приемы:

  • Индивидуальная работа

Формы контроля:

  • Тест

Список литературы:

  1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 128с.
  2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 273с.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
  4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И.В. Мукашова. – Волгоград: Экстремум, 2006. – 184с.
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 221с.
  6. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1–4 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 240с.
  7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 184с.
  8. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971. – 175с.
  9. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Русский язык» итоговое тестирование, мини ЕГЭ 4 класс, 2010.