Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к
искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
- организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
- развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
- приобщение к традициям родного края;
- привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с детьми;
- взаимодействие с семьёй.
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами: Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т.С. Комарова, А,В. Антонова, М.Б. Зацепина); «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.); «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.); «Ритмическая мозаика» (авт. А.И.Буренина).
В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг:
функционируют кружки эстетической направленности: «Умелец» - по изобразительной деятельности; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Создан учебно-методический комплект:
- программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- сделан подбор дидактических музыкальных игр;
- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Весь материал систематизирован.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
- занятия по изобразительной деятельности,
- занятия по музыкальному воспитанию,
- театрализованную деятельность,
- кружковую работу,
- индивидуальную работу,
- выставки детских работ, персональные выставки,
- посещение театров,
- праздники, концерты, спектакли.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:
- каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;
- имеется костюмерная с театральным реквизитом;
- открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения;
- в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;
- создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;
- в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;
- подобраны коллекции картин русских художников;
- обширная медиатека;
- аудио и видео-коллекция;
- аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;
- имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
- творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.
Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме
- педагогические советы – «Красота-это то, что создает человек» (проведён в форме деловой игры «Педагогический пробег» (участники команд выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная, музыкальная, художественная); «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (форма проведения: интеллектуально-творческая игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества); «Прабабушкина школа» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора:)
- теоретические семинары, семинары – практикумы – «Дети и творчество» (проведён мастер класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»); «Театральная деятельность как средство коррекции, эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведён тренинг-практикум «Лечебные сказки»);
- смотры, конкурсы - конкурс проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка», «Лучший зимний букет» и другие.
- творческие недели – «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы», ярмарка «Свистунья», «Дымковские игрушки»;
- «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Декоративное рисование в детском саду», «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»;
- анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
- творческое портфолио,
- тренинги педагога-психолога с воспитателями,
- проводим театральные среды,
- посещение методических объединений по художественно – эстетическому развитию детей;
- представление своего опыта на городских мероприятиях - «Ярмарка педагогических идей»,
Фестиваль «Сказание о моем крае»,
- ежегодное проведение городских семинаров для воспитателей по художественно-эстетическому направлению, представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях.
- повышение квалификации на курсах в Мурманском институте повышения квалификации работников образования и культуры и дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября».
Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.
- 1 блок – организованная деятельность,
- 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
- 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- организованная деятельность с детьми (занятия),
- праздники
- развлечения, народные праздники – «Капустник», «Масленица», «День Земли», «Родные Хибины» и другие.
- театральные Среды
- недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок (по временам года, к дата красного календаря, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»)
- кружковая работа,
- создание рукотворных книг «Хибинская сказка», «Сказки Северного сияния», «Краски лета», «С Днём рождения город Апатиты», «Город моей мечты» и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.
Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы
работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок-передвижек, родительский Дайжест «Счастливая страна детства», оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.
- второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают
организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия - родительский клуб «Радости общения» (подготовительная группа), школа молодой семьи «Ладушки» (группа раннего возраста и 1 младшая группа), встречи с социальным педагогом «Доверие», семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи…», музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, психологический клуб «Тэт-а-тэт», интервьюирование, дни рождения всей семьёй, детско-родительские тренинги, семейные вечера развлечений, досуги, праздники.
Традиционными стали:
- организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.
- фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.
- семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений;
- виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» - родители совместно с
детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.
- мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.;
- участие в конкурсе «Русский сувенир» (семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель»);
- с участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке.
- родители шьют костюмы для праздников своим детям.
Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим интервьирование с целью выявления лучшего семейного опыта. Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье». Организована «Родительская почта».
Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.
Коллектив детского сада тесно сотрудничает:
- с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках «День библиотек», «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой);
- детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств;
- Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок),
- выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества),
- театром «Веселинка» (показывает спектакли для детей),
- творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общих родительских собраниях),
- краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки.
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.
В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы.
В результате проделанной работы дети приобрели:
- умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
- у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
- приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
- проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
- откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
- используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.