Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия". 9-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


(Слайд 1)

Цели урока:

  • Обучающая: формирование и применение прогрессии в истории. (Слайд 2)
  • Развивающая: развитие логических операций:  анализа и синтеза через решения задач практического характера.
  • Воспитательная: повышение интереса учащихся к математике, истории страны; расширение их кругозора, патриотическое воспитание, повышение их общей культуры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Календарный год наполнен многими знаменательными датами, но наверное одна из самых важных – это 9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ  над фашисткой Германией.
Михаил Тимошечкин в одном из своих стихотворений писал: (Слайд 3)

Война, она такое дело,
О ней не вспоминать нельзя.
Та память нам не надоела,
Как мыслят некие «друзья».

И, мне кажется, каждый из нас согласится и со словами Роберта Рождественского: (слайд 4)

«Эта память – верьте, люди, – всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придёт война». 

Четыре долгих и страшных года длилась Великая Отечественная война. (Слайд 5)
Много знаменательных дат и событий освящено историей нашего государства. Сегодня же хочется вспомнить и поговорить об одном из них – Сталинградской битве.

Я – Сталинград! (Слайд 6)
Всего два слова, и в Мир распахнуто окно.
Я – Сталинград!
И ничего другого важнее в жизни не дано,
И мы живые
Второго вспомним февраля,
Всех  тех, кого уж нету,
Пусть будет пухом им земля.

Память времени сердце тревожит,
Бытие незаметно идет.
Бытие на дорогу похоже,
Бытие в сорок третий ведет.
Сделал шаг, и стучат  пулеметы,
Все окопы из пушек палят,
Воют пули, гудят самолеты,
И встает во весь рост Сталинград.
Не пройти, не пройти вражье своре.
Стоять насмерть! Ни шагу назад!
Так на стенках писали, заборе
Изможденные руки солдат.

(Слайд 7) Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал летом 1942 года прорваться к Волге, захватить Сталинград, что могло обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, это разделило бы фронт надвое и дало бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.

(Слайд 8 – звук: читает диктор)
(Слайд 9 – звук: фильмы и читает диктор)
(Слайд 10) К началу битвы (17.07 1942 г.) на Сталинградское направление были выдвинуты 14 немецко-фашистских дивизий, в которых было 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий, 500 танков, 1200 самолетов.
(Слайд 11 – сначала учитель, потом диктор) Ежедневно армия пополнялась новыми силами, каждый раз превосходя предыдущий в 1,5 раза.

Вопрос:  Какова была численность немецких войск к концу месяца? (Ответ: 27.1,513.104)

(Слайд 12 – сразу фильм (прервать после взрывов) и читает учитель) Волна за волной шли на Сталинград "ЮНКЕРСЫ" и "ХЕНКЕЛИ", с варварской беспощадностью, сбрасывая на жилые кварталы города сотни тонн бомб. Рушились здания, к нему вздымались громадные огненные столбы, город весь окутался дымом – зарево горящего Сталинграда было видно за десятки километров. С этого дня фашисты стали систематически бомбить город.
(Слайд 13 – читает диктор)
(Слайд 14 – сначала учитель, потом диктор) 23 августа очевидцы прозвали «Сталиградская  «Помпея».  В 16 часов 18 минут, выполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной варварской бомбардировке: в течение дня было произведено 2 тысячи самолето-вылетов. Только в первую минуту на Сталинград было сброшено 40 бомб, а каждую следующую количество бомб увеличивалось на 20. Город был разрушен, он превратился в море огня.
Вопрос: Сколько бомб было сброшено в первый час бомбежки? (Ответ: а60 = 1220, S = 378000)

(Слайд 15 –  сразу учитель и фильм, потом диктор). Вот, что вспоминает об этом дне бывший в те годы председателем комитета обороны А.С. Чуянов: «Зажигательные бомбы сыпались на город в неисчислимом количестве. За считанные секунды возникли сотни пожаров. На толщу огня и дыма воспламенившихся жилых кварталов посыпались фугасные и осколочные бомбы. Гудение новых и новых армад «Хенкелей» и «Юнкерсов» теперь растворилось в грохоте взрывов и реве огня… Кромешный ад. Дым пожарищ застилает  полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые кварталы, рушатся как карточные, здания. А с почерневшего от дыма неба продолжают сыпаться бомбы…».

(Слайд 16 – сразу диктор)
(Слайд 17)

И мы стоим. Цепляемся за камни
С такой же силой, как огонь и лед.
Сама земля солдатскими руками
Непрошенных пришельцев злобно бьет.

Пусть против нас здесь тысячи орудий,
На каждого – десятки тонн свинца,
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны Отчизне до конца.

(Слайд 18 – учитель, с середины – фильм о добровольцах) Рушились здания, к нему вздымались громадные огненные столбы, город весь окутался дымом – зарево горящего Сталинграда было видно за десятки километров.  Над городом нависла смертельная опасность. Просто жить в таком городе нельзя было, но жить и бороться, жить, чтобы победить – нужно было. И сталинградцы доказали это. 75 тысяч добровольцев ушло на передний край, чтобы с героическим упорством отстаивать каждый метр родной земли.
(слайд 19 – учитель) Летом и осенью 1942 года противник продолжал наращивать силы на Сталинградском направлении.  Группа армий “Б” в июле имела 42 дивизии,  к концу августа – 61,  а к исходу сентября – 80 дивизий.  Войска направлялись сюда из резерва, перебрасывались с кавказского направления,  из  Румынии  и  Италии.  Преобладание сил на этом этапе было на стороне противника.
Вопрос: Сколько дивизий противника было на Сталинградском фронте к концу ноября? (Ответ: 118)

(Слайд 20 – учитель) Противник упорно рвался к Волге, стараясь в кратчайшие сроки овладеть городом и открыть проход к Кавказу – нефтяной житнице.
(Слайд 21 – учитель) Директивой Ставки Верховного Главнокомандования образован Сталинградский фронт, который получил задачу – остановить фашистов, не допустить прорыва врага к Волге.
(Слайд 22)

Темным гневом набухают реки,
Люди, словно волны, в бой идут.
Немцы на широком междуречье
Смерть свою найдут.

(Слайд 23 – учитель и фильм, потом вопрос) Начиная с 18 июля организационное сопротивление заставило противника снизить темпы наступления в 2 раза в сутки по сравнению с 30 км.

Вопрос: Вычислите темпы наступления противника к исходу 5 суток. (Ответ:)

(Слайд 24 – учитель) А в самом городе,  на  улицах  и  площадях  которого  развернулись яростные бои,  все еще находилась часть жителей. Все работали, не зная отдыха, под бомбами и снарядами днём и ночью. Рабочие непрерывно ремонтировали  поврежденные  танки, орудия, миномёты, изготовляли оружие,  снаряды, противотанковые средства.
(Слайд 25 – сразу диктор и фильм, потом второй фильм)
(Слайд 26 – учитель) Продолжали работать предприятия, выпуская вооружение и боеприпасы, тысячи сталинградцев строили оборонительные рубежи на окраинах и ближних подступах к городу. Было оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств. 150 тысяч рабочих Сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, включая реактивные минометы – «катюши», снаряды и т.д.

Вопрос: Определите, сколько танков Т-34 дал Сталинградский тракторный завод за 20 дней августа, если в первый день выпустил 12 танков, а в каждый следующий – на 3 танка больше? (Ответ: а20 = 69, S = 810)

(Слайд 27 – учитель)  Самым распространенным и быстро изготавливаемым боеприпасом, пользующимся наибольшим спросом у солдат, бала граната «Ф-1», прозванная бойцами «фенькой». Эту гранату можно было получить всегда и в достатке. Каждому бойцу в день выдавали 200 «фенек», для чего выпуск этих гранат производства увеличивали ежедневно на …
Вопрос: Сколько фенек было выпущено в течение месяца, если предприятие не останавливало работу ни на минуту? (Ответ: а31 = 1400, S = 24800)
(Слайд 28 – учитель) За год войны фашисты уже хорошо узнали мужество советских людей. Но то, с чем они столкнулись в Сталинграде, было беспримерным. Немало европейских стран завоевали фашисты. Иногда им достаточно было 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. Здесь же требовались месяцы, чтобы пересечь одну улицу, недели, чтобы взять один дом. Бои продолжались за каждый этаж, за каждую комнату. Жаркие рукопашные схватки вспыхивали на лестницах, на чердаках, в подвалах. Дома, точнее развалины домов, не раз переходили из рук в руки.
(Слайд 29 – учитель) В непрерывных боях прошёл сентябрь, октябрь, половина ноября. Озверевшие гитлеровцы всё ещё надеялись к зиме взять Сталинград. Они и не подозревали, что в это время Советское командование уже разработало план разгрома фашистских войск под Сталинградом.
(Слайд 30 – диктор, потом учитель) При обсуждении этих вопросов в Ставке, в котором принимал участие генерал Г.К.Жуков, было обусловлено, что намечаемое контрнаступление должно включать в себя две основные оперативные задачи:  одну – по окружению и изоляции действующей непосредственно в районе города основной группировки немецких войск и другую – по уничтожению этой группировки.” План контрнаступления,  получивший условное название “Уран”, отличался целеустремленностью и смелостью замысла.  Наступление Юго-Западного,  Донского и Сталинградского фронтов должно было развернуться на территории площадью в 400 кв.км.  Войска, совершающие  основной  маневр на окружение группировки противника, должны были с боями преодолеть расстояние до 120-140 км с севера  и  до  100 км – с юга.  Предусматривалось создание двух фронтов окружения врага – внутреннего и внешнего.
(Слайд 31 – диктор)
(Слайд 32 – сразу фильмы)
(Слайд 33 – сразу фильм)
(Слайд 34 – сразу фильм, на последних кадрах ученик читает стихотворение)

И бой затих. И вот они сошлись,
Дивизии от севера и юга, –
Ряды суровых, утомленных лиц,
Приветствуя величие друг друга.
Кричали все. Тяжелыми руками
Обхватывались накрест и рывком,
Подбадривали добрыми словами,
Делясь теплом, бинтом и табаком.
Все выдержали их сердца простые,
Чего видать не привелось векам, –
Смолою слезы, черные, густые,
Ползли по их невыбритым щекам.

(Слайд 35 – сначала учитель, потом диктор) 1 января 1943 года немецкое командование во главе с фельдмаршалом Фридрихом Паульсом подписало акт о капитуляции.
(Слайд 36 – диктор)
(Слайд 37 – диктор и сразу фильм)
(Слайд 38 – читает ученик)

Бросая в снег скорее автоматы,
Выходят из руин по одному
И группами фашистские солдаты.
Заученно кричат они: «Капут!»
И кверху руки поднимают разом,
И длинной вереницею бредут,
Проходят мимо неуклюжим шагом.
А ветер улюлюкает, свистит
И шелестит лохмотьями мундиров,
И с ветром вверх тормашками летит
Бредовый миф о покоренье мира…

(Слайд 39 – учитель, потом диктор)  При ликвидации окруженной группировки с  10  января  по  2 февраля 1943г. войска Донского фронта под командованием генерала К.К.Рокосовского разгромили 22 дивизии противника и свыше 160 частей усиления и частей обслуживания.  91тыс. гитлеровцев,  в том числе свыше 2500 офицеров и 24 генерала,  были взяты  в  плен.  В  этих боях противник потерял свыше 147тыс.  солдат и офицеров.
(Слайд 40 – учитель) Было захвачено 750 самолётов, 1550 танков, 6700 орудий, более 8000 пулемётов, 90000 винтовок.

(Слайд 41 – учитель, потом диктор) Всего в ходе Сталинградской битвы было нанесено поражение 48 дивизиям  и 3 бригадам врага, что составляло 20% всех его сил, действовавших на советско-германском фронте. Победа Советской Армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войн.
В результате успешного контрнаступления под Сталинградом Советская Армия захватила стратегическую инициативу и уже с января 1943 года развернула общее наступление на огромном фронте, начав массовое изгнание врага из пределов СССР.

(Слайд 42 – учитель) Командующий войсками 62-й армии Чуйков В.И. писал: «Главная крепость нашего государства – человек. Убедительное свидетельство тому – стойкость и неистребимая вера наших воинов в победу даже тогда, когда казалось, нечем было дышать, и смерть преследовала на каждом шагу. Для гитлеровских стратегов истоки такого явления остались неразгаданными».
(Слайд 43 – учитель) Годы Отечественной войны не забудутся никогда.
Я предлагаю почтить память воинов, сражавшихся и отдавших свою жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, минутой молчания.

IV. Задание на дом: домашняя контрольная работа из РТ стр.17.

Видеоматериал к занятию – Приложение