Урок математики на тему "Деление с остатком"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. рассмотреть случаи деления с остатком;

2. закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления;

3. развивать память, логическое мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности, положительную учебную мотивацию.

Ход урока

  1. Организационный момент

Игра “Цепочка”

Решите задачу:

II. Актуализация знаний.

Математический диктант “Торопись, да не ошибись”.

1. Уменьши 20 в 4 раза.

2. Найди частное 18 и 6

3. Делимое 32, делитель 8. Найдите

значение частного

4. Напишите самое маленькое двузначное

число.

5. Произведение чисел 35, первый множитель?

множитель 7. Чему равен другой

6 Уменьши 36 в 9 раз.

7. Найди частное 48 и 6.

8. Делимое 24, делитель. Найдите значение

частного.

9. Самое маленькое однозначное число.

10. Произведение чисел 72, первый множитель?

множитель 7. Чему равен другой

11. 12 л сока разлили в 2-ух литровые Сколько банок получилось?

банки.

- Выполните действия и найдите значения выражений.

( Проверка. Оценивание своей работы на полях.)

42 : 3     36 : 2

17 * 4     18 * 3

Физминутка

Медвежата в роще жили, головой они кружили
Медвежата мед искали, низко – низко приседали
Вот так, вот так, низко – низко приседали.
А потом они плясали, выше ноги поднимали.
Вот так, вот так, выше ноги поднимали.

III. Постановка учебной задачи.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

- Ребята, вам знакома считалка: Мы делили апельсин, много нас, а он один”.

- Досчитайте считалку до конца и ответьте на вопрос – почему рассердился волк?

Эта долька – для ежа, стрижа, для утят, для котят, бобра. А для волка – кожура!

Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!

- На сколько долек разделили апельсин? (На 5 долек.)

Как догадались?

По сколько долек получил каждый?

: 5 = 1     5 : 5 = 1

- Вспомните, как называются числа при делении.

- Назовите делимое, делитель, частное.

-У меня в коробке 19 конфет.

Как разделить 19 конфет между 9 девочками?

- Мальчики, подскажите, как мне разделить так, чтобы никого не обидеть?

- Можем ли мы выполнить это задание?

- Какие есть мнения?

-Сначала всем раздать по 1 дольке, потом еще по 1.

В результате оказывается, что всем досталось по 2 конфетки и 1 осталась.

- Ребята, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается.

- Как назовем то, что осталось? (Остаток.)

Как называется такое деление?

Такое деление называют деление с остатком.

- Какова будет тема нашего урока? (На доске тема.)

V. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

- Работаем в тетради. Давайте изобразим деление с остатком на графической схеме.

- Сколько конфет было сначала?

- Что нужно сделать на схеме? (Образовать группы по 9 конфет. Каждый получит столько конфет, сколько образовалось групп.)

- А может ли долек остаться меньше, чем 1? (Нет, иначе бы деление было бы без остатка.)

- Чтобы разделить число с остатком на …, надо узнать, сколько раз по … в нем содержится и сколько остается.

- Что означает выражения: 9* 2 – число долек, которое раздали,

9 * 2 + 1 – число всех долек, т.е. 19 = 9 * 2 + 1.

- Так равенство показывает, что при делении 19 на 9 получается частное 2 и остаток 1.

- Соединим стрелками названия компонентов и числа.

Другими словами: делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.

- Есть и другая запись деления с остатком: 19 : 9 = 2 (ост. 1).

Эта запись используется при решении примеров на деление.

Коллективно составляется памятка для деления с остатком.

Памятка.

VI. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой.

1 ряд 1 ряд 9 : 2 = 2 ряд 11 : 4 = 3 ряд 8 : 3=

Задание: найдите частное и остаток, используя рисунок.

- Сравните делители и остатки в каждом примере. Что заметили?

- Какие остатки могли получиться при делении на 5?

- Всегда ли удобен способ деления с остатком изображать на графических моделях? (Нет, не всегда.)

- Для больших чисел графические модели строить неудобно. На следующем уроке мы исследуем способ деления с остатком посредством вычислений.

Коллективно составляется памятка для деления с остатком.

VII. Повторение и закрепление.

Найди соответствие рисунка и записи:

VIII. Самостоятельная работа.

IX. Рефлексия.

- Ребята, какую тему мы сегодня исследовали? (Деление с остатком.)

- Что вы узнали об остатке? (Остаток меньше делителя)

X. Творческое домашнее задание.

- Придумайте 5 примеров на деление с остатком.

- Урок закончился. Всем спасибо за работу.

См. презентацию.