Цели урока: |
1. рассмотреть случаи деления с остатком; |
2. закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления; |
|
3. развивать память, логическое мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности, положительную учебную мотивацию. |
Ход урока
- Организационный момент
Игра “Цепочка”
Решите задачу:
II. Актуализация знаний.
Математический диктант “Торопись, да не ошибись”.
1. Уменьши 20 в 4 раза. |
|
2. Найди частное 18 и 6 |
|
3. Делимое 32, делитель 8. Найдите |
значение частного |
4. Напишите самое маленькое двузначное |
число. |
5. Произведение чисел 35, первый множитель? | множитель 7. Чему равен другой |
6 Уменьши 36 в 9 раз. |
|
7. Найди частное 48 и 6. |
|
8. Делимое 24, делитель. Найдите значение |
частного. |
9. Самое маленькое однозначное число. |
|
10. Произведение чисел 72, первый множитель? |
множитель 7. Чему равен другой |
11. 12 л сока разлили в 2-ух литровые Сколько банок получилось? |
банки. |
- Выполните действия и найдите значения выражений.
( Проверка. Оценивание своей работы на полях.)
42 : 3 36 : 2
17 * 4 18 * 3
Физминутка
Медвежата в роще жили, головой они кружили
Медвежата мед искали, низко – низко приседали
Вот так, вот так, низко – низко приседали.
А потом они плясали, выше ноги поднимали.
Вот так, вот так, выше ноги поднимали.
III. Постановка учебной задачи.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
- Ребята, вам знакома считалка: Мы делили апельсин, много нас, а он один”.
- Досчитайте считалку до конца и ответьте на вопрос – почему рассердился волк?
Эта долька – для ежа, стрижа, для утят, для котят, бобра. А для волка – кожура!
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!
- На сколько долек разделили апельсин? (На 5 долек.)
Как догадались?
По сколько долек получил каждый?
: 5 = 1 5 : 5 = 1
- Вспомните, как называются числа при делении.
- Назовите делимое, делитель, частное.
-У меня в коробке 19 конфет.
Как разделить 19 конфет между 9 девочками?
- Мальчики, подскажите, как мне разделить так, чтобы никого не обидеть?
- Можем ли мы выполнить это задание?
- Какие есть мнения?
-Сначала всем раздать по 1 дольке, потом
еще по 1. В результате оказывается, что всем досталось по 2 конфетки и 1 осталась. |
- Ребята, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается.
- Как назовем то, что осталось? (Остаток.)
Как называется такое деление?
Такое деление называют деление с остатком.
- Какова будет тема нашего урока? (На доске тема.)
V. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
- Работаем в тетради. Давайте изобразим деление с остатком на графической схеме.
- Сколько конфет было сначала?
- Что нужно сделать на схеме? (Образовать группы по 9 конфет. Каждый получит столько конфет, сколько образовалось групп.)
- А может ли долек остаться меньше, чем 1? (Нет, иначе бы деление было бы без остатка.)
- Чтобы разделить число с остатком на …, надо узнать, сколько раз по … в нем содержится и сколько остается.
- Что означает выражения: 9* 2 – число долек, которое раздали,
9 * 2 + 1 – число всех долек, т.е. 19 = 9 * 2 + 1.
- Так равенство показывает, что при делении 19 на 9 получается частное 2 и остаток 1.
- Соединим стрелками названия компонентов и числа.
Другими словами: делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.
- Есть и другая запись деления с остатком: 19 : 9 = 2 (ост. 1).
Эта запись используется при решении примеров на деление.
Коллективно составляется памятка для деления с остатком.
Памятка.
- Найди самое большое число до делимого, кратное делителю.
- Разделить это число на делитель. Получаем частное.
- Вычтем из делимого самое большое число, получаем остаток
VI. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой.
1 ряд 1 ряд 9 : 2 = 2 ряд 11 : 4 = 3 ряд 8 : 3= |
Задание: найдите частное и остаток, используя рисунок.
- Сравните делители и остатки в каждом примере. Что заметили?
- Какие остатки могли получиться при делении на 5?
- Всегда ли удобен способ деления с остатком изображать на графических моделях? (Нет, не всегда.)
- Для больших чисел графические модели строить неудобно. На следующем уроке мы исследуем способ деления с остатком посредством вычислений.
Коллективно составляется памятка для деления с остатком.
VII. Повторение и закрепление.
Найди соответствие рисунка и записи:
VIII. Самостоятельная работа.
IX. Рефлексия.
- Ребята, какую тему мы сегодня исследовали? (Деление с остатком.)
- Что вы узнали об остатке? (Остаток меньше делителя)
X. Творческое домашнее задание.
- Придумайте 5 примеров на деление с остатком.
- Урок закончился. Всем спасибо за работу.
См. презентацию.