Цели урока:
- Закрепление понятия об обобщающих словах, их употреблении в речи, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;
- Развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников;
- Воспитание любви к искусству.
Задачи урока:
А) Обучающие:
1. Закрепить изученное, формируя умения и навыки
применять полученные знания на практике,
выявить, с какой целью употребляются обобщающие
слова в описательном тексте.
2. Обогатить словарный запас учащихся путем
знакомства с этимологией, значением,
правописанием и употреблением в речи новых слов.
3. Отработать следующие умения и навыки:
- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами;
- пользоваться обобщающими словами при передаче разной по содержанию и стилю информации;
- находить изучаемую пунктограмму и уметь объяснять постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами, составлять схемы таких предложений;
- закрепить изученные ранее пунктуационные правила.
4. Формировать навыки анализа текста.
Б) Развивающие:
1. Развивать память.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать речь и эмоциональную сферу личности.
В) Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к предмету и к искусству.
2. Воспитывать толерантное мышление:
уважительное отношение к одноклассникам, к
чужому мнению.
ПЛАН УРОКА
№ | Этап урока | Время |
I. II. III. IV.
V.
VII. VIII. IX. |
Организационный момент. Приветствие. Повторение
изученного пунктуационного правила. Словарная работа. Введение новых слов. Закрепление пройденного материала. Диктант. Текст включает предложения с однородными членами и обобщающими словами. Отработка графического комментирования. Работа с текстом. Повторение речеведческих понятий (тема текста, тип речи). Роль предложений с обобщающим словом при однородных членах в описательном тексте. Закрепление и обобщение материала. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. |
1 мин. 4 мин. 5 мин.
15 мин.
7 мин.
10 мин.
1 мин. 1 мин. 1 мин. |
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. *Откройте тетради, запишите число и тему урока.
На предыдущих уроках мы знакомились с синтаксическими конструкциями, в состав которых входят однородные члены и обобщающие слова, с пунктуационным правилом выделения обобщающих слов на письме.
На этом уроке мы должны повторить и закрепить изученное, выяснить, как “работают” обобщающие слова в речи.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННОГО ПРАВИЛА.
Вспомним правила расстановки знаков препинания при обобщающих словах. На слайде даны три предложения. Знаки препинания в них не расставлены. Покажите нужную схему. Прочитайте предложения, проговаривая знаки препинания.
- Среди известных русских пейзажистов: Саврасова, Поленова, Шишкина, Куинджи и других – особое место занимает Исаак Ильич Левитан.
- Им написано много великолепных полотен: “Заросший пруд”, “Березовая роща”, “Золотая осень”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”…
- Богатейшая палитра, игра света и цвета, “сочиненность” пейзажа, умение показать широту и глубину пространства – все это составляет авторскую манеру этого живописца.
К доске выходит ученик, чертит схемы предложений, рассказывает правило.
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Прежде чем мы обратимся к тексту, познакомимся со словами, которые нам понадобятся.
Сообщение ученицы с использованием ИКТ.
1) Гармония
От греч. harmos – “связь, созвучие, согласие”.
- Благозвучие, стройность, приятное звучание. Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую гармонию, тихо кружились в эфире (В.Г. Короленко)
- Стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, явлений, черт. Все в ней гармония, все диво (А.С. Пушкин).
- Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции. Законы гармонии.
- Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов. Занятия по гармонии.
Дисгармония.
Гармоничный, гармоничность, гармонично.
Гармонировать.
Гармонический.
2) Эмоция – чувство, переживание человека.
Эмоциональный –
1. Насыщенный эмоциями. Эмоциональная речь.
2. Способный остро чувствовать что-либо. Эмоциональный человек.
Эмоция – эмоциональный, эмоциональность, эмоционально.
4. БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.
1) Что изображено на картине?
2) Какие эмоции вызывает этот пейзаж?
3) Можно ли назвать его гармоничным? Почему?
5. ДИКТАНТ.
Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”, в котором природа одухотворена человеческими переживаниями.
В картине “Вечерний звон” изображены большие пространства: спокойная речная гладь, необъятный небесный простор, осенняя роща. Стройная колокольня, монастырские купола с золочеными крестами, кроны деревьев, отраженные в зеркале вод, - все создает удивительную игру света и цвета.
Всё на картине: фиолетовые облачка, светло-голубое небо, перламутровая река, темно-зеленые и рыжевато-медные деревья – рождает ощущение покоя и тишины. Золотистый закатный свет заставляет сиять все цвета. Эта радостная улыбка догорающего дня и определяет эмоциональное звучание картины.
В чудесных образах, созданных Левитаном, сливаются в гармонии и светлая радость природы, и мир человеческих чувств. Воспоминания о грустно-спокойном вечернем звоне колоколов, вызванные этим пейзажем, умиротворяют душу.
(По А.А. Федорову-Давыдову).
1) О чем говорится в тексте?
О картине И. Левитана “Вечерний звон”, об авторской манере художника.
2) Какова основная мысль текста?
Природа на картине одухотворена человеческими эмоциями. Картина вызывает светлые чувства. Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”.
3) Озаглавьте текст.
“Пейзаж настроения”. Мастерство Левитана-пейзажиста
4) Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Это описание, так как в тексте говорится о том, какова картина Левитана “Вечерний звон”, доминируют существительные, прилагательные и причастия.
5) Почему именно в описании часто используются предложения с однородными членами и обобщающими словами?
Предложения с однородными членами и обобщающими словами помогают создать подробную картину, выделить главное и детали.
6. ИГРА “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”.
- Левитан оставил около ста осенних картин, изображающих русскую природу: стога сена, почернелые от сырости, маленькие реки, кружащие в водоворотах палую листву, одинокие березы и небо, похожее на тонкий лед.
- Босоногие деревенские мальчишки, сумрачные рыбаки, сапожники в черных фартуках, мастеровые и богомольцы – все с восхищением смотрели на картину, рождающуюся на их глазах.
- Во время работы для Левитана не существовало ничего: ни застывших на цветах шмелей, ни гула сосен над оврагом, ни ветра, разгуливающего над рекой.
- Художнику хотелось запечатлеть эту тихую красоту: величественную церковь на холме, часовенку, стоящую неподалёку, заволжский лесной простор, озаренный закатом.
7. ТЕСТОВАЯ РАБОТА (см. страницы далее)
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
На уроке мы
- повторили пунктограмму “Знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами и обобщающими словами”;
- проработали и повторили основные речеведческие понятия (тема, тип текста);
- выяснили роль предложений с обобщающими словами при однородных членах в описательном тексте.
- узнали о некоторых особенностях творческой манеры Исаака Ильича Левитана, которые, я надеюсь, помогут вам справиться с домашней работой.
9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сочинение-миниатюра (в художественном стиле) по картине Левитана “Золотая осень. Слободка” (около 120 слов).
Использованная литература:
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2007.
- Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя/ Богданова Г. А. – М.: Просвещение, 2002.
- Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1966.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.