Интегрированный урок "русский язык + МХК" по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Закрепление понятия об обобщающих словах, их употреблении в речи, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;
  • Развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников;
  • Воспитание любви к искусству.

Задачи урока:

А) Обучающие:

1. Закрепить изученное, формируя умения и навыки применять полученные знания на практике, выявить, с какой целью употребляются обобщающие слова в описательном тексте.
2. Обогатить словарный запас учащихся путем знакомства с этимологией, значением, правописанием и употреблением в речи новых слов.
3. Отработать следующие умения и навыки:

  • интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами;
  • пользоваться обобщающими словами при передаче разной по содержанию и стилю информации;
  • находить изучаемую пунктограмму и уметь объяснять постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами, составлять схемы таких предложений;
  • закрепить изученные ранее пунктуационные правила.

4. Формировать навыки анализа текста.

Б) Развивающие:

1. Развивать память.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать речь и эмоциональную сферу личности.

В) Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету и к искусству.
2. Воспитывать толерантное мышление: уважительное отношение к одноклассникам, к чужому мнению.

ПЛАН УРОКА

Этап урока Время
I.

II.

III.

IV.

 

 

V.


VI.

 

VII.

VIII.

IX.

Организационный момент. Приветствие.

Повторение изученного пунктуационного правила.
Составление схем предложений.

Словарная работа. Введение новых слов.

Закрепление пройденного материала.

Диктант. Текст включает предложения с однородными членами и обобщающими словами. Отработка графического комментирования.

Работа с текстом.

Повторение речеведческих понятий (тема текста, тип речи). Роль предложений с обобщающим словом при однородных членах в описательном тексте.

Закрепление и обобщение материала.
Игра “4 лишний”.
Тестовая работа.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

1 мин.

4 мин.

5 мин.

 

15 мин.

 

 

7 мин.

 

 

 

10 мин.

 

 

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. *Откройте тетради, запишите число и тему урока.

На предыдущих уроках мы знакомились с синтаксическими конструкциями, в состав которых входят однородные члены и обобщающие слова, с пунктуационным правилом выделения обобщающих слов на письме.

На этом уроке мы должны повторить и закрепить изученное, выяснить, как “работают” обобщающие слова в речи.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННОГО ПРАВИЛА.

Вспомним правила расстановки знаков препинания при обобщающих словах. На слайде даны три предложения. Знаки препинания в них не расставлены. Покажите нужную схему. Прочитайте предложения, проговаривая знаки препинания.

  1. Среди известных русских пейзажистов: Саврасова, Поленова, Шишкина, Куинджи и других – особое место занимает Исаак Ильич Левитан.
  2. Им написано много великолепных полотен: “Заросший пруд”, “Березовая роща”, “Золотая осень”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”…
  3. Богатейшая палитра, игра света и цвета, “сочиненность” пейзажа, умение показать широту и глубину пространства – все это составляет авторскую манеру этого живописца.

К доске выходит ученик, чертит схемы предложений, рассказывает правило.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Прежде чем мы обратимся к тексту, познакомимся со словами, которые нам понадобятся.

Сообщение ученицы с использованием ИКТ.

1) Гармония

От греч. harmos – “связь, созвучие, согласие”.

  1. Благозвучие, стройность, приятное звучание. Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую гармонию, тихо кружились в эфире (В.Г. Короленко)
  2. Стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, явлений, черт. Все в ней гармония, все диво (А.С. Пушкин).
  3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции. Законы гармонии.
  4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов. Занятия по гармонии.

Дисгармония.
Гармоничный, гармоничность, гармонично.
Гармонировать.
Гармонический.

2) Эмоция – чувство, переживание человека.

Эмоциональный –

1. Насыщенный эмоциями. Эмоциональная речь.

2. Способный остро чувствовать что-либо. Эмоциональный человек.

Эмоция – эмоциональный, эмоциональность, эмоционально.

4. БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.

1) Что изображено на картине?
2) Какие эмоции вызывает этот пейзаж?
3) Можно ли назвать его гармоничным? Почему?

5. ДИКТАНТ.

Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”, в котором природа одухотворена человеческими переживаниями.

В картине “Вечерний звон” изображены большие пространства: спокойная речная гладь, необъятный небесный простор, осенняя роща. Стройная колокольня, монастырские купола с золочеными крестами, кроны деревьев, отраженные в зеркале вод, - все создает удивительную игру света и цвета.

Всё на картине: фиолетовые облачка, светло-голубое небо, перламутровая река, темно-зеленые и рыжевато-медные деревья – рождает ощущение покоя и тишины. Золотистый закатный свет заставляет сиять все цвета. Эта радостная улыбка догорающего дня и определяет эмоциональное звучание картины.

В чудесных образах, созданных Левитаном, сливаются в гармонии и светлая радость природы, и мир человеческих чувств. Воспоминания о грустно-спокойном вечернем звоне колоколов, вызванные этим пейзажем, умиротворяют душу.

(По А.А. Федорову-Давыдову).

1) О чем говорится в тексте?

О картине И. Левитана “Вечерний звон”, об авторской манере художника.

2) Какова основная мысль текста?

Природа на картине одухотворена человеческими эмоциями. Картина вызывает светлые чувства. Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”.

3) Озаглавьте текст.

“Пейзаж настроения”. Мастерство Левитана-пейзажиста

4) Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Это описание, так как в тексте говорится о том, какова картина Левитана “Вечерний звон”, доминируют существительные, прилагательные и причастия.

5) Почему именно в описании часто используются предложения с однородными членами и обобщающими словами?

Предложения с однородными членами и обобщающими словами помогают создать подробную картину, выделить главное и детали.

6. ИГРА “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”.

  1. Левитан оставил около ста осенних картин, изображающих русскую природу: стога сена, почернелые от сырости, маленькие реки, кружащие в водоворотах палую листву, одинокие березы и небо, похожее на тонкий лед.
  2. Босоногие деревенские мальчишки, сумрачные рыбаки, сапожники в черных фартуках, мастеровые и богомольцы – все с восхищением смотрели на картину, рождающуюся на их глазах.
  3. Во время работы для Левитана не существовало ничего: ни застывших на цветах шмелей, ни гула сосен над оврагом, ни ветра, разгуливающего над рекой.
  4. Художнику хотелось запечатлеть эту тихую красоту: величественную церковь на холме, часовенку, стоящую неподалёку, заволжский лесной простор, озаренный закатом.

7. ТЕСТОВАЯ РАБОТА (см. страницы далее)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

На уроке мы

  • повторили пунктограмму “Знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами и обобщающими словами”;
  • проработали и повторили основные речеведческие понятия (тема, тип текста);
  • выяснили роль предложений с обобщающими словами при однородных членах в описательном тексте.
  • узнали о некоторых особенностях творческой манеры Исаака Ильича Левитана, которые, я надеюсь, помогут вам справиться с домашней работой.

9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сочинение-миниатюра (в художественном стиле) по картине Левитана “Золотая осень. Слободка” (около 120 слов).

Использованная литература:

  1. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя/ Богданова Г. А. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1966.
  4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3