В соответствии со Стандартами второго поколения учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Стремительные темпы научно-технологического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения.
В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Наше понимание того, что традиционные формы обучения и развития детей не могут в полной мере решить проблемы развития интеллектуальной творческой личности, привело нас к участию в экспериментальной работе по теме: “Формирование культурного поля учащихся”.
Культурным полем личности является часть пространства, освоенная личностью. Посредником между пространством культуры и личностью является среда. Понятие “среда” включает в себя и окружающие условия, и совокупность людей, связанных общностью этих условий. Художественная среда включает в себя:
- общественные институты: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования;
- учреждения культуры: библиотеки, кинотеатры, музеи, театры, цирк;
- средства массовой информации (коммуникации): телевидение, радио, периодическая печать, сеть “Интернет”.
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес, расширить его культурное поле?
Образовательная среда школы в нашем эксперименте складывалась из образовательных сред предметов. Я хочу поделиться своим опытом формирования культурного поля посредством образовательной среды такого предмета, как “Окружающий мир”. И прежде всего, я хочу поделиться опытом по созданию проектов с использованием ИКТ. ИКТ, благодаря своей технологичности, легко “уживаются” с любым школьным предметом.
Как известно, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
“Внешний результат” можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
“Внутренний результат” - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике. Поэтому цель, которую я ставила перед собой - создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта создания презентаций к уроку “Окружающего мира”.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес к проектной деятельности, т. к. она дает возможность:
- Проявить творчество мышления.
- Научиться элементам поисковой работы.
- Научиться способам поиска информации, ее анализа, структурирования.
2. Совершенствовать навыки работы с
компьютером.
3. Направить деятельность ребёнка на расширение
кругозора, без которого невозможно формирование
культурного поля.
Мы чётко следовали каждому этапу проектной деятельности.
С чего начать, за какую ниточку потянуть? Очень непросто решить этот вопрос.
Источником активности человека являются его потребности. Потребности в деятельности, в познании, в общении становятся движущей силой развития личности. Потребность вызывает мотив – побуждение к активности и требует постановки цели деятельности.
Толчком послужили презентации, которые я использовала на уроках. Именно они позволяли сделать уроки интересными, живыми, насыщенными. После одного из таких уроков, кто-то из ребят спросил меня: “Можно ли мне подготовить презентацию к уроку?” Я с радостью разрешила. На следующем уроке спросила у ребят: “Кто ещё хочет мне помочь в проведении урока Окружающего мира?” Набралась группа ребят, с которыми началась работа.
Первый вопрос, на который должны были ответить ребята: “ На какую тему тебе хотелось бы создать презентацию?”
Тематика работ была различной, дети выбрали тему в зависимости от своего желания, от своего интереса и потребностей.
Далее в процессе обсуждения каждый ответил на вопрос: “Зачем я участвую в проекте?”
Поставили цель: создание презентаций для урока окружающего мира.
На следующем этапе постарались ответить на вопросы: “Что для этого будем делать? Как это можно сделать?” Дети были ознакомлены с критериями оценки презентаций.
Разработали план действий:
- найти источники информации,
- ознакомление с информацией, отбор материала для презентации,
- планирование слайдов,
- подбор иллюстративного материала,
- подготовка выступления.
Далее дети работали самостоятельно в соответствии со своей темой и планом. Если в ходе работы у ребят возникали вопросы, то они за помощью могли обратиться к учителю или своим товарищам. На промежуточных этапах происходило обсуждение того, что уже сделано и того, что предстоит сделать. Ребята работали как на уроке, так и после уроков.
Роль учителя:
- помогать, но не давать прямых инструкций,
- не сдерживать инициативы,
- приучать к навыкам самостоятельно решать проблемы.
Одним из самых сложных моментов на этом этапе была подготовка к защите. Дети на бумаге кратко изложили самое главное. Как оказалось - это сделать для ребят непросто.
На следующем этапе дети на уроке окружающего мира представляли свои презентации перед одноклассниками. Выступления были интересными, яркими, поэтому и у других детей возникало желание присоединиться. Таким образом, почти весь класс был вовлечён в эту деятельность.
После защиты каждого проекта проходит анализ выполненной работы, ребята отмечали положительные(!) стороны данной работы, высказывали свои предложения о том, что ещё можно сделать по данной теме. (Приложение 1. Оценочный лист)
В результате активной деятельности происходит усвоение знаний, а на основе знаний формируются умения. В процессе активного познания формируются интересы, которые ведут, в свою очередь, к появлению новых потребностей, и круг не замыкается, а начинается новый виток.
Рефлексия – важный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий.
Дети должны были ответить на вопрос: “Почему это важно для меня лично?”
По окончанию проекта проводилось анкетирование. (Приложение 2)
В процессе работы над проектом дети получили удовлетворение от сделанного. Для них было очень важно сделать что-то для других и получить от этого радость. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получили возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.
Учащиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но развиваются как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни. Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении, формировать культурное поле. Формирование культурного поля это путь к саморазвитию, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности.