Занятие по валеологии на тему "Как устроена дыхательная система"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Дать детям первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
  • Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
  • Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
  • Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
  • Воспитывать интерес к партнеру по общению.

Материалы и оборудование: плакат с изображением дыхательной системы, мнемотаблицы с проблемными ситуациями, бумажные кораблики, воздушные шарики.

Методы обучения: игра, рассказ, наблюдения, самонаблюдение, демонстрационное и фронтальное экспериментирование.

Ход занятия

Дети стоят в кругу и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения” и т.д.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем о правилах поведения на занятии. Не забывайте следить за своей речью и четко произносить звуки в словах.

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе уголок природы?

Правильно, молодцы! Но прежде чем начать разговор об органах дыхания, поиграем. Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (левое ухо, правая нога, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, дыхательная трубка, по которой воздух идет в легкие).

I часть. “Представление о дыхательной системе”.

А теперь рассмотрим все органы дыхания по порядку. Рты закрыли. Сделайте глубокий- глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух. Выдох. Еще вдох. Куда сначала попадает воздух?

Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот. Может?

В носу есть два отверстия. Потрогайте их пальцами. Как они называются? Повторим хором название.

Воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке. (Педагог показывает на себе дыхательную трубку). Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идет из дыхательной трубки.

Вначале прощупайте пальцами, как устроена грудная клетка. Удобнее щупать большими пальцами. (Педагог показывает на себе).

Какая на ощупь грудная клетка?

Давайте дальше посмотрим, как происходит дыхание. Рома, подойди ко мне, сними футболку. Дыши спокойно. Мы видим, как поднимается грудная клетка при вдохе и как опускается при выдохе. Вдох-выдох.

Грудная клетка состоит из косточек. Их много (показать на теле ребенка). Найдите их у себя. Эти косточки защищают легкие.

Внутри грудной клетки есть особые мешочки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются легкие. Повторите хором название.

Физминутка:

Я согнусь, разогнусь
В мячик поиграю.
Попляшу, покружусь
И здоровья наберусь!

Нос, рот, дыхательную трубку, ребра вы можете увидеть или почувствовать. А легкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.

Когда воздух заходит?

Когда выходит7

II часть. Игра “Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно”.

Ребята мы с вами поговорили о том, какие органы входят в дыхательную систему.

Кто готов назвать их?

А теперь поговорим о том, как надо заботиться о дыхательной системе.

Пред вами расположены мнемотаблицы, на которых изображены ситуации, когда человек бережет свое горло, нос, рот и легкие. И наоборот, а когда наносит большой вред своему здоровью. Выберите схемы (вред-польза) и объясните свой выбор.

Физминутка:

Солнышко.

Солнце утром встало,
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
Гладит ушки,
Гладит ручки,
Загорают дети. Вот!

III часть. Дыхательная гимнастика.

Ребята, при проведении закаливания, мы с вами всегда делаем дыхательную гимнастику.

Цель этих упражнений: укреплять нос, рот, верхние дыхательные пути и легкие.

“Подыши одной ноздрей”.

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох.
3-4. Тоже повторить другими ноздрями.

Повторить 1-3 раза.

“Ёжик”.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки ( ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

“Дышим тихо, спокойно и плавно”.

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля над расслаблением своего организма и психики.

И.п. – стоя, сидя, лежа ( это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

IV часть. Игры-соревнования.

“Морской бой”.

Детям дается несколько корабликов, изготовленных на конструирование способом оригами. Каждому ребенку дается кораблик, отличающийся цветом. Задача ребенка сильным выдохом как можно дальше оттолкнуть кораблик.

“Шарики”.

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши легкие, тем больше получились шарики. Это хорошее упражнение для тренировки дыхательной системы.

Итог.

Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, вам понравилось занятие?

Что вам было интересно?

Чем мы занимались?

Назовите органы дыхательной системы.

Какие правила для сохранения здоровья мы знаем?