Цель урока: формирование навыков работы с тестом как поделочным материалом.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с тестом как поделочным материалом и способами его художественной обработки;
- обучить технике работы с соленым тестом (раскатывать пласт нужной толщины, вырезать фигурки по трафарету);
Развивающие:
- развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму; логическое мышление, внимание;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие самостоятельного творчества детей при изготовлении поделки
Воспитательные:
- приобщение к русским национальным традициям;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- воспитание аккуратности;
- воспитание трудолюбия
Технические средства:
проектор, презентация, фонограмма "Пение жаворонка", "Музыка леса"Материалы и инструменты: солёное тесто, стеки, скалки, кисточки, краски, шаблоны, клеёнки
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее, улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своё рабочее место и скажите, какие материалы и инструменты вы приготовили к уроку? (слайд № 2)
- А как вы думаете, зачем на уроке труда тесто?
- Мы будем заниматься тестопластикой. Как понимаете это слово?
2. Подготовительная работа
Вступительная беседа (звучит запись "Музыка леса")
- Ребята, как вы думаете, о чём поют птицы? (слайд № 3)
- Правильно, птицы поют о Весне!
- Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись весёлые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорее растопить зимний снег.
Знакомство с народными традициями встречи весны (сообщения учащихся)
а) Считалось, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. Предки славян считали: чтобы весна пришла, ее нужно позвать, попросить прийти, выкликать (отсюда и слово "заклички"). В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "грачами", "жаворонками", "птюшками". (слайд № 4)
б) Чтобы испечь "жаворонков", хозяйка замешивала тесто на чуть подогретой речной воде, причем на рассвете. Квашню накрывали скатертью и, пока тесто поднималось, затапливали печь. В день весеннего равноденствия пекли по нескольку десятков "жаворонков". Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись "жаворонки", не подгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье. Сдобрив "жаворонка" маслицем, румяный гостинец смазывали медом. На головке лепили хохолок - втыкали перышко. Печеных птах посылали родным и близким. (слайд № 5)
Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!" Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Закличек было много.
в) Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с "жаворонками", ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".
Сообщение темы и цели урока
- Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит - первыми вестниками тепла. Давайте и мы с вами сделаем "жаворонков" - чтобы и у нас в доме поселились счастье и весна!
- Кто из вас видел жаворонка? (слайд № 6) (слайд № 7)
- Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать еще не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений. (слайд № 8)
Иногда жаворонок поднимается так высоко (до 150 м), что его не видно, и кажется, будто чудесные звуки вместе с лучами солнца льются из голубого неба. (слайд № 9)
Гнезда у жаворонка на земле, еду находят тоже только на земле. Насиживают яйца жаворонки (этим занимается самка) в среднем недели две. Выкармливают птенцов оба родителя дней десять.
- А теперь пора спешить "Жаворонков" всем лепить.
4. Работа по теме урока
Правила работы (слайд № 10)
- Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила, которые помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а поделка получится аккуратной и красивой.
Объяснение порядка работы
- Ребята, давайте вспомним какие правила нужно соблюдать при работе с инструментами?
- Вспомним последовательность изготовления плоской фигуры из теста. (слайд № 11-15)
Практическая работа.
Самостоятельная работа. Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи.
Выставка работ (слайд № 16)
- Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны.
(звучит фонограмма "пение жаворонка", учитель читает стихотворение В.Жуковского "Жаворонок") (слайд № 17)
4. Итог урока. Рефлексия
- Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?
- Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется вам на память подарить солнышко. (слайд № 18)
Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой.
- Довольны ли вы уроком? С помощью рожиц выразите свое настроение. (слайд № 19)
- Спасибо за работу! Урок окончен!
5. Используемая литература.
Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками./авт.-сост. О.В.Ворошилова. - Волгоград: Учитель, 2007
Интернет ресурсы.
- www.povareshki.net/index.php