Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру “Путешествие по Астане”, расширить знания о столице.
Срок реализации: 2 недели.
Задачи:
– учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
– подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
– познакомить с основными достопримечательностями города;
– развивать и обогащать сюжет игры;
– воспитывать дружеские взаимоотношения, целеустремленность, отзывчивость.
Научно-методическое обеспечение
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В Штерн говорил, что “игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни”. В.А. Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире”.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляютволю, управляют действиями взрослых.
Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации о городе Астана, слайды, макет Байтерека, атрибуты к казахским народным играм, атрибуты “Чайханы”, кассета с записью казахских произведений, костюмы.
Участники проекта:
– воспитатель, дети, родители
Ожидаемый результат:
– получение знаний о столице Казахстана, о достопримечательностях;
– формирование коммуникативных навыков;
– появление умения слушать партнеров, соединять их замысел со своими;
– комментирование игровых действий и действий партнеров;
– введение в активную речь новых слов.
Этапы игровой деятельности
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
Подготовительный |
||||
Выявление проблемы |
Диагностика: игровых навыков, игровой среды |
Работа с литературой |
Рассматривание иллюстраций, беседа |
|
Обрисовка сюжетной канвы | Изучение литературы Г.А. Карбушева “Ознакомление детей дошкольного возраста с Казахстаном” Е.В.Зворыгина “Первые сюжетные игры” Т.Н.Образцова “Ролевые игры для детей” С.Н.Николаева “Сюжетные игры” | |||
Организацион-ная работа | Чтение художественной литературы: Г.Циферов “Казахстан” А.Альмуратов “Наша страна Казахстан” Т.Айбергенов “Моя республика” Н.Жанаев “На джайляу” К.Баянбаев “Юрта” Видео-ролик “Астана” “Байтерек”, “Думан” Продуктивные виды деятельности изготовление сувениров, атрибутов, Беседы с детьми “Как играть”, “Какие роли”, “Что такое достопримечательности”, “История возникновения города” Дидактические игры “Шоферы”, “Вежливые слова”, “Как нужно себя вести в гостях”, Занятия Рисование “Мой любимый город” Познание: Лучший пешеход. Какие бывают постройки, для чего предназначены. |
Придумывание воспитателем материала
для игры: для водителя, гида, хозяина юрты. Разработка конспекта игры “Путешествие по Астане” Рассказ о традициях казахского народа, обычаях. |
Заучивание стихотворений, разучивание казахских народных игр, знакомство с бытом народа Казахстана. | |
Работа с родителями | Экскурсия родителей с детьми по
Астане. Рисунки о Казахстане. Конкурс стихов. Поделки – сувениры. |
Консультации “Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка”. | ||
Основной |
||||
Систематиза-ция информации | Организация игрового
пространства: автобус (аптечка, инструменты
“механика”); юрта (корпешки, самовар, пиалы, баурсаки); зоопарк (дикие животные, гид, охранник). |
Обеспечение руководства. Распределение ролей. | Принятие детьми на себя роли. | |
Игровая деятельность детей. | Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Включать детей в ролевое взаимодействие. | Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Предложить использовать предметы-заместители. | Умение обозначать свои роли (шофер, мед. сестра, хозяйка юрты), играть совместно. | |
Заключительный |
||||
Итог | Участие детей в обсуждении
проведенной игры. Оценка умения играть вместе. |
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. |
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.