Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по Астане"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру “Путешествие по Астане”, расширить знания о столице.

Срок реализации: 2 недели.

Задачи:

– учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

– подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

– познакомить с основными достопримечательностями города;

– развивать и обогащать сюжет игры;

– воспитывать дружеские взаимоотношения, целеустремленность, отзывчивость.

Научно-методическое обеспечение

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В Штерн говорил, что “игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни”. В.А. Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире”.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляютволю, управляют действиями взрослых.

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации о городе Астана, слайды, макет Байтерека, атрибуты к казахским народным играм, атрибуты “Чайханы”, кассета с записью казахских произведений, костюмы.

Участники проекта:

– воспитатель, дети, родители

Ожидаемый результат:

получение знаний о столице Казахстана, о достопримечательностях;

формирование коммуникативных навыков;

появление умения слушать партнеров, соединять их замысел со своими;

комментирование игровых действий и действий партнеров;

введение в активную речь новых слов.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков, игровой среды

Работа с литературой

Рассматривание иллюстраций, беседа

Обрисовка сюжетной канвы   Изучение литературы Г.А. Карбушева “Ознакомление детей дошкольного возраста с Казахстаном” Е.В.Зворыгина “Первые сюжетные игры” Т.Н.Образцова “Ролевые игры для детей” С.Н.Николаева “Сюжетные игры”  
Организацион-ная работа Чтение художественной литературы:

Г.Циферов “Казахстан”

А.Альмуратов “Наша страна Казахстан”

Т.Айбергенов “Моя республика” Н.Жанаев “На джайляу” К.Баянбаев “Юрта”

Видео-ролик “Астана” “Байтерек”, “Думан”

Продуктивные виды деятельности изготовление сувениров, атрибутов,

Беседы с детьми

“Как играть”, “Какие роли”, “Что такое достопримечательности”, “История возникновения города”

Дидактические игры

“Шоферы”, “Вежливые слова”, “Как нужно себя вести в гостях”,

Занятия

Рисование “Мой любимый город” Познание: Лучший пешеход. Какие бывают постройки, для чего предназначены.

Придумывание воспитателем материала для игры:

для водителя, гида, хозяина юрты. Разработка конспекта игры “Путешествие по Астане”

Рассказ о традициях казахского народа, обычаях.

Заучивание стихотворений, разучивание казахских народных игр, знакомство с бытом народа Казахстана.
Работа с родителями Экскурсия родителей с детьми по Астане.

Рисунки о Казахстане. Конкурс стихов. Поделки – сувениры.

Консультации “Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка”.  

Основной

Систематиза-ция информации Организация игрового пространства: автобус (аптечка, инструменты “механика”);

юрта (корпешки, самовар, пиалы, баурсаки);

зоопарк (дикие животные, гид, охранник).

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Принятие детьми на себя роли.
Игровая деятельность детей. Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Включать детей в ролевое взаимодействие. Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Предложить использовать предметы-заместители. Умение обозначать свои роли (шофер, мед. сестра, хозяйка юрты), играть совместно.

Заключительный

Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.  

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Конспект
сюжетно-ролевой игры
“Путешествие по Астане”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4