Внеклассное мероприятие, приуроченное ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, для обучающихся 8-9-х классов
Цели урока: воспитывать у обучающихся патриотические чувства, уважение к традициям прошлого своего народа, к истории России, пробудить интерес к изучению прошлого своей Родины.
Подготовительная работа: в ходе подготовки к устному журналу заранее обучающимся раздаются задания по поиску материала и созданию устных сообщений по заданной теме, один ученик выучивает наизусть стихотворение И.Бунина “Молчат гробницы, мумии и кости…”.
Оборудование: аудиокассета с записью колокольного звона, мини – презентация для мультимедийного проектора с напечатанным эпиграфом, заголовками страниц устного журнала. Название устного журнала выводится на мультимедийную доску через проектор.
Эпиграф (выведен на мультимедийную доску через мультимедийный проектор):
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам.
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь забыть, что бессмертным быть.
И.Северянин,1925г.
Конспект мероприятия:
1. Вступление. Предварительная беседа с обучающимися.
Ведущий:
– Этими словами Игоря Северянина мне хотелось бы начать наш устный журнал “От буквы к книге…”. Ребята, как вы думаете, можно ли представить себе жизнь без телевизора?
(Отвечают обучающиеся).
– А можно ли представить себе жизнь без электричества?
(Отвечают обучающиеся).
– А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности? Получилось?
(Отвечают обучающиеся).
– Не исключено, что кто-то подумал про себя: “Ну и что, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!” Но ведь тогда должны исчезнуть книги, библиотеки, афиши, не будет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как придется различать билеты на поезда…Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без неё. Русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: “ История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо откроют человеку новый мир”.
2. Основная часть.
Ведущий:
– Итак, откроем первую страницу нашего устного журнала. Она называется “ О происхождении букв”. Как же произошло изобретение букв? Кто их открыл? Об этом наш разговор. Дорога к письменности была длинной и трудной. А началось все, как гласит одна из версий, с медведей.
Подготовленный заранее ученик:
– Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из такой пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изобретение. Так была проложена дорога к письменности.
Ведущий:
– До появления букв было рисуночное письмо, знаковое письмо, иероглифы. Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.
Выступления трех подготовленных учеников. Темы выступлений:
- Историческая справка о Руси X века.
- Что такое письменность?
- О возникновении букв.
Ведущий:
– События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – “ Повести временных лет”. На пергаментные листы этого рукописного памятника вписывались лишь важнейшие дела, свершения общегосударственного значения. И как одно из самых значимых событий, завершающих 988 год, было открытие в стольном Киеве дворцовой школы “Учения книжного”. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Кириллом Философом и его братом Мефодием в 863 году. Откроем вторую страницу нашего устного журнала “ О жизни и деяниях святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия”.
Выступления подготовленных учеников:
- О жизни и деяниях Кирилла и Мефодия.
- О создании славянской азбуки.
Ведущий:
– Итак, третья страница нашего журнала – “Первые школы Киевской Руси”. Первые школы создавались в Киевской Руси князьями. Сложилось два типа школ: демократические (где учили упрощенный 32-буквенный кириллический алфавит) и дворцовые, где давалась 44-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка. Книжное учение было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях и кафедральных соборах.
Выступления подготовленных учеников:
- Демократические школы Киевской Руси.
- Дворцовые школы (или монастырские).
Ведущий:
– В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел “яко крин пречистый” и дал удивительные образцы одухотворенных и необыкновенно красивых сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.
И вот заключительная страница нашего устного журнала. А речь мы поведем вот о чем. Ребята, как вы думаете, много ли надо вложить труда, чтобы создать книгу с листами из пергамента?
(Отвечают обучающиеся).
Конечно, много, вы правы. Со временем вид книг менялся коренным образом. Сейчас мы с вами держим в руках книги, а листочки в них бумажные. “Об изобретении бумаги” – это наша последняя страница устного журнала.
Выступление подготовленного ученика “Об изобретении бумаги”.
3. Подведение итогов.
Ведущий:
– А теперь попробуем вспомнить то, что вы запомнили из нашего сегодняшнего мероприятия. У меня к вам несколько вопросов.
1) Сколько букв было в кирилловской азбуке XI
века?
2) На чем писали в древности?
3) Чем писали в эпоху Киевской Руси?
4) Какая разница между школами Киевской Руси?
5) Кирилл создал кириллицу или глаголицу?
6) Почему Кирилла звали сначала Константином?
В заключении послушайте стихотворение Ивана Бунина “Молчат гробницы, мумии и кости…” (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик).
Эти вдохновенные строки поэт посвятил одному из важнейших открытий человечества – письменности, а день 24 мая считается днем памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Мы должны это помнить и этим гордиться. И пусть каждое 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира. А во славу братьев Кирилла и Мефодия пусть по всей Руси звонят колокола.
(Звучит колокольный звон).