Цели:
- сформировать понятия “доли” и “дроби”; учить записи, чтению, обозначению с помощью дробного числа части от целого;
- создание условий для развития умений сравнения, обобщения, умозаключения, систематизации; формирования образности и вариативности мышления;
- создание условий для воспитания понимания самоценности и значимости окружающих, экологического мышления.
Оборудование.
Для учителя | Для учащихся |
|
|
1. Актуализация знаний учащихся
- Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока, мы должны выполнить несколько заданий.
Слайд 1
- Найдите ошибки, допущенные в решении выражений, не выполняя вычислений, аргументируйте свой ответ.
- Результатом успешного выполнения этого задания стало высказывание великого немецкого математика К.Гаусса, подчёркивающее значение математики.
Слайд 1
- Какое слово в этом высказывании вам не совсем понятно? (Арифметика)
- Где можно узнать или уточнить его значение?
Слайд 2
- Давайте проверим, в каких же словарях можно узнать значение этого слова и познакомимся с ним.
Слайд 2
- Один из разделов арифметики считался в средние века самым трудным, и люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами. Давайте постараемся, чтобы наша работа на уроке стала одним из шагов, приближающим нас к вершине мудрости.
2. Знакомство с темой урока.
- Но для того, чтобы узнать название этого раздела и, соответственно, темы сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадку. Разгадкой данной загадки является многозначное слово.
__________________ она бывает математическая, охотничья и барабанная. (Дробь)
Слайд 3
- Проверим свою догадку по ребусу.
Слайд 3
3. Постановка учебных задач.
- Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме исследования, для этого нам нужно определить его задачи.
- Что вы знаете о дробях? (Предполагаемые ответы детей: в математике есть дробные числа)
- Что, на ваш взгляд, нам следовало бы узнать о дробях? (Предполагаемые ответы детей: зачем в математике кроме натуральных чисел нужны дробные, что такое дроби, как их записывать?)
- В результате наших совместных рассуждений, мы определили задачи, которые я зафиксировала в виде плана исследования, немного дополнив и скорректировав его.
Слайд 4
- Чтобы оценить вашу работу на уроке, за каждый правильный ответ я буду давать условный значок дроби, который будет обозначать, что ваши знания попали точно в цель.
4. Формирование понятия о необходимости дополнения натуральных чисел дробными.
- Получить ответ на первый пункт нашего плана, нам помогут герои известного мультфильма “38 попугаев” и практическое задание, выполненное нами.
Слайд 5
- Однажды друзья решили измерить длину удава. Какую единицу измерения (мерку) они выбрали?
- На каждой парте лежит модель удава и мерка, с помощью, которой нужно измерить длину удава. (Учащиеся выполняют задание парами, один ученик выполняет это задание на доске).
- С какой трудностью столкнулись вы и герои мультфильма, при измерении длины удава? (Невозможно измерить длину удава только с помощью целых мерок, нужна ещё часть мерки).
- Какой длины у вас получился удав? (Три целых мерки и ещё половина мерки)
- Какой же длины получился удав у мартышки и слона? (38 попугаев и 1 попугайское крылышко)
- Почему героям мультфильма пришлось для измерения длины удава добавить ещё и крылышко, а нам половину мерки? (Потому что целый попугай не уложился, как и целая мерка).
- Чем по сравнению с попугаем является крылышко? Половина мерки? (Частью целого попугая, частью целой мерки)
- Оказывается, не всегда можно выполнить измерения только с помощью целых мерок. И тут на помощь нам приходят дроби.
Слайд 6
- Давайте же ответим на первый вопрос нашего исследования.
- В чём причина появления необходимости в дробях? (Не всё можно измерить с помощью целых мерок)
- Запишем в наше исследование первый вывод (Не всегда можно провести измерения с помощью целых мерок)
- В определении дроби нам встретилось слово доли. Следующий сюжет нам поможет выяснить его значение.
5. Работа над формированием понятий “доли” и “дроби”.
Слайд 7
- Мимо сада, где росли цитрусовые деревья, проезжал путник, и так как время сбора цитрусовых уже прошло, на дереве осталось всего 2 апельсина. Путник сорвал 1 апельсин. После этого к дереву подошли 5 слонят. Им тоже захотелось отведать этих вкусных плодов, но на дереве остался только один апельсин.
- Как бы поступили на их месте вы?
- Перед каждым из вас лежат две модели апельсина.
Давайте возьмём одну из них и разделим для слонят. Как? (На 5 равных частей)
- Пока слонята топтались под деревом и думали, как его разделить, дерево от их топота закачалось… И что же произошло? (апельсин упал и разделился на 5 равных долек)
Слайд 7
- Что получил каждый из слонят? (По 1 дольке апельсина)
- Давайте, определим, что же называют долями?
- На что мы разделили апельсин для слонят? (На части)
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные)
- Как можно проверить, что полученные части равные? (Путём наложения их друг на друга)
Слайд 8
- Сделайте вывод, с опорой на рисунок, что такое доля? Это будет ответ на второй вопрос нашего исследования.
- Запишем его в исследование.
Слайд 8
- Давайте с помощью цифр на моделях обозначим, что же получил каждый.
Путник – 1 апельсин.
Слон – 1 дольку. (Каждая пара делает запись вызванный к доске ученик, делает соответствующую запись на слайде)
Слайд 9
- Давайте сравним цифры, которыми мы записали, что получил путник и каждый из слонят. (Они одинаковые)
- А обозначают они одно и тоже или нет?
В первом – случае целый апельсин.
Во втором случае – только одна доля от целого.
- Показать, что слон получил не целый апельсин, а только 1 долю из 5, можно с помощи дроби 1/5
Слайд 9
- Кто из вас попробует объяснить, как числа 1 и 5 в записи дроби связаны с тем, что получил каждый из слонят. (Апельсин разделили на 5 равных частей, и каждый получил только 1 часть)
- Давайте обобщим, что же такое доли и дроби.
Слайд 10
6. Знакомство с записью и чтением дробей.
Слайд 11
Дроби записывают с помощью двух натуральных чисел – числителя и знаменателя, и черты.
- Что мы делали для того, чтобы каждый слонёнок получил дольку апельсина? (Разрезали, делили)
- Дробь неразрывно связана с действием деления. Черта в записи дроби обозначает знак деления.
Слайд 12
Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое. Числитель показывает, сколько таких частей взяли.
Слайд 13
Объяснение правила чтения дробей.
Упражнение в чтении дробей.
Из истории дробей.
- Дроби люди использовали давно, но для их записи, они использовали не натуральные числа, как мы сейчас, а специальные значки. Например, ½ обозначали›; ⅓ – ג, ¼ обозначали ﻼ. Для каждой дроби был свой значок и их было так много, что запомнить их было очень сложно. В связи с этим у некоторых народов даже были сложены поговорки. “Попасть в дроби” - у немцев означает попасть в очень сложное положение.
- Не случайно в предыдущем сюжете о долях и дробях присутствовали слон и апельсин.
- О какой стране вы вспоминаете при упоминании о слоне? (Об Индии)
- Так вот, именно в Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы. А родиной одних из самых вкусных апельсинов и мандаринов является страна Марокко, чьи жители по национальности – арабы.
7. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
- Перед каждым из вас лежит круг. Нам нужно разделить его на две равные части и обозначить получившиеся части с помощью дроби.Учащиеся путём складывания пополам, а затем с помощью ножниц делят круг на 2 равные части и обозначают их дробными числами.
- Какой выберем знаменатель для обозначения каждой части? Почему?
- Какой выберем числитель? Почему?
- Что обозначает знаменатель?
- Что обозначает числитель?
- Какая дробь у нас получилась?
- Возьмём следующий круг и разделим на четыре равные части.
Учащиеся сначала путём складывания, а затем с помощью ножниц делят круг на 4 равные части и обозначают их дробными числами.
- Какой выберем знаменатель для обозначения каждой части? Почему?
- Какой выберем числитель? Почему?
- Что обозначает знаменатель?
- Что обозначает числитель?
- Какая дробь у нас получилась?
8. Физминутка с проверкой восприятия нового материала.
Упражнение для снятия зрительного напряжения.
Слайд 14
- Охотник отправился в лес, дойдя до места, он внимательно огляделся по сторонам и увидел зайца.(Учащиеся с помощью движений и жестов изображают то, что произносит учитель)
- Охотник прицелился, а заяц попытался скрыться от настигающей его, выпущенной из ружья дроби. Проследите глазами путь, который проделал заяц.
- А теперь сильно-сильно зажмурьте глаза и представьте, что произошло дальше.
- Откройте глаза.
Слайд 15
- Человек, пришедший в лес, оказался не обычным охотником, а фотоохотником. Результатом его охоты стала фотография зайца. Вдобавок ко всему, он оказался творческим человеком. Полученную фотографию, он разрезал на части и сделал пазлы для своего ребёнка.
Слайд 16
- Посмотрите внимательно, как охотник разрезал фотографию.
- Какие части у него получились?
- Вам нужно определить с помощью, какой дроби можно обозначить каждую часть.
- Для этого выберите знаменатель. Закройте глаза и покажите мне это число с помощью пальцев.
- Выберите числитель и изобразите его с помощью пальцев.
- Кто назовёт дробь?
9. Подведение итогов исследования.
- Давайте по нашему плану, который мы определили в начале урока, расскажем, что же мы узнали о дробях.
Слайд 17
10. Продолжение отработки умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
Слайды 18, 19, 20, 21
- Выбери числитель.
- Выбери знаменатель.
- Объясни свой выбор.
- Прочитай и запиши дробь.
11. Самостоятельная работа.
- Определи по слайдам и запиши с помощью дроби, какую часть сыра получила каждая мышка.
Слайды 22, 23, 24
Проверка самостоятельной работы.
Слайд 25
12. Объяснение домашнего задания.
Слайды 26, 27, 28
13. Подведение итогов.
- Как мы уже отмечали в ходе урока, нашим предкам наука о дробях казалась очень сложной наукой. А каким вам показалось знакомство с дробями?
14. Игра “Идеальная пара” на закрепление знаний полученных на уроке (Приложение 2)
У одних детей на партах лежат рисунки, изображающие долю от целого, у других – записи дроби. Нужно соотнести рисунок с нужной записью. Образовав пару.
15. Завершение урока.
- В завершении нашего урока я хочу угостить всех его участников апельсинами. Но я дам вам не каждому по апельсину, а по одному на двоих.
- Как вы думаете, почему? (Чтобы поупражняться в делении на доли, в выборе дроби для обозначения каждой из них, чтобы понять практическую значимость полученных знаний, запомнить кому мы обязаны современной записью дробей)
- Какая часть достанется каждому?
- А ещё для меня, каждая долька – это олицетворение отдельной личности – вашей, моей, других людей, каждая из которых имеет свою ценность, а отсутствие хотя бы одной из них приводит к разрушению целостности. Но ценность каждой личности становится ещё больше, если эти дольки – личности объединяются.
- Поэтому я желаю вам понимать и ощущать свою ценность и, конечно же, никогда не забывать о ценности окружающих.
16. Резервный материал.
“Сказка про дробь”
- Ребята, сейчас мы с вами будем соавторами сказки. Я начну рассказывать, а вы будете изображать услышанное и должны будете её закончить. Но сначала выполним задание.
Установление зависимости величины доли от знаменателя.
- Положите перед собой по одной доле круга каждого цвета (получившиеся в ходе выполнения предыдущих заданий).
- Расположите в порядке возрастания их величины.
- Какие числители у всех дробей? (1)
- Как изменяются знаменатели? (Они увеличиваются)
- Сделайте вывод как изменяется значение дроби в зависимости от знаменателя. (Если числитель остаётся одинаковым, а знаменатель увеличивается, то значение дроби будет уменьшаться по мере увеличения знаменателя)
Жила была дробь. Она была очень важная и гордая. И были у неё 2 слуги…? Как вы думаете, как их звали? (Числитель и знаменатель). Эта дробь очень не любила знаменатель, постоянно помыкала им и унижала его. Знаменатель очень переживал это и становился всё меньше и меньше, а чем меньше он становился, тем доля, которую обозначала эта дробь становилась всё …(Больше и больше). Но однажды знаменатель не выдержал такой тяжёлой жизни и совсем исчез, т.е. превратился в … (0). Как вы думаете, что же дальше произошло с этой важной и гордой дробью? (Она тоже исчезла, т.к. знаменатель обозначает на сколько частей разделили целое, а деление на 0 невозможно)
- Сделайте из этой сказки вывод: математический и жизненный.
Литература:
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
- Советский энциклопедический словарь /под редакцией Прохорова А.М./ – М.: Советская энциклопедия, 1989.
- http://www.it.ru/ Модель апельсина.
Рисунки для создания презентации к уроку взяты из коллекции векторных изображений: Векторный ClipArt. Диск 1. Диск 2. – ООО “Эликтан”, 2004.