Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе

Разделы: Логопедия


Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе и результатом квалифицированной помощи учителя – логопеда в условиях дошкольного учреждения. Обучение грамоте детей – дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать учебные умения. Учет логопедом психологических особенностей детей пяти – шестилетнего возраста предусматривает соблюдение некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; использование игрового материала; введение физкультминуток с целью снятия напряжения.

В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада осуществляется реализация следующих задач: развитие фонематического слуха и восприятия детей, формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение детей чтению по слогам, развитие связанной речи, формирование навыков письма, развитие всех психических процессов.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, т. е. в умении различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, а так же что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках.

Учитывая нередко наблюдаемую у детей подготовительной к школе группы некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, логопедом на занятиях по обучению грамоте предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления.

Чтение и письмо являются базовыми “умениями” школьника, научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду. Формирование навыков чтения неразрывно связаны с усвоением звукового анализа и синтеза слова. Использование на занятиях по обучению грамоте “Волшебной таблицы”, таблицы слогов Л.Н. Толстого способствует развитию зрительного гнозиса, запоминанию букв, развивает навыки чтения детей. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.

В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребенка. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько буквы в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.

Сформированность зрительно-пространственных представлений ребенка очень важна для узнавания им сходных по начертанию букв. Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник нередко останавливается в процессе чтения и припоминает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Прежде чем перейти к проверке устойчивости знания ребенком букв и его умения отличать друг от друга сходные по начертанию буквы, следует проверить состояние у него способности узнавать изображенные на картинках предметы, в том числе и в усложненных условиях.

Роль логопеда в дифференцированной помощи детям на каждом занятии, учете уровня речевых и психических возможностей, осуществлении общеобразовательных и коррекционно – воспитательных задач, использовании игровых форм, что позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости и мотивировать на учебную деятельность. Занятия по обучению грамоте эффективно проводить в форме праздников, развлечений, игр - путешествий Игровые задания позволяют воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников.

Занятие – развлечение для детей подготовительной группы с ОНР.

Тема: Итоговое занятие по выпуску детей подготовительной группы “Путешествие в страну знаний”.

Цели занятия: Обобщать и систематизировать знания детей; развивать фонематический слух и восприятие; закреплять умения детей делить слова на слоги; упражнять детей в составлении слов из предложенных букв; формировать навыки чтения; закреплять умения подбирать схемы к словам; формировать умения звукобуквенного анализа; упражнять в составлении предложений из слов; закреплять употребление предлогов в предложении; развивать связную речь; развивать логическое мышление память, воображение.

Оборудование: плакат с буквами, карточки с вопросами для блиц опроса, “скала”, карточки с набором букв, символы для обозначения звука, картинки со схемами, ребусы, цветок, карточки с деформированным предложением, карточки с картинками для составления фонетической сказки.

Ход занятия

Орг. Момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это мы можем узнать, если отгадаем загадку. На большом листе формата А2 зашифровано слово при помощи цифр. (Незнайка)

Под музыку в зал входит Незнайка.

Незнайка: “Здравствуйте, ребята. Мне сказали, что в детский сад ходят самые умные дети, правда?”
Дети: “Да, правда!”
Незнайка: “А меня, ребята, в школу Знайка не принимает, говорит, что я глупый”. “Вы, мне поможете исправиться? Знайка мне задания дал на все вопросы ответить и задачи решить”!
Дети: Поможем!

Логопед предлагает детям разделиться на две команды и помочь Незнайке (дети стоят в шеренге).

1. Конкурс – “Умники и умницы”.

Логопед задаёт вопросы командам Незнайка участвует в конкурсе вместе с детьми.

- Орган, без которого невозможно говорить?
- Какими бывают звуки?
- Где может стоять звук в слове?
- Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении?
- Какое правило деления слова на слоги мы знаем?
- Каким цветом обозначаются твёрдые согласные звуки?
- Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?
- Какое правило про предложение мы знаем?
- Что нужно знать, чтобы научиться читать?
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
- Назовите, правило написания Жи-Ши.
- Назовите правило написания Ча-Ща
- Что такое звуки, что такое буквы?
- Назовите правило написания Чу-Щу
- Как зовут внучку деда мороза?
- Как зовут почтальона из Простоквашено?
- Дедушка старше бабушки, кто моложе?
- Ваня выше Пети, кто ниже?

Незнайка: Молодцы, ребята! А в игру со мной поиграете? (Дети сидят на ковре).

Игра: “Кому что нужно?”

Указка – учителю; весы – продавцу; градусник – доктору; кисть – художнику; удочка – рыбаку; ножницы – парикмахеру.

Незнайка: “Ребята, а что нужно скалолазу?”
Дети: “Верёвка, топорик , ледоруб”.

2. Конкурс “ Мы скалолазы”.

Логопед: “ Ребята, мы с вами сейчас будем скалолазами”.

Детям раздаются карточки со словами: рыба, самовар, самолёт, ваза, корзина, кувшин, карандаш, крокодил, дерево, снеговик, ворон, лимон, барабан.

Инструкция логопеда: Ребята, вам нужно разделить слова на карточках по слогам.

Дети делят слова по слогам и поднимаются по ступенькам скалы на вершину.

(Скала обозначена на полу с помощью цветной ленты в виде ступенек. С каждым правильным ответом, ребенок подвигается по ступенькам).

3. Конкурс “Собери слово”.

Незнайка: “Ребята, я принёс для вас слова, но они рассыпались. Что делать не знаю”?

Детям раздаются карточки с набором букв (дети работают за столами).

Речевой материал: Часы, шарф, лимон, репа, море, венок, роза, рука, грач, лист, река, слива, цветок, чашка, звезда.
Инструкция логопеда: Ребята, вам необходимо составить слова из рассыпавшихся букв, написать на карточке каждый своё слово.
Инструкция логопеда: Дети, а теперь выложите схему к своему слову.

Логопед: Ребята, на ковре лежат картинки.

Найдите картинку, которая подходит к вашему слову.

(Дети проверяют правильность выполнения предыдущего задания).

4. Конкурс “Ребусы”.

Логопед: Ребята, Знайка передал для вас ребусы. Вы любите разгадывать ребусы?

Детям раздаются карточки с ребусами.(Дети стоят в кругу вместе с Незнайкой).

Речевой материал: Волга, кот, семья, вата, сова, шарф, ведро, пена, стул, шутка, лак, Юля, ваза, Ваня.

Логопед: Молодцы, ребята.

5. Конкурс “Собери цветок”.

Незнайка: Ребята, а вы любите цветы?
Дети: Да!
Незнайка: “Я принёс для вас цветок, не простой, волшебный. Ой, он рассыпался. Что делать не знаю!”
Логопед: Дети, чтобы этот цветок собрать нужно составить предложения из слов.

(На лепестках цветка написаны деформированные предложения).

Речевой материал: На руке пять пальцев. У Вани маки. Татьяна гладит бельё. В море плавает рыба. В конфетнице лежат конфеты. Листья опадают осенью . В лесу мы увидели грача. Рите подарили красивый шарф. Мама шьёт платье. На столе стоит хлебница. У курицы пёстрые цыплята. В цветнике много цветов. Целый день льёт дождик. За лесом бежит ручей.

Незнайка: Ребята, а вы всегда такие внимательные? Я сейчас это проверю.

Игра “Бывает не бывает”. (Проводится на ковре как физминутка).

Инструкция: Если бывает – руки тянем вверх, если не бывает – приседаем.

Речевой материал: Тёплая весна сейчас, солнце светит для всех нас.

- Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
- Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
- Летом весело бывает и малина созревает.
- А зимой среди ветвей “ га-га-га” пел соловей.

Незнайка: Молодцы ребята.
Незнайка: Дети, я люблю сказки, а вы умеете их сочинять.
Дети: Да.
Логопед: Ребята давайте сядем на ковёр. Сначала выберем героев сказки.

(На ковре лежат картинки: жаба, жук, желтый шар, оранжевая краска, желтая краска, жираф, ёжик, мороженое, ножницы, рыжий).

Дети составляют сказку, используя предложенные слова.

Например: Жаба, жук и ежик собрались в гости к жирафу в Африку. Ёжик предложил сделать подарок жирафу. Жук предложил подарить жирафу желтый шарик. Ёжик предложил подарить жирафу мороженое. Друзья решили, что шарик может лопнуть, а мороженое растаять. Тогда они придумали нарисовать рисунок желтой и оранжевой краской. Жаба нарисовала для жирафа оранжевое солнце.

Незнайка: дети для вас Знайка приготовил подарки, но чтобы их получить нужно препятствие пройти.

6. Конкурс “По кочкам через болото”.

Логопед: Ребята мы с вами будем рассказывать свои любимые скороговорки и проходить препятствия.

Подводится итог занятия, дети получают подарки.

Список литературы:

  1. Г.А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. Москва “Просвещение”, 1985.
  2. Л.Г. Парамонова “Ваш ребенок на пороге школы”. Серия “Коррекционная педагогика” Дельта, 2005.
  3. “Обучение грамоте детей дошкольного возраста”. Составитель Г.Ф.Марцинкевич. Издательство “Учитель”, 2001.
  4. В.П. Лапковская, Н.П. Володькова “Речевые развлечения в детском саду”. Москва “Мозаика – Синтез”, 2009.
  5. Л. Н. Смирнова, Логопедия, “Играем со звуками”. Издательство “Мозаика – синтез”, 2004.