Урок истории России "Мы из будущего". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель урока: изучив и проанализировав положения “Русской правды” и “Конституции”, подвести учащихся к выводам о том, какой из двух проектов оказался более реалистичным в условиях России 1п. ХI Х в.

Задачи урока:

  • Обучающая: учащиеся научатся раскрывать сущность движения декабристов, выделять достоинства и недостатки программных документов Северного и Южного тайных обществ.
  • Развивающая: развитие навыков работы с историческими источниками, развитие умения анализировать и аргументировать свою позицию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, развитие умений монологической речи, коммуникативных умений.
  • Воспитательная: воспитание у учащихся активной жизненной позиции.

Опережающее задание: познакомиться с возникновением и деятельностью Северного общества в Петербурге и Южного общества на Украине.

Оборудование:

  • Портреты декабристов П.И.Пестеля, Н.Муравьева.
  • Тексты документов “Русская правда”, “Конституция”.
  • Схема “Восстание декабристов в Петербурге 14 декабря 1825г.”
  • Учебная картина “Восстание декабристов на Сенатской площади”.

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История государства и народов России. ХiХ в.: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений.
  2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России. Ч.2.От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М.,1997г.
  3. Политическая история Отечества (1861-1920гг.) Хрестоматия. М.,1992г.

Ход урока

Вводное слово учителя.

14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание солдат Московского полка, организаторами которого были руководители тайного Северного общества. Нам предстоит узнать:

- Что это за общество, кто в него входил?
- Чего хотели руководители этой организации?
- Каковы результаты их деятельности?

Проверка опережающего задания:

1-й учащийся рассказывает о создании Северного общества и его руководителях

2-й учащийся рассказывает о создании Южного общества и его руководителях

Будучи людьми образованными, участниками Отечественной войны 1812 года и заграничного похода в Европу, эти люди “стали убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество…наряду с просвещеннейшими народами!” - так писал позднее декабрист А.В. Поджио. А декабрист Н.И.Тургенев вспоминал: “Происшествия 1812,13,14 и 15 года сблизили нас с Европою, мы увидели цель жизни народов, цель существования государств”.

Выскажите предположение, какие наиболее острые проблемы стояли в российском обществе в начале Х IХ века?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Отмена крепостного права (освобождение крестьян).
  • Предоставление крестьянам гражданских прав и свобод (уравнивание в правах всех слоев общества).
  • Наделение крестьян землей.
  • Ограничение самодержавия, через введение конституции.

Задание учащимся: познакомиться с программами Северного и Южного обществ и проанализировать, как руководители этих обществ предлагали решить наиболее острые проблемы.

Класс делится на 6 групп: 1-3 группы анализируют статьи “Русской правды” Пестеля

4-6 группы анализируют статьи “Конституции” Муравьева.

По вопросам и заполняют таблицу в тетрадях “Программы Северного и Южного обществ”.

  Русская правда Конституция
Крепостное право. Отменялось. Отменялось.
Решение аграрного вопроса. Земельный фонд разделить на две части, одну сохранить за помещиками, а другую передать крестьянам. Сохранение помещичьего землевладения, крестьяне наделялись 2 десятинами земли.
Форма правления. Республика. Конституционная монархия.
Государственное устройство. Законодательная власть-Народному Вечу, исполнительная - Державной думе. Император сохранял исполнительную власть, законодательная власть – двухпалатному парламенту.
Демократические права. Провозглашались гражданские свободы, избирательное право – мужчинам с 20 лет. Широкий круг гражданских прав.

После заполнения таблицы в тетрадях 2 ученика представляют результат работы своей группы на доске (заполняют заранее заготовленную учителем таблицу), затем весь класс сравнивает программы Северного и Южного обществ по вопросам:

- Какой из проектов о государственном устройстве России вы считаете более демократичным? Свой ответ аргументируйте.
- В какой программе аграрный вопрос решался более радикально? Свой ответ аргументируйте.
- Какая форма правления по документам была более прогрессивной?
- А какая из них была реальной в российских условиях 1п. ХIХ века?
- Какое отношение лично у вас вызывают намерения П.Пестеля и Н.Муравьева провести эти изменения?

Изложение учителя: 19 ноября 1825 года внезапно заболел и умер в Таганроге Александр I.

Трон должен был перейти Константину. Но тот еще в 1822 году отказался от своих прав на престол, хотя об этом знал лишь очень узкий круг лиц, в том числе и младший брат скончавшегося императора – Николай, который сразу же заявил о своих правах на престол. Столица, а затем и вся страна готовились к присяге Константину. Необходимо было дождаться от него подтверждения отказа. Заминка с вступлением нового императора на престол привела к брожению умов в Петербурге. Этим решили воспользоваться члены тайных обществ и вывести 14 декабря полки на Сенатскую площадь, не допустив присяги новому императору. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной.

- Как бы вы поступили на месте Николая, если учесть, что тот знал о готовящемся выступлении?

Учитель заслушивает предположения учащихся о вероятном поведении нового императора.

Но Николай I решил действовать на опережение и провел присягу в ночь с 13 на 14 декабря. Поэтому, когда восставшие с полками пришли на площадь, время было упущено, а руководитель восстания Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. Николай I, после безрезультатных попыток мирным путем ликвидировать выступление, приказал открыть огонь по солдатам Московского полка. Число жертв с обеих сторон составило от 200 до 300 человек.

Всего к следствию и суду было привлечено 579 человек. Пятеро из них были казнены. Свыше ста декабристов оказались сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ.

Учитель организует дискуссию с учащимися:

- Оцените приговор царского суда.
- Виновны ли декабристы, если да, то в чем их вина?
- Заслуживали ли снисхождения?
- Если бы вы были очевидцем этих событий, то какую позицию заняли вы, каковы были бы ваши действия?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель подводит итог урока. Выступление декабристов показало, в российском обществе есть люди, готовые на борьбу с крепостничеством и самодержавием. Их выступление не прошло бесследно, они, с одной стороны, всколыхнули передовую российскую общественность, а, с другой стороны, поставили перед правительством вопрос о необходимости преобразований. Эти люди во многом опередили то время, в котором они жили. Они предвосхитили те преобразования, которые власть вынуждена будет провести в середине Х IХ века. Эти люди были из будущего.

Заключительный этап урока.

Анкета для учащихся.

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.
  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке?
  3. Интересно ли работать с историческими источниками?
  4. Стоит ли проводить такие уроки в будущем?

Домашнее задание: 6-7, написать мини-сочинение “Мое отношение к декабристам”.