Цель урока: изучив и проанализировав положения “Русской правды” и “Конституции”, подвести учащихся к выводам о том, какой из двух проектов оказался более реалистичным в условиях России 1п. ХI Х в.
Задачи урока:
- Обучающая: учащиеся научатся раскрывать сущность движения декабристов, выделять достоинства и недостатки программных документов Северного и Южного тайных обществ.
- Развивающая: развитие навыков работы с историческими источниками, развитие умения анализировать и аргументировать свою позицию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, развитие умений монологической речи, коммуникативных умений.
- Воспитательная: воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
Опережающее задание: познакомиться с возникновением и деятельностью Северного общества в Петербурге и Южного общества на Украине.
Оборудование:
- Портреты декабристов П.И.Пестеля, Н.Муравьева.
- Тексты документов “Русская правда”, “Конституция”.
- Схема “Восстание декабристов в Петербурге 14 декабря 1825г.”
- Учебная картина “Восстание декабристов на Сенатской площади”.
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История государства и народов России. ХiХ в.: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России. Ч.2.От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М.,1997г.
- Политическая история Отечества (1861-1920гг.) Хрестоматия. М.,1992г.
Ход урока
Вводное слово учителя.
14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание солдат Московского полка, организаторами которого были руководители тайного Северного общества. Нам предстоит узнать:
- Что это за общество, кто в него входил?
- Чего хотели руководители этой организации?
- Каковы результаты их деятельности?
Проверка опережающего задания:
1-й учащийся рассказывает о создании Северного общества и его руководителях
2-й учащийся рассказывает о создании Южного общества и его руководителях
Будучи людьми образованными, участниками Отечественной войны 1812 года и заграничного похода в Европу, эти люди “стали убеждаться в необходимости видеть и свое Отечество…наряду с просвещеннейшими народами!” - так писал позднее декабрист А.В. Поджио. А декабрист Н.И.Тургенев вспоминал: “Происшествия 1812,13,14 и 15 года сблизили нас с Европою, мы увидели цель жизни народов, цель существования государств”.
Выскажите предположение, какие наиболее острые проблемы стояли в российском обществе в начале Х IХ века?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Отмена крепостного права (освобождение крестьян).
- Предоставление крестьянам гражданских прав и свобод (уравнивание в правах всех слоев общества).
- Наделение крестьян землей.
- Ограничение самодержавия, через введение конституции.
Задание учащимся: познакомиться с программами Северного и Южного обществ и проанализировать, как руководители этих обществ предлагали решить наиболее острые проблемы.
Класс делится на 6 групп: 1-3 группы анализируют статьи “Русской правды” Пестеля
4-6 группы анализируют статьи “Конституции” Муравьева.
По вопросам и заполняют таблицу в тетрадях “Программы Северного и Южного обществ”.
Русская правда | Конституция | |
Крепостное право. | Отменялось. | Отменялось. |
Решение аграрного вопроса. | Земельный фонд разделить на две части, одну сохранить за помещиками, а другую передать крестьянам. | Сохранение помещичьего землевладения, крестьяне наделялись 2 десятинами земли. |
Форма правления. | Республика. | Конституционная монархия. |
Государственное устройство. | Законодательная власть-Народному Вечу, исполнительная - Державной думе. | Император сохранял исполнительную власть, законодательная власть – двухпалатному парламенту. |
Демократические права. | Провозглашались гражданские свободы, избирательное право – мужчинам с 20 лет. | Широкий круг гражданских прав. |
После заполнения таблицы в тетрадях 2 ученика представляют результат работы своей группы на доске (заполняют заранее заготовленную учителем таблицу), затем весь класс сравнивает программы Северного и Южного обществ по вопросам:
- Какой из проектов о государственном
устройстве России вы считаете более
демократичным? Свой ответ аргументируйте.
- В какой программе аграрный вопрос решался более
радикально? Свой ответ аргументируйте.
- Какая форма правления по документам была более
прогрессивной?
- А какая из них была реальной в российских
условиях 1п. ХIХ века?
- Какое отношение лично у вас вызывают намерения
П.Пестеля и Н.Муравьева провести эти изменения?
Изложение учителя: 19 ноября 1825 года внезапно заболел и умер в Таганроге Александр I.
Трон должен был перейти Константину. Но тот еще в 1822 году отказался от своих прав на престол, хотя об этом знал лишь очень узкий круг лиц, в том числе и младший брат скончавшегося императора – Николай, который сразу же заявил о своих правах на престол. Столица, а затем и вся страна готовились к присяге Константину. Необходимо было дождаться от него подтверждения отказа. Заминка с вступлением нового императора на престол привела к брожению умов в Петербурге. Этим решили воспользоваться члены тайных обществ и вывести 14 декабря полки на Сенатскую площадь, не допустив присяги новому императору. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной.
- Как бы вы поступили на месте Николая, если учесть, что тот знал о готовящемся выступлении?
Учитель заслушивает предположения учащихся о вероятном поведении нового императора.
Но Николай I решил действовать на опережение и провел присягу в ночь с 13 на 14 декабря. Поэтому, когда восставшие с полками пришли на площадь, время было упущено, а руководитель восстания Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. Николай I, после безрезультатных попыток мирным путем ликвидировать выступление, приказал открыть огонь по солдатам Московского полка. Число жертв с обеих сторон составило от 200 до 300 человек.
Всего к следствию и суду было привлечено 579 человек. Пятеро из них были казнены. Свыше ста декабристов оказались сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ.
Учитель организует дискуссию с учащимися:
- Оцените приговор царского суда.
- Виновны ли декабристы, если да, то в чем их вина?
- Заслуживали ли снисхождения?
- Если бы вы были очевидцем этих событий, то какую
позицию заняли вы, каковы были бы ваши действия?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель подводит итог урока. Выступление декабристов показало, в российском обществе есть люди, готовые на борьбу с крепостничеством и самодержавием. Их выступление не прошло бесследно, они, с одной стороны, всколыхнули передовую российскую общественность, а, с другой стороны, поставили перед правительством вопрос о необходимости преобразований. Эти люди во многом опередили то время, в котором они жили. Они предвосхитили те преобразования, которые власть вынуждена будет провести в середине Х IХ века. Эти люди были из будущего.
Заключительный этап урока.
Анкета для учащихся.
- Дайте оценку работы своей группы, других групп.
- Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке?
- Интересно ли работать с историческими источниками?
- Стоит ли проводить такие уроки в будущем?
Домашнее задание: 6-7, написать мини-сочинение “Мое отношение к декабристам”.