Повторительно-обобщающий урок по теме "Линзы". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Цели урока:

Образовательная:

  • научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
  • повторить основные законы, определения, понятия и формулы;
  • применить математические знания, навыки и умения при решении физических задач

Воспитательная:

  • формирование навыков коллективной работы;
  • формирование сознательной дисциплины;
  • воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;
  • повышение познавательной деятельности и активности учащихся.

Развивающая:

  • развитие речи учащихся, навыков выступления перед аудиторией;
  • развитие логического и аналитического мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие культуры общения.

ХОД УРОКА

1 этап – повторение материала.

  1. Что такое линза? (Ответ. Твердое прозрачное тело, изготовленное из оптического или органического стекла, ограниченное двумя поверхностями, обычно сферическими).
  2. Типы линз. (Ответ. По форме ограничивающих поверхностей различают шесть типов линз: двояковыпуклая, плоско-выпуклая, вогнуто-выпуклая – эти линзы являются собирающими; двояковогнутая, плоско-вогнутая, выпукло-вогнутая – эти линзы являются рассеивающими).
  3. Какие линзы называются собирающими? (Ответ. Линзы, преобразующие параллельный пучок световых лучей в сходящийся).
  4. Какие линзы называются рассеивающими? (Ответ. Линзы, преобразующие параллельный пучок световых лучей в расходящийся).
  5. Дать определение тонкой линзы (Ответ. Линза, толщина которой пренебрежительно мала по сравнению с радиусами кривизны ограничивающих поверхностей).

Тест (два варианта).

ВАРИАНТ 1

1. На рисунке показано положение главной оптической оси линзы, ее главных фокусов и предмета MN. Какое изображение предмета MN получится?

А. Действительное, уменьшенное.
Б. Действительное, увеличенное.
В. Мнимое, уменьшенное.
Г. Мнимое, увеличенное.

2. Определить оптическую силу собирающей линзы, фокальное расстояние которой равно 5 см.

А. 5 дптр.
Б. 0,2 дптр.
В. 20 дптр.
Г. 0,05 дптр.

3. Какой буквой обозначается расстояние от линзы до изображения?

А. F.
Б . f.
В. d.
Г. D.

4. Где нужно расположить предмет относительно собирающей линзы, чтобы получить его мнимое изображение?

А. Между двойным фокусом и фокусом линзы.
Б. В фокусе линзы.
В. Между фокусом и линзой.
Г. В двойном фокусе.

5. На рисунке изображен ход лучей через линзу. Какой отрезок является фокусным расстоянием?

 

А. AF.
Б. OF.
В. BF.
Г. CF.
Д. DF.

ВАРИАНТ 2

1. На рисунке представлен ход лучей через линзу. MN – оптическая ось линзы. Какая из точек, отмеченных на рисунке, является фокусом линзы?

А. 1.
Б. 2
В.3.
Г. 4.
Д. 5.

2. Определить оптическую силу собирающей линзы, фокусное расстояние которой равно 40 см.

А. 0,4 дптр.
Б. 40 дптр.
В. 2,5 дптр.
Г. 0,025 дптр.

3. Где нужно расположить предмет относительно собирающей линзы, чтобы получить увеличенное изображение предмета на экране?

А. Между фокусом и линзой.
Б. В фокусе линзы.
В. За двойным фокусом линзы.
Г. Между фокусом и двойным фокусом.

4. На рисунке показано положение главной оптической оси линзы, ее главных фокусов и предмета MN. Где находится изображение предмета, созданного линзой?

А. В области 1.
Б. В области 2.
В. В области 3.
Г. В области 4.
Д. В области 5.

5. Какой буквой обозначается расстояние от предмета до линзы?

А. D.
Б. F.
В. d.
Г. f.

2 этап – обобщение материала (работа в группах).

Обучающиеся, работая в группах, должны найти построением положение изображения в собирающей и рассеивающей линзах, выяснить какое оно получилось и где находится, а также проверить правильность своих рассуждений экспериментально (в ходе данного этапа работы учащиеся выполняют лабораторные работы, которые наглядно доказывают правильность сделанных построений).

Перед выполнением заданий повторить, какие три луча необходимы для успешного выполнения задания.

1) Для собирающей линзы.

А) Луч, параллельный главной оптической оси, преломляясь в линзе, проходит через ее главный фокус.
Б) Луч, проходящий через главный фокус (по принципу обратимости лучей), после преломления в линзе идет параллельно главной оптической оси.
В) Луч, идущий через оптический центр тонкой линзы, проходит через нее не преломляясь.

2) Для рассеивающей линзы.

А) Луч, параллельный главной оптической оси, преломляясь в линзе, выходит как бы из мнимого главного фокуса.
Б) Луч, падающий в направлении мнимого главного фокуса, находящегося за линзой (по принципу обратимости лучей), после преломления в линзе идет параллельно главной оптической оси.
В) Луч, идущий через оптический центр тонкой линзы, проходит через нее не преломляясь.

Обучающиеся выполняют работу в группах, проверяют полученные результаты экспериментально. Заполняют на доске таблицы.

Характеристики изображений в собирающих линзах в зависимости от расстояния d от предмета до линзы.

Построение Предмет Изображение
     

Характеристики изображений в рассеивающих линзах в зависимости от расстояния d от предмета до линзы.

Построение Предмет Изображение
     

Анализируя результаты работы, обучающиеся делают выводы о том, как влияет (или не влияет) положение предмета на вид, тип, размер изображения.

Пример задания для группы:

  1. Построить изображение предмета в собирающей линзе, если он находиться между фокусом и оптическим центром линзы.
  2. Проверить правильность полученного результата с помощью предложенного оборудования. (Экран с щелью, свеча, собирающая линза, линейка).
  3. Определить, пользуясь формулой тонкой линзы, расстояние от изображения до линзы, если фокусное расстояние линзы 7 см. определить оптическую силу линзы.

В конце урока капитаны команд подводят итоги урока, оценивают каждого члена команды. Сдают учителю оценочный лист.