Урок биологии по теме "Есть или не есть, пить или не пить". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока:

  • На основе повторения знаний о строении и функциях органов пищеварения сформировать представления о гигиене питания, режиме питания.
  • Изучить национальную кухню, выявить их достоинства и недостатки.
  • Показать, необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам.

Развиваемые умения и навыки: проведение анализа информации на упаковке продовольственных товаров, т.е. проведение первичной экологической экспертизы; составление рационального меню школьников.

Материалы: сгущённое молоко, кукурузные палочки, чипсы, сухарики, шоколад, жевательная резинка, молоко пакетированное, алгоритмы выполнения практической работы, таблица кодов пищевых добавок, приложение, национальная кухня.

Ход урока

“Человек есть то, что он ест”.

Г. Гейне

Учитель: сегодня мы завершаем изучение темы “Пищеварение” и наши последний урок мы посвятим гигиене питания.

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть ”. Каково значение пищи?

Ученик: Человек ежедневно принимает пищу, так как именно в пище содержатся необходимые вещества, которые используются на образование новых и на восстановление постоянно разрушающихся клеток организма. Кроме того, питательные вещества являются источниками энергии, которая так необходима нашему организму.

Учитель: Организм, лишенный пищи, погибает. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно! Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний.

Сегодня на уроке мы с вами выясним, какой вред приносит организму человека неправильное питание, каковы гигиенические требования к пищевым продуктам и режиму питания, что значит правильное питание?

Итак, ребята, запишите тему сегодняшнего урока: Гигиена питания: есть или не есть, пить или не пить.

В начале урока мы сказали, что организм лишенный пищи, погибает. А что будет если человек постоянно недоедает или наоборот переедает? Давайте обратимся к опорному констпекту и ответим на этот вопрос

Ученик: Известно, что потребности в пище индивидуальны, т.е. разные люди нуждаются в неодинаковом количестве пищевых продуктов. Для организма вредно как недоедание, так и переедание. При недоедании например, растущий организм не получает необходимой нормы белков, жиров, углеводов, витаминов, а это может вызвать нарушение функций организма, затормозить его рост и развитие. В то же время часто встречаются полные люди. В большинстве случаев это результат переедания высококалорийной пищи, в сочетании с гиподинамией и неумеренным употреблением воды. У полных людей нарушается обмен веществ в организме, что вызывает различные заболевания. Поэтому каждый человек должен контролировать процесс приема пищи.

Учитель: Действительно, человек принимает пищу, ориентируясь на чувство голода и аппетит. Но ощущения голода обманчивы. Многие люди испытывают чувство голода иногда сразу после еды и употребляют высококалорийные продукты – пироги, печенье, торт и т.д., как раз то, что способствует накоплению избыточной массы. Что же делать?

Ученик: Ограничить количество пищи, исключить из неё жирные, сладкие, мучные блюда, уменьшить количество воды. При ограниченном потреблении жидкости в организме полных людей усиленно распадаются жиры, что приводит к снижению массы тела. Но ни в коем случае нельзя отказываться от пищи, это вызывает слабость, утомляемость, снижает работоспособность, нарушает обмен веществ.

Учитель: А какие ещё нарушения гигиены питания вы знаете?

Ученик: Если человек питается не регулярно, на скоро без горячих блюд, в сухомятку это ухудшает отделение пищеварительных соков нарушает пищеварение. Слишком острая или соленая пища - действует на печень, раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, при этом нарушается пищеварение. Употребление слишком горячей пищи (+50С) раздражает слизистую оболочку желудка пищевода, вызывает её воспаление. Курение и алкогольные напитки тормозят нормальное сокоотделение пищеварительных желез, обжигают слизистые оболочки пищевода и желудка, вызывают опухоли, разрушают печень. Питание бутербродами то же вредно - это пища не полноценна по составу.

Учитель: Каковы же требования к продуктам и режиму питания? Пища должна быть свежеприготовленной, иметь приятный вкус, запах и внешний вид. Еду начинать с бульона, супа, салата, винегрета, - эти продукты вызывают выделение желудочного сока, а это очень важно. Между приемами пищи есть фрукты, ягоды. Леденцы и карамель вредны, т.к. в них содержится эссенция, а она раздражает желудок. Шоколад, копчёные продукты в больших количествах могут вызвать аллергию. Необходимо ли соблюдать правила личной гигиены?

Ученик: Да, перед едой мыть руки, не употреблять плохо промытые фрукты, овощи, не пить сырую воду. Мясо, рыба должны быть хорошо прожарены или проварены.

Учитель: Bce верно, вот только по поводу хорошо прожаренной рыбы или мяса позвольте добавить, что слишком подрумянившаяся корочка содержит канцерогенное вещество, которое вызывает рост раковых клеток. Говорить о гигиене питания можно много и долго, но давайте вернёмся к нашему вопросу: - “А что значит правильное питание?”В последнее врем я не утихают споры о том, что же значит правильно питаться, каким должно быть питание, которое называют здоровым и рациональным?

Учитель: Что вы скажете по этому поводу? Какие теории питания вам известна?

Ученик: В последние годы появилось много разных теорий питания, – это сыроедение, вегетарианство, раздельное питание, энергетическое питание и другие теории. Каждая из этих теорий доказывает свою значимость, однако ни одна из них не может считаться идеальной. Давайте более подробно рассмотрим эти теории. На пример вегетарианство : растительная пища имеет ряд достоинств: растения содержат витамины, в них много полезных минеральных веществ, пищевых волокон, необходимых для пищеварения. Но известно, что белки растений в подавляющем большинстве не полноценны, в них не хватает незаменимых аминокислот. Недостаток животного белка задерживает рост и развитие организма, а это очень опасно в молодом возрасте.

Учитель: В прошлом веке учённые заинтересовались племенем “Хунза” которое живет на плоскогорье Тибет. Их продолжительность жизни 150-160 лет. 100 летний старик легко совершает прогулку по пересеченной местности до 10 км. Женщины до 50 лет сохраняют изящество и красоту - это для них пик молодости. В чем же причина долголетия и здоровье этого племени?

Во-первых – чистый воздух высокогорья, чистая родниковая вода, но главное – культ питания. Они едят только свежие овощи и фрукты, т.е. настоящие вегетарианцы. А что они едят зимой? Зимой – употребляют 1 стакан коктейля в день. Он готовится из сушённых абрикос и воды высокогорных источников. Ученые пробовали этот коктейль. Говорят – сытно, но для европейца явно не достаточно.

Учитель: Ну, какие еще теории питания вы знаете?

Ученик: Сыроедение: Сырые продукты особенно богаты биологически активными веществами, Но сырое мясо и другие продукты животного происхождения могут быть загрязнены яйцами гельминтов и другими возбудителями заболеваний.

Раздельное питание: известно, что пищеварение возможно благодаря ферментам. Каждый фермент расщепляет строго белки, жиры или углеводы. Прием раздельно сначала белковой, затем углеводной пищи, приведёт к тому, что определённые ферменты окажутся “безработными”. Употребление смешанной пищи приводит к параллельному всасыванию продуктов.

Например, мясо с овощами. В мясе много белка, а в овощах – углеводов, вместе они дополняют друг друга.

Учитель: Из сказанного можно сделать вывод: Питание должно быть разнообразным, сбалансированным и включать различные продукты. Однако, сегодня 60% всех потребляемых у нас продуктов являются чужеродными, они не соответствуют национальным традициям и генетической программе человека определенной нации, т.к. у людей каждой нации существуют эволюционно отобранные соответствующие ферменты. Ребята, сейчас вам предстоит изучить кухню разных народов, учитывая золотое правило питания, выявить достоинства и недостатки национальной кухни. Свои соображения запишите в соответствующую колонку таблицы. (Таблица №1)

Золотое правило:

  • В питании человека должны в максимальной степени использоваться продукты, сохранившие свои биологические свойства.
  • При приготовлении пищи необходимо стремиться к более полному сохранению полезных свойств продуктов, к исключению концентратов, консервов.
  • Ограничить потребление сахара, жиров, соли, муки и кулинарных изделий из муки.
  • Увеличить потребление фруктов, овощей, круп, изделий из муки крупного помола.

Заполнить таблицу (таблица №1).

Китайская кухня. Богата овощами и сравнительно бедна жирами. Очень быстрое приготовление овощей на сильном жару с добавлением необходимого количества масла и при постоянном перемешивании позволяет достаточно хорошо сохранить витамины. Соусы, которых так много в этой кухне, содержат много соли.

Индийская кухня. Богата овощами, бобовыми и кисломолочными продуктами. Многие блюда пропитаны сливочным или кокосовым маслом, содержащим большое количество насыщенных жиров.

Японская кухня. Ее основу составляют богатые белками соевые продукты, рыба, овощи, мучные изделия, рис. Блюда содержат очень мало жира. Морские водоросли, используются очень широко, а они богаты микроэлементами. Наблюдается злоупотребление солью. Из бобовых наиболее распространены тофу и мисо. Любимое блюдо норимаки и моти- пирожки из рисового теста с рыбой завернутые в водоросли. Огромное разнообразие острых соусов.

Мексиканская кухня. Основные блюда рис, злаковые, бобы и жареные цыплята - жира содержат мало, салаты и маниока богаты жирами, но жиры мононенасыщенные. Высокое содержание жиров в поджариваемых с салом бобах и в “буррито” из говядины с сыром и сметаной

Итальянская кухня. В северо-итальянской кухне много говядины, телятины, сливочного масла и сливок, сыра Пармезан. Южно-итальянская кухня богата мучными изделиями, овощами, фруктами, рыбой. Довольно высокое содержание жира в пище. Очень распространены спагетти, пицца, соусы острые.

Американская кухня. Преобладает высококалорийная пища. Популярны многослойные бутерброды с ветчиной, беконом, паштетом. Часто используемые закуски(например ломтики жареного картофеля) содержат избыток жира и соли. Распространены полуфабрикаты, фастфуды. Много фруктов и овощей – свежих и замороженных.

Русская кухня. Основу составляют грибы, рыба, овощи(огурцы, капуста, редька, свекла, лук, чеснок). Широко применяются мясные блюда(жаркое, студень, гуляш), молоко, масло, сметана. Популярны каши с добавлением меда, мучные изделия(хлеб), квас, водка, самогон.

Учитель: Люди каждой национальности употребляют свои свойственные для нации продукты. В мире существуют десятки тысяч различных продуктов питания, все они содержат вещества, необходимые для роста и развития организма- это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и пищевые добавки.

Все мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Именно по вкусовым ощущениям и по запаху мы определяем, съедобен продукт или его лучше не есть.

Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения, используя ПД.

А что представляют собой пищевые добавки?

Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им вкуса, цвета, запаха, для того, чтобы сделать продукт аппетитным, увеличить его срок хранения.

Естественные Лабораторные
Сахар Ванилин
Соль Сахарин

Принята единая система обозначения пищевых добавок, которые придают продукту пдииют свойства:

Е – 100-182 красители;
Е – 200-299 консерванты (повышают срок хранения);
Е – 300-399 антиокислители;
Е – 400-499 стабилизаторы;
Е – 500-599 эмульгаторы;
Е – 600-699 усилители вкуса и аромата;
Е – 1000 и выше глазирующие вещества и подсластители.

Среди перечисленных добавок в России:

запрещены: Е101, ЕЮЗ, Е105, E 111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152, Е142, Е172, Е173, Е221, Е240;
канцерогенные: Е131, Е210-217, Е240, Е330;
вызывают расстройство кишечника: Е221-226;
вредные для кожи: Е230-232, Е239;
нарушают ад: Е250-Е251;
вызывают сыпь: ЕЗИ, Е312;
расстройства желудка: Е338-341, Е407, Е450, Е461-466;
опасные: Е102, Е110, Е120, Е124, Е127;
повышают уровень холестерина: Е320-322;
аллергены: Е230, Е231, Е239, Е311, Е312.

Более подробная таблица есть у вас на столах.

Согласно этой классификации, пищевые добавки, поступающие в организм, как правило не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться и от частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом употреблении оказываются более опасными для организма, чем большие дозы, но редко поступающие в организм. “Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза”, - сказал когда-то царь Соломон. В последние время на нашем рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания - это гамбургеры, бульоны, супы быстрого приготовления, каши - минутки, чипсы,сухарики и другое. Многие из этих продуктов мы просто обожаем.

А что же представляют собой эти продукты?

В ходе экспериментов и исследований выяснено, что все эти продукты быстрого приготовления — модно названные фастфуды содержат пищевые добавки, которые раздражают слизистую оболочку жкт и провоцируют развития заболеваний: гастрит, язва, гастродуоденит, рак. Мне хочется затронуть в связи с этим очень важную проблему. Всем известно, что люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жевательной резинки. Кроме того, большой популярности этого продукта способствует её реклама, которой пестрят экраны наших телевизоров. Но что несут нам эти пластиночки или подушечки из синтетического каучука, напичканные всякими добавками? В состав жвачек входят искусственные красители, ароматизаторы, а так же подсластители - цикламат Е942, сахарин Е954, а сп а ртам Е951. В США эти добавки были официально запрещены ещё в 1969 году так как было доказано, что они вызывают у крыс рак мочевого пузыря. Между прочим, стоматологи утверждают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки - профилактика кариеса - очень поверхностный, так как чем больше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. Для удаления остатков еды после приема пищи достаточно жевать резинку 2-3 минуты не более 2 раз в день после еды. Кроме того, использование жевательной резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, раздражает слизистую оболочку желудка, а это как правило приводит к гастриту, дуодениту и другим заболеваниям ЖКТ.

А влияет ли на здоровье человека употребление газированных напитков?

Установлено, что чрезмерное потребление газирований воды вызывает дефицит кальция в организме.

А к чему это приводит? – к повреждению, переломам костей. Содержание в напитках угольной кислоты раздражает слизистую оболочку желудка. Вызывая отрыжку, вздутие живота, а постоянное употребление таких напитков приводит к гастриту. Международный комитет экспертов ВОЗ проводил исследование по воздействию ПД на здоровье человека. Было изучено комбинированное действие ПД, и оказалось, что они, взаимодействуя друг с другом, дают странные эффекты.

Так, например, сочетание нескольких ПД”Е” в газированных приводят к образованию бензола.

А чем опасен бензол? Это опасный канцероген, способен вызывать рак, заболевание печени, почек, угнетает процесс кроветворения. Исследователи провели опыт: в сосуд поместили кусок печени, желудка, и залили их кока- колой, через сутки в сосуде кроме жидкости ни чего не было. Поэтому, пить или не пить газированные напитки решать вам.

А сейчас я попрошу ваше внимание.

Перед вами два пакета молока. Это молоко произведено Тираспольским МК. Его никто не рекламирует, да и упаковка у него не очень-то. А это знаменитое молоко “Домик в деревне” произведено в России упаковка красивая, да ещё и постоянная реклама по телевизору.

Давайте изучим обе упаковочные тары и результаты сравнений занесём в таблицу (таблица №2):

Да, странно получается: один и тот же продукт, а сроки годности разные. Чем это объяснить? Изучаем упаковочку дальше.

- Нашли – наличие ПД.. Е... – увеличивает срок хранения изучаем таблицу значений ПД. Анализ позволяет сделать вывод: “Когда мы заходим в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, то отдаем предпочтение продуктам, упакованным в красочные обертки, на красивый внешний вид. А всегда ли мы обращаем внимание на состав веществ, входящих в данный продукт”. Чтобы вы могли обезопасить себя в этой ситуации, я предлагаю вам провести сейчас первичную экспертизу продукта питания по упаковке и определить его пригодность к употреблению. Раздаю упаковки продуктов питания: орешки, сухарики, чипсы, сухая вермишель “Мивина”, приправа, шоколад, кетчуп, майонез и т.д. После изучения продукта - его упаковки заполните таблицу (таблица №3).

Каждая группа даёт своё заключение по результатам экспертизы.

Итак, ребята, мы выяснили, что существует много факторов, которые влияют на наше питание. Одними из них мы можем управлять, другие не поддаются контролю с нашей стороны. К сожалению, современный человек не может полностью избежать употребления ПД, но мы имеем право самостоятельно сделать выбор того или ионного продукта, и мы должны знать, что мы употребляем . Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на “подножный корм” как в доисторические времена. Эксперты ВОЗ считают, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом.

А сейчас я передаю слово нашим ребятам они подготовили проект презентацию рационального меню для школьников.

Представление проектов: На у роках физики мы познакомились с понятиями “работа”, “энергия” а так же изучили закон сохранения энергии, и выяснили , что это один из основных законов природы, ему подчиняются все процессы, которые протекают в живом организме.

Учитель: На что же расходуется энергия в организме? Даже в условиях полного покоя человек расходует определенное количество энергии, так как сокращается сердце, человек дышит, поддерживается постоянная температура тела. Чтобы пополнять энергетические запасы в организме, необходимо чтобы в организм поступали питательные вещества. К питательным веществам относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода не являются источником энергии, но нормальное существование организма без них никак не возможно. Питательные вещества организм получает в составе пищевых продуктов (мяса, молока, рыбы, сыра, хлеба, круп, овощей и других). Для организма важно, чтобы в пище содержалось то количество энергии, которое он тратит в течении суток. Поэтому, первое что мы сделали, - изучили соответствующую литературу и выяснили, сколько расходуется энергии на каждый вид деятельности. Например: ученик при письме, сидя на уроке, на один килограмм массы тела тратит 7,12 кДж энергии в один час. Если его масса тела 50 кг, а длительность урока 45 минут, т.е. 0,75 часа можно легко узнать количество затраченной энергии: 7,12*50*0,75 = 267 кДж. и кч .

Далее мы подсчитали, как мы распределяем своё время в течение суток и из литературъ узнали, сколько энергии тратится на каждый вид деятельности. Сведения занесём в таблицу (таблица №4)

Выводы:

  1. Энергетическая ценность пищи должна быть на 20% выше энерготрат на работу организма ( наши энерготраты в среднем составляют 1900 ккал плюс 20%, значит энергетичная ценность нашего рациона должна составлять 2300ккал).
  2. Необходимо определить сколько и каких продуктов надо съесть, чтобы обеспечить поступление в организм необходимого количества энергии, (для этого нужно иметь сведения об энергетической ценности продуктов.
  3. Рацион должен отвечать определенным требованиям.

Ученик: Составим суточный набор продуктов и распределим пищу по приемам в течение дня. Физиологи считают, что калорийность завтрака, обеда, полдника и ужина должна быть правильно распределена (таблица №5).

При составлении меню и при определении количества продуктов мы учитывали, что пищевая ценность продуктов при тепловой обработке изменяется (таблица №6).

Важно учитывать необходимость в суточном потреблении школьниками белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.

Вопрос классу: каково значение жиров, белков, углеводов?

Пищевая ценность белнов, жиров, углеводов.

Белки – основной строительный материал. Основные источники пищевого белка: мясо, молочные продукты, рыба, бобовые. Суточная потребность в белках 85-100г.
Жиры – источник энергии. Основные источники – растительные и животные масла, жиры, масличные семена, крупы, суточная потребность 90-120г.
Углеводы – основной энергетический материал. Основные источники: овощи, фрукты, ягоды, сахар, плоды. Суточная потребность – 365-500г.
Балластные вещества – грубые пищевые волокна, необходимые для работы кишечника. Основные источники: Хлеб грубого помола, капуста, морковь. Недостаток балластных веществ ведет к ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям, раку толстой кишки.

Для подсчёта энергетической ценности пищи мы пользовались таблицей А.А. Покровского “Калорийность блюд” (таблица №7).

Учитель: Как видим из примера наше меню вполне соответствует нормам питания. Нам осталось только дать вам некоторые советы:

  1. Наиболее рациональным является четырехразовое питание: при таком питании интервал между приемами пищи не превышает 5-6 часов, за это время основное количество пищи переходит в кишечник, и желудок способен принять очередную порцию пищи. Пищу следует принимать в одно и тоже время. При этом образуется условный рефлекс на время, а в желудке выделяется желудочный сок, способствует лучшему пищеварению.
  2. Завтрак должен содержать 15-30г. белков, 15-40г. жиров, 80-100г. углеводов.
  3. Ассортимент продуктов должен быть разнообразным и содержать мясо, рыбу, масло, яйца, сыр, молоко и др. продукты.
  4. Мясные и рыбные блюда рекомендуется кушать в первой половине дня, т.к. они богаты экстраактивными веществами и продукты их переваривания возбуждают нервную систему.

Заключение.

Наш урок подходит к завершению. Сегодня мы услышали много выступлений и, взяв из каждого рациональное зерно, давайте подведём итог. Чтобы образно говоря “не рыть себе могилу зубами”, необходимо выполнять следующие требования:

  1. Есть нужно 4-5 раз в день, пищу тщательно пережевывать, не злоупотреблять острыми, солеными блюдами
  2. Питание должно быть сбалансированным, т.е. содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Белки должны быть растительного и животного происхождения.
  3. Из животных белков наиболее полезные - рыба, причём речная, а из морских- треска, из молочных продуктов – творог.
  4. Из жиров – масло сливочное и растительное нерафинированное, а не то, что продают в красивых бутылках.
  5. Необходимо употреблять побольше овощных салатов фруктов.
  6. Меньше употреблять мучного и сладкого, ограничить потребление продуктов быстрого приготовления: бульоны, супы, сухарики, чипсы и другое.

Те, кто питается булочками с чаем сильно рискует своим здоровьем.

И в завершении хочу посоветовать вам кушать побольше бананов . Не смотря на свою “чужеродность” бананы обладают свойством поднимать настроение. Они нормализуют серотониновый обмен,а он отвечает за наш оптимизм. Употребление бананов- один из подходов для профилактики стрессов. На этой ноте мы завершаем наш урок.

Домашнее задание.

  1. Составить свое рациональное меню (вся необходимая информация есть у вас на столах).
  2. Изучить подробно различные системы питания и выявить их достоинства и недостатки. Свою информацию запишите в виде таблицы (таблица №8).