Цели урока:
- Обобщение систематизация знаний учащихся по теме «Глагол».
- Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.
- Воспитание коллективизма, взаимоуважения, интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Учитель читает отрывок из стихотворения В. Кондрашова.
Что без меня предметы?
Лишь названья
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт
3. Беседа
– О какой части речи говорится в
стихотворении?
– Как вы думаете, какова будет тема урока?
4. Учащие записывают в тетради число, классная работа, тема урока.
(учитель открывает доску и читает эпиграф)
«Глагол – это самое огнепышущая, самая живая
часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка.
И назначение глагола – выражать само действие!»
– Эти слова принадлежат Алексею Югову Лауреату Государственной премии им. А.М. Горького. А. Югову принадлежат 2 книги и многочисленные статьи о русском литературном языке.
5. – А сейчас систематизируем
материал, изученный в 5 классе по теме «Глагол»,
при помощи игры «Не прерви цепочку». Встаньте
ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко, ясно.
– Что обозначает глагол? (Действие)
– На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что
сделать?)
– Назовите вопросы совершенного и
несовершенного вида? (Что сделать? что делать?)
– Как изменяется глагол? (По временам)
– В настоящем и будущем времени глаголы
изменяются… (по лицам и числам)
– В прошедшем времени … (по родам (ед.ч.) и числам)
– В предложении глагол обычно бывает ….
(сказуемым)
– Молодцы, спасибо, садитесь.
– Закрепить ответы поможет правило в учебнике (читаем).
Задание №1.
Списать с доски глаголы, указать ударение.
Звонить, баловать, премировать, создала,
положил, повторит, поняла, прибыл, нажил,
руководит.
(Приложение 1, слайд 5)
Вывод: глаголы несовершенного вида отличаются от глаголов совершенного вида приставками.
Задание №2.
Работа в таблице (Приложение 1, слайд 7) (Изначально таблица даётся с пропусками строк)
Чередование гласных |
|
Несовершенный вид |
Совершенный вид |
касаться |
коснуться |
– Посмотрите на таблицу, назовите вид
орфограммы (чередование гласных).
– Вставьте буквы в пропущенные слова(карточки с
заданием у учеников).
– Определите вид глаголов.
– Как называются эти пары? (Видовые)
(Проверить с готовой таблицей на доске)
Вывод: глаголы несовершенного вида отличаются от глаголов совершенного вида суффиксами.
Задание №3
Работа с учебником. Выполнение упражнения 457.
1.
– Прочитайте, соблюдая интонацию
(художественное чтение).
– Какое время описывает И. Бунин?
– Докажите.
– Какие художественно-изобразительные средства
использует автор?
– Какова роль глаголов в художественной речи?
2. Задание по вариантам
1в. списать 1-е предложение.
2в. списать 2-е предложение.
– Составить схему предложения, дать
характеристику.
3. Проверка.
2 ученика у доски
(В это время проверяем вид глагола и
пропущенные буквы)
Вывод: В русском языке каждый глагол
относится к одному из двух видов.
(Проверка по группам, взаимообмен
тетрадями).
– Какую орфограмму встретили при выполнении
упражнения? (Правописание безударных
личных окончаний глагола.)
– Как называется изменение глагола по лицам и
числам? (Спряжение)
– Вспомним алгоритм правила. (Приложение
1, слайд)
Упр.460.
Выборочное письмо
– По образцу выписать глаголы с пропущенными буквами.
(Проверка сигнальными карточками)
Вывод: как правильно определить спряжение глагола?
6. Игра «Кто быстрей и правильней»?
(Проводится соревнование по колоннам на правильное и быстрое определение спряжения глагола)
Учитель читает слова, ученики сигнальными карточками показывают ответ.
Бреет стелет
Терпит вертит
Обидит зависит
Ненавидит видит
Смотрит держит
Слышит дышит
– Что объединяет эти глаголы? (слова-исключения).
Задание №5
На доске слайд -тся и -ться
– Прокомментируйте данную орфограмму.
– Что надо добавить в таблицу? (Вопросы)
Упр.458
По заданию (самостоятельная работа).
Проверка (не ужиться, браниться, держаться, не
бояться, хвалиться, свалиться)
(требуется, переносится, хвалится, свалится, не
боится, спорится).
7. Итог урока
– Какую часть речи повторяли?
– Над какими орфограммами работали?
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр. 461.