Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Задачи работы учителя-логопеда при работе с детьми младшего школьного возраста.

  • Обследование младших школьников и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Задачи работы педагога-психолога.

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

В соответствии с задачами работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы предлагаем следующую модель их совместной работы.

Модель совместной работы учителя-логопеда и педагога психолога
детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи

Диагностика провидится в два этапа. В первом этапе определяется уровень речевого и психического развития ребенка. После этого производится выделение факторов риска, на основе полученных результатов, и составление индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий. Во втором этапе диагностика проводится для оценки результативности коррекционной работы с детьми. Все результаты диагностики записываются в индивидуальные карты развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя создание и реализацию совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Занятия могут носит интегрированный характер, а так же проводится отдельно учителем-логопедом или педагогом-психологом в зависимости от поставленных целей и задач.

Анализ результатов коррекционной работы проводится для определения результативности и эффективности программы и для решения о прекращение или изменении характера занятий.

Во всех этапах совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проводится консультирование и просвещение педагогов и родителей. Эта работа включает в себя разработку рекомендаций и проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития младших школьников.

Организационно-методическая работа проводится в течение всего года и включает в себя следующее:

С помощью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы можем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Особенности развития психических функций у
младших школьников с нарушением речи

Особенности памяти младших школьников с недостатками чтения и письма:

- ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;

- недостаточный уровень развития произвольной памяти;

- наглядная память преобладает над словесной.

Особенности внимания младших школьников с недостатками чтения и письма:

- низкая концентрация;

- слабая помехоустойчивость;

- выделяются две категории детей:

а) с неустойчивым, быстро переключаемым вниманием

б) с пассивным, медленно переключаемым вниманием

Особенности мышления младших школьников с недостатками чтения и письма:

- недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;

- недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.

Возрастные особенности восприятия младших школьников с речевым недоразвитием:

слуховое восприятие: фонематические нарушения (плохо дифференцируют звонкие и глухие согласные, с трудом выделяют последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой);

пространственное восприятие: трудности различения расположения элементов букв, снижение скорости восприятия при любом отклонении от оптимальных условий.

Рекомендации родителям детей с нарушениями письма

Поскольку ребенок уже привык считать себя “безграмотным”, и предшествующие занятия оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь, прежде всего, коренным образом изменить само отношение к этим занятиям. Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут. Основная цель такого разговора – успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание “писать без ошибок”. Этот положительный эмоциональный настрой необходим, поскольку занятия при негативном отношении к ним не дают положительного результата.

Занимайтесь с ребенком ежедневно, но недолго. Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить ее как можно лучше.

Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите ребенка, скажите, что “ошибки сдаются”. Закончите занятие на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Обеспечить соблюдение этого условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над грамматическим правилом, на котором и будет сосредоточено внимание. Это не означает, что ребенку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Другие слова ребенок пишет под вашу “подсказывающую” диктовку.

Проработав вместе с Вами 3-4 дня подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребенок полностью его усвоит. Тогда вы спокойно перейдете к следующему правилу.

Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Затем можно проводить контрольный диктант.

Соблюдение такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок на письме.