Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Вследствие этого возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Поэтому целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.
Задачи работы учителя-логопеда при работе с
детьми младшего школьного возраста.
Задачи работы педагога-психолога.
В соответствии с задачами работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы предлагаем следующую модель их совместной работы.
Модель совместной работы
учителя-логопеда и педагога психолога
детьми младшего школьного возраста с
недостатками устной и письменной речи
Диагностика провидится в два этапа. В первом этапе определяется уровень речевого и психического развития ребенка. После этого производится выделение факторов риска, на основе полученных результатов, и составление индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий. Во втором этапе диагностика проводится для оценки результативности коррекционной работы с детьми. Все результаты диагностики записываются в индивидуальные карты развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя создание и реализацию совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей. Занятия могут носит интегрированный характер, а так же проводится отдельно учителем-логопедом или педагогом-психологом в зависимости от поставленных целей и задач.
Анализ результатов коррекционной работы проводится для определения результативности и эффективности программы и для решения о прекращение или изменении характера занятий.
Во всех этапах совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога проводится консультирование и просвещение педагогов и родителей. Эта работа включает в себя разработку рекомендаций и проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития младших школьников.
Организационно-методическая работа проводится в течение всего года и включает в себя следующее:
С помощью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога мы можем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Особенности развития психических
функций у
младших школьников с нарушением речи
Особенности памяти младших школьников с недостатками чтения и письма:
- ограничен объем памяти и снижена прочность, точность запоминания;
- недостаточный уровень развития произвольной памяти;
- наглядная память преобладает над словесной.
Особенности внимания младших школьников с недостатками чтения и письма:
- низкая концентрация;
- слабая помехоустойчивость;
- выделяются две категории детей:
а) с неустойчивым, быстро переключаемым вниманием
б) с пассивным, медленно переключаемым вниманием
Особенности мышления младших школьников с недостатками чтения и письма:
- недостаточная сформированность операции анализа: деятельность ведется хаотично, без плана;
- недостаточная сформированность операции обобщения: наблюдается поверхностность мышления, направленность на случайные признаки.
Возрастные особенности восприятия младших школьников с речевым недоразвитием:
слуховое восприятие: фонематические нарушения (плохо дифференцируют звонкие и глухие согласные, с трудом выделяют последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой);
пространственное восприятие: трудности различения расположения элементов букв, снижение скорости восприятия при любом отклонении от оптимальных условий.
Рекомендации родителям детей с нарушениями письма
Поскольку ребенок уже привык считать себя “безграмотным”, и предшествующие занятия оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь, прежде всего, коренным образом изменить само отношение к этим занятиям. Поговорите с ребенком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут. Основная цель такого разговора – успокоить ребенка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание “писать без ошибок”. Этот положительный эмоциональный настрой необходим, поскольку занятия при негативном отношении к ним не дают положительного результата.
Занимайтесь с ребенком ежедневно, но недолго. Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается выполнить ее как можно лучше.
Проводите занятия таким образом, чтобы ребенок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите ребенка, скажите, что “ошибки сдаются”. Закончите занятие на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Обеспечить соблюдение этого условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над грамматическим правилом, на котором и будет сосредоточено внимание. Это не означает, что ребенку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Другие слова ребенок пишет под вашу “подсказывающую” диктовку.
Проработав вместе с Вами 3-4 дня подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребенок полностью его усвоит. Тогда вы спокойно перейдете к следующему правилу.
Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Затем можно проводить контрольный диктант.
Соблюдение такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребенка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок на письме.