Интегрированный урок (природоведение + ИЗО + ОРК и СЭ) по теме "Вода"

Разделы: Химия, Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: в занимательной форме, познакомить детей с удивительным веществом – водой.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся со свойствами воды;
  • развить навыки самостоятельной работы, умений анализировать;
  • развитие эстетического вкуса и творческих способностей;
  • формировать умение пользоваться цветом, как средством художественной выразительности.
  • формирование навыков устной речи, коммуникативной культуры,
  •  расширение кругозора учащихся;
  • развитие интереса к познанию;
  •  воспитывать уважение к русской культуре, аккуратность и трудолюбие;
  • воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям и миру.

Оборудование и реактивы: Фарфоровая чашка, стакан молока, поваренная соль, соль, сахар, мел, морской песок, стаканы стеклянные, палочки стеклянные, пластмассовые ложки, воронка, фильтрованная бумага.

Ход урока

(Слайд  1)

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
С.А. Аксаков 

Дети читают стихотворение.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода. (Слайд  2)

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода. (Слайд  3)

Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда. (Слайд  4)

Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придет – все растает,
И будет простая вода. (Слайд  5)

Учитель химии: На уроках природоведения мы изучали с вами тему «Вода на Земле». Говорили о Мировом океане, озёрах, рек, ледниках, но, к сожалению, многое, что хотелось бы рассказать вам по этой теме в рамках урока не получается. Поэтому мы сегодня проводим заседание клуба любознательных. И тема нашего заседания, как вы догадались ….. правильно – вода. (Слайд  6)

Учитель начальных классов: На экране фотографии – Нашего дома – Земли из космоса. Какого цвета Земля? Почему? Какую поверхность Земли занимает вода? (Слайд 7)

Учитель химии: А что такое вода? Что это за вещество вода? (Слайд 8)

Ответы детей.

Учитель химии: Какой бывает вода?

Ответы детей.

Учитель начальных классов: Какой только вода не бывает на свете.

Ученик 1: Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, дождевая.

Ученик 2: Чистая и грязная. Есть вода тяжелая, а так же пресная, солёная. А есть вода лечебная и вредная.

Ученик 3: Да, вода бывает очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становится холодными льдинками и горячими каплями пара.

Учитель начальных классов:Вода наполняет моря и океаны, реки и озёра, в виде льда и снега покрывает горные вершины, входит в состав минералов и горных пород, присутствует в почве.Учёные считают, что жизнь на Земле зародилась в воде. Вода – это жизнь! Она содержится в каждом живом организме. (Слайд 9)

Учитель химии:Вода – самая удивительное вещество на Земле. Певцы древних степных народов воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки, композиторы сочиняли свои произведения, художники изображали её на своих полотнах. Художники, изображающие море называются маринистами.

Маринисты – художники, изображающие море.

Морской пейзаж – марина. (Слайд 10)

Учитель начальных классов: Самым знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он жил в 19 веке. Айвазовский любил море. Он создал около 6 тысяч картин. Все свои произведения он писал с натуры. Чаще всего Айвазовский рисовал бурное море, штормы и кораблекрушения. Его часто называют «певцом моря». (Слайды 11-16).

Учитель химии:Однако, как ни странно, вода до сих пор остается наиболее малоисследованным веществом природы. И поэтому ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода? (Слайд 17). И давайте сами сейчас проведём исследование и рассмотрим некоторые свойства воды.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку-инструкцию с заданием. (Приложение 1).

Дети выполняют работу, по окончании каждая группа отчитывается. Рассказывает, что им нужно было сделать, как они выполняли и выводы.

Учитель химии:И так, какими свойствами обладает вода?

Группа 1.

Доказать что вода – жидкость и не имеет своей формы.

Из стакана часть воды налейте в пробирку, часть в фарфоровую чашку.

Что наблюдаете?

При наливании воды в пробирку, вода принимает форму пробирки, при наливании в фарфоровую чашку – принимает форму чашки.

Вывод: вода – жидкость и не имеет соей формы, а принимает форму тела (сосуда), в котором находится.

Группа 2.

Доказать, что вода без цвета, прозрачная, без запаха.

Перед вами два стакана – один с молоком, другой с водой. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую – в стакан с водой.

Определите, имеет ли запах молоко и вода?

Что наблюдаете?

Ложку в стакане с молоком не видно, а стакане с водой видно.

Вывод: молоко имеет белый цвет, а вода не имеет цвет, прозрачна, так как видно ложку со всех сторон. Молоко имеет запах, вода не имеет запах.

Группа 3.

Доказать, что вода является растворителем.

В один стакан с водой поместите немного поваренной соли. Помешайте.

В другой стакан поместите немного сахара. Помешайте.

Что наблюдаете?

Поваренная соль и сахар растворились в воде.

Вывод: вода является растворителем.

Учитель химии: А все ли в воде растворяются вещества?

Группа 4.

Доказать, что не все вещества растворяются в воде.

В один стакан с водой поместите размельченный мел, помешайте стеклянной палочкой.

В другой стакан налейте масло.

Что наблюдаете?

Мел не растворился в воде, и находится на дне стакана, масло не растворилось, и находится на поверхности воды.

Вывод: не все вещества растворяются в воде.

Учитель химии: А что было бы, если бы все вещества растворялись?

Ответы детей.

Группа 5.

Доказать, что очистить воду от примесей можно с помощью фильтрования.

Фильтрование – процесс отделения воды от примесей (песка, частиц) через фильтрованную бумагу.

В стакан с водой насыпьте морского песка, помешайте стеклянной палочкой. Осторожно маленькой струйкой не большими порциями вылейте в воронку, на которой помещена, предварительно смоченная, фильтрованная бумага.

Что наблюдаете?

Песок остался на фильтре. Вода стала чистой.

Вывод: воду можно очистить методом фильтрованием.

Учитель химии: Это один из способов очистки воды. Скажите, а где этот способ можно применить? (Слайд 18)

Ответы детей.

Учитель химии: А ещё, какими свойствами обладает вода?

Ответы детей. (Слайды 19, 20)

Учитель химии: А ещё чистую воду в домашних условиях можно получить путем вымораживания. Для этого наливают водопроводную воду в банку или кружку и ставят ее в морозильную камеру холодильника (или выносят зимой на мороз). Как только в лед превратится примерно половина воды, незамерзшую часть ее, где скапливаются примеси, надо вылить, а льду дать растаять. Такая талая вода отличается высокой чистотой, и ее считают очень полезной для здоровья.

Дети читают стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка».

Константин Бальмонт

Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! (Слайд 21)

Из книги "Только любовь" Семицветник, 1903

Учитель начальных классов: А что такое снежинка?

Ответы детей.

Учитель химии: Снежинка – это кристаллы льда. Над тайной их красоты и бесконечного разнообразия не одно столетие бьются учёные. Большую коллекцию фотографий снежинок собрал американец Уилсон Бентли. В 1931 году он опубликовал сборник репродукций, в котором содержались фотографии 2450 ледяных кристаллов. Уилсон Бентли в 1885 году начал фотографировать снежинки под микроскопом. Он занимался этим сорок шесть лет, и на основе его работ был доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок. (Слайд 22)

Учитель начальных классов: Снежинка – очень нежное, капризное создание. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на ее размер и формы. Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья. По форме снежинок метеорологи научились даже предсказывать погоду на завтра.

Учитель химии: Японский исследователь Масару Емото открыл удивительное свойство воды – вода способна воспринимать сказанную информации. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова. (Слайд 23)

Вы видите на Слайд е, что тяжёлая рок-музыка, оскорбительные слова, негативные (плохие) мысли, отрицательные эмоции оказывают разрушительное действие на структуру воды, а значит, и на нас, т.к. человек на 70 % состоит из воды. (Слайды 24, 25)

Вода помогает нам понять, что здоровье наше зависит от чистоты мыслей, чувств и поступков.

Учитель начальных классов:Наши предки давно это заметили. И сейчас мы послушаем отрывок из сказки, которая сложилась в народе. Записал сказку Степан Писахов «Морожены песни». (Слайд 26)

Учитель химии:Так какие были слова в песни, что даже при размораживании они лились по дому? Хорошие или плохие?

Ответы детей.

Учитель начальных классов:Акварель. Aqua в переводе с латинского – вода. Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. (Слайды 28, 29)

Акварель – это водяные краски. Акварелью также называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели – прозрачность и мягкость красочного слоя. (Слайд 30)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Дети выполняют рисунки в акварели.

Подведение итогов:

Учитель начальных классов: Заседание нашего клуба подходит к концу. Что вам понравилось, что вы узнали новое, что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Учитель начальных классов:Некоторые учёные считают, что штормы, ураганы, наводнения, которые так участились в последнее время – это реакция воды на загрязнение информационного поля планеты. Так давайте же будем говорить, делать, думать только хорошее. Ведь мир так прекрасен!

Учитель химии: Закончить сегодняшнее наше заседание хотелось бы словами Отеца Арсений (Гусев) (1894?-1977). Монаха Павло-Обнорского монастыря, Вологодской губерния.

Как сладко, тихо и отрадно!
Кругом святая тишина
Мне так свободно и прохладно,
Душа приливом чувств полна.

Великий Боже, как прекрасно
Ты всё устроил на земле,
А мы, подумать ведь ужасно,
Как глубоко лежим во зле….

Презентация.