Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

Разделы: Химия


Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение.

Задачи:

1) обучающие: 

  • изучить строение, физические и химические свойства галогенов;
  • раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
  • продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
  • продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

2) развивающие:

  • развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
  • развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;
  • развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
  • способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;

3) воспитывающие:

  • содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;
  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • положение в периодической системе, строение и свойства атомов галогенов;
  • строение, физические и химические свойства простых веществ – галогенов;
  • биологическое значение галогенов.

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами;
  • составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства галогенов с т.з. ОВР

Оборудования и реактивы:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • учебник О.С. Габриеляна Химия 9 класс;
  • презентация учителя «Общая характеристика галогенов»;
  • для демонстрации: йод кристаллический, бром (ампулы), алюминий (порошок), вода.

Краткое содержание урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Целеполагание. Мотивация к деятельности.
  3. Изучение нового материала.
  4. Обобщение пройденного материала
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

I этап: Организационный момент.

Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников (визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».

II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.

  • Сообщение темы
  • С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока.
  • Мотивация: важная тема, т.к. галогены и их соединения широко используются человеком, они имеют важное биологическое значение, оказывают влияние на экологическую ситуацию на планете. Вы сегодня проведете независимое расследованием этих неметаллов с точки зрения различных наук.
  • Проблемный вопрос: Слово «Галогены» в переводе обозначает «рождающие соли». Ваша задача в течении урока выяснить почему эта группа элементов получила такое название?

III этап: Изучение нового материала.

1) Строение и свойства атомов галогенов.

Вопросы к учащимся:

  • Где расположены галогены в периодической системе?
  • Какой можно сделать вывод о строении внешнего энергетического уровня атомов галогенов и их свойствах?
  • Как изменяются свойства атомов галогенов в подгруппе?
  • Как изменяется значение относительной ЭО в подгруппе?

Объяснение учителя:

  • Какие степени окисления могут проявлять галогены в соединениях?

(предлагается определить СО галогенов в соединениях: CaF2 NaCl Cl2O Cl2O3 Cl2O5 Cl2O7)

СО: -1;+1; +3; +5; +7.

У фтора только -1

У других Г. -1 в соединениях с металлами, водородом, менее ЭО элементами

+1; +3; +5; +7 в соединениях с более ЭО элементами (F, O, N)

  • Какое строение имеют молекулы галогенов?
  • Какой тип химической связи характерен между атомами в молекулах Г?
  • Какие кристаллические решетки имеют Г в твердом состоянии?

ВЫВОД: (Предлагаю сделать краткий вывод о строении и свойствах атомов галогенов).

2) Независимое расследование по теме «Галогены»

(работа в группах по 4 человека)

На столах учащихся карты независимого расследования. Это стандартные листы бумаги, которые разделены на несколько блоков: «Физика», «Химия», «Биология».

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента Агрегатное состояние при обычных условиях Цвет Температура плавления Температура кипения
         

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены Отношение к металлам Отношение к кислороду Отношение к водороду Отношение к воде Отношение к растворам галогенидов
           

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов Содержание галогенов в живых организмах Значение галогенов для человека
     

Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования, и по инструкции работают в течение 10 минут.

Инструкция проведения физического расследования.

Цель: выяснить физические свойства галогенов.

Порядок действий:

  1. Прочитать тексты.
  2. В блоке «Физика» своей «карты расследования» внесите сведения о физических свойствах галогенов.
  3. Подготовьте устный ответ.

Инструкция проведения химического расследования.

Цель: Выяснить химические свойства галогенов.

Порядок действий:

  1. Прочитайте тексты.
  2. В блоке «Химия» своей «карты расследования» внесите сведения о химических свойствах галогенов и укажите условия химических реакций.
  3. Подготовьте отчет у доски.

Инструкция проведения «биологического анализа».

Цель: Выяснить содержание галогенов в организме человека и их значение.

Порядок действий:

  1. Прочитать тексты.
  2. В блок «Биология» своей «карты расследования» вместить сведения о содержании галогенов в организме человека и их значений.
  3. Подготовьте устный ответ.

На этом этапе предполагается как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о различных галогенах, принимают самостоятельные решения об их важности и в соответствии своей цели, готовятся рассказать о результатах своих исследований.

3) Отчеты групп по результатам расследования

(выступающая группа представляет отчет, остальные группы записывают информацию в своих картах расследования, заполняют таблицы).

Учитель: Настало время подвести итоги вашего расследования.

  1. Отчет физиков (демонстрация I2 (крист.), Br2).
  2. Отчет химиков (демонстрация Al + I2)

Демонстрация видеофрагмента "Горение железа в хлоре", "Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия".

Способность вытеснять друг друга из растворов галогенидов можно отобразить «рядом активности» галогенов: F2 > Cl2 > Br2 > I2

  • Как вы думаете, почему фтор не может вступать в реакцию с растворами галогенидов?

Давайте вернемся к вопросу, который я задал в начале урока: Почему элементы F, Cl, Br, I получили название «Галогены»?

  1. Отчет биологов

IV этап: Обобщение пройденного материала.

  • Г. Расположены в 7 группе главной подгруппе ПС, на внешнем энергетическом уровне находится 7 электронов, могут проявлять окислительные и восстановительные свойства (F только окислительные). Для молекул Г характерна ковалентная неполярная связь. Г в твердом состоянии имеют молекулярные кристаллические решетки.
  • С увеличением молекулярной массы Г плотность веществ растет, интенсивность окраски увеличивается, температуры плавления и кипения повышаются.
  • Простые вещества Г могут взаимодействовать как с простыми веществами (металлами, неметаллами) и со сложными веществами (водой, растворами галогенидов).
  • Г. имеют важную биологическую роль в жизни человека.

V этап: Подведение итогов.

Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?

Выставление оценок.

VII этап: Домашнее задание.

(дифференцированно)

Учитель предлагает:

  1. ОБЯЗАТЕЛЬНО: Выучить §18.
  2. НА ВЫБОР:
    • Приготовить сообщение-презентацию «Природные соединения галогенов».
    • Приготовить сообщение-презентацию «История открытия галогенов».
    • Решить задачу №5 с 110.

VIII этап: Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я научилась (ся)...
  • Сегодня на уроке я узнал (а)...
  • Сегодня на уроке я закрепил (а) свои знания...
  • Что ещё я хотел (а) бы узнать о галогенах...

Приложение.