Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение.
Задачи:
1) обучающие:
- изучить строение, физические и химические свойства галогенов;
- раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;
2) развивающие:
- развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
- развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;
- развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
- способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;
3) воспитывающие:
- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- положение в периодической системе, строение и свойства атомов галогенов;
- строение, физические и химические свойства простых веществ – галогенов;
- биологическое значение галогенов.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами;
- составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства галогенов с т.з. ОВР
Оборудования и реактивы:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- учебник О.С. Габриеляна Химия 9 класс;
- презентация учителя «Общая характеристика галогенов»;
- для демонстрации: йод кристаллический, бром (ампулы), алюминий (порошок), вода.
Краткое содержание урока:
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Целеполагание. Мотивация к деятельности.
- Изучение нового материала.
- Обобщение пройденного материала
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I этап: Организационный момент.
Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников (визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
- Сообщение темы
- С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока.
- Мотивация: важная тема, т.к. галогены и их соединения широко используются человеком, они имеют важное биологическое значение, оказывают влияние на экологическую ситуацию на планете. Вы сегодня проведете независимое расследованием этих неметаллов с точки зрения различных наук.
- Проблемный вопрос: Слово «Галогены» в переводе обозначает «рождающие соли». Ваша задача в течении урока выяснить почему эта группа элементов получила такое название?
III этап: Изучение нового материала.
1) Строение и свойства атомов галогенов.
Вопросы к учащимся:
- Где расположены галогены в периодической системе?
- Какой можно сделать вывод о строении внешнего энергетического уровня атомов галогенов и их свойствах?
- Как изменяются свойства атомов галогенов в подгруппе?
- Как изменяется значение относительной ЭО в подгруппе?
Объяснение учителя:
- Какие степени окисления могут проявлять галогены в соединениях?
(предлагается определить СО галогенов в соединениях: CaF2 NaCl Cl2O Cl2O3 Cl2O5 Cl2O7)
СО: -1;+1; +3; +5; +7.
У фтора только -1
У других Г. -1 в соединениях с металлами, водородом, менее ЭО элементами
+1; +3; +5; +7 в соединениях с более ЭО элементами (F, O, N)
- Какое строение имеют молекулы галогенов?
- Какой тип химической связи характерен между атомами в молекулах Г?
- Какие кристаллические решетки имеют Г в твердом состоянии?
ВЫВОД: (Предлагаю сделать краткий вывод о строении и свойствах атомов галогенов).
2) Независимое расследование по теме «Галогены»
(работа в группах по 4 человека)
На столах учащихся карты независимого расследования. Это стандартные листы бумаги, которые разделены на несколько блоков: «Физика», «Химия», «Биология».
Блок «Физика» - таблица №1
Знак химического элемента | Агрегатное состояние при обычных условиях | Цвет | Температура плавления | Температура кипения |
Блок «Химия» - таблица №2
Галогены | Отношение к металлам | Отношение к кислороду | Отношение к водороду | Отношение к воде | Отношение к растворам галогенидов |
Блок «Биология» - таблица №3
Знаки химических элементов | Содержание галогенов в живых организмах | Значение галогенов для человека |
Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования, и по инструкции работают в течение 10 минут.
Инструкция проведения физического расследования.
Цель: выяснить физические свойства галогенов.
Порядок действий:
- Прочитать тексты.
- В блоке «Физика» своей «карты расследования» внесите сведения о физических свойствах галогенов.
- Подготовьте устный ответ.
Инструкция проведения химического расследования.
Цель: Выяснить химические свойства галогенов.
Порядок действий:
- Прочитайте тексты.
- В блоке «Химия» своей «карты расследования» внесите сведения о химических свойствах галогенов и укажите условия химических реакций.
- Подготовьте отчет у доски.
Инструкция проведения «биологического анализа».
Цель: Выяснить содержание галогенов в организме человека и их значение.
Порядок действий:
- Прочитать тексты.
- В блок «Биология» своей «карты расследования» вместить сведения о содержании галогенов в организме человека и их значений.
- Подготовьте устный ответ.
На этом этапе предполагается как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о различных галогенах, принимают самостоятельные решения об их важности и в соответствии своей цели, готовятся рассказать о результатах своих исследований.
3) Отчеты групп по результатам расследования
(выступающая группа представляет отчет, остальные группы записывают информацию в своих картах расследования, заполняют таблицы).
Учитель: Настало время подвести итоги вашего расследования.
- Отчет физиков (демонстрация I2 (крист.), Br2).
- Отчет химиков (демонстрация Al + I2)
Демонстрация видеофрагмента "Горение железа в хлоре", "Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия".
Способность вытеснять друг друга из растворов галогенидов можно отобразить «рядом активности» галогенов: F2 > Cl2 > Br2 > I2
- Как вы думаете, почему фтор не может вступать в реакцию с растворами галогенидов?
Давайте вернемся к вопросу, который я задал в начале урока: Почему элементы F, Cl, Br, I получили название «Галогены»?
- Отчет биологов
IV этап: Обобщение пройденного материала.
- Г. Расположены в 7 группе главной подгруппе ПС, на внешнем энергетическом уровне находится 7 электронов, могут проявлять окислительные и восстановительные свойства (F только окислительные). Для молекул Г характерна ковалентная неполярная связь. Г в твердом состоянии имеют молекулярные кристаллические решетки.
- С увеличением молекулярной массы Г плотность веществ растет, интенсивность окраски увеличивается, температуры плавления и кипения повышаются.
- Простые вещества Г могут взаимодействовать как с простыми веществами (металлами, неметаллами) и со сложными веществами (водой, растворами галогенидов).
- Г. имеют важную биологическую роль в жизни человека.
V этап: Подведение итогов.
Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?
Выставление оценок.
VII этап: Домашнее задание.
(дифференцированно)
Учитель предлагает:
- ОБЯЗАТЕЛЬНО: Выучить §18.
- НА ВЫБОР:
- Приготовить сообщение-презентацию «Природные соединения галогенов».
- Приготовить сообщение-презентацию «История открытия галогенов».
- Решить задачу №5 с 110.
VIII этап: Рефлексия.
- Сегодня на уроке я научилась (ся)...
- Сегодня на уроке я узнал (а)...
- Сегодня на уроке я закрепил (а) свои знания...
- Что ещё я хотел (а) бы узнать о галогенах...