Элективный курс "Практическая геометрия". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа элективного курса для учащихся 9 классов, рассчитана на 12 часов.

Цели: повысить качество подготовки учащегося к продолжению образования; усилить практическую направленность школьного курса геометрии; повысить интерес, мотивацию и, как следствие эффективность изучения геометрии; создать условий для формирования и развития:

  • интеллектуальных и практических умений в области геометрии, позволяющих решать задачи практического содержания;
  • интереса к изучению геометрии;
  • умения более осознанно применять на практике геометрические законы и теоремы;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • умения работать с источником информации;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные у м е н и я (компетентности), которые позволяют им быть успешными на следующей ступени образовательной ступени:

  • выбирать правильный алгоритм решения геометрической задачи;
  • оценивать величины и находить их приближенные значения;
  • работать с таблицами и другими справочными материалами;
  • доказывать свою точку зрения;
  • делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе следующих з н а н и й:

  • цикл познания в естественных науках: гипотезы, аксиомы, теоремы, следствия;
  • решения практических задач;
  • представление о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических задач;
  • работа с таблицами и справочными материалами.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Евклид, Аристотель, Пифагор, Н. И. Лобачевский и с их ролью в становлении геометрии как науки.

Завершается изучение элективного курса проведением защиты творческих работ. 

Тематический план Элективного курса «Практическая геометрия» 

п\п Тема занятия Всего часов В том числе Форма контроля
теор.занятия семин.занятия практ.занятия
1. Вводное занятие История геометрии как науки (презентацией) (Приложение 1, 2) 1 1     --
2. Углы (Приложение 3) 1 0,5 0,5   тест
3. Окружность (Приложение 4) 1 0,5 0,5   самостоятельная работа
4. Расстояния. Теорема Пифагора (Приложение 5) 1 0,5 0,5   тест
5. Подобие (Приложение 6) 1 0,5 0,5   самостоятельная работа
6. Измерительные работы на местности (Приложение 7) 1     1 --
7. Тригонометрические функции (Приложение 8) 1 0,5 0,5   тест
8. Площадь (Приложение 9) 2 0,5 1,5   самостоятельная работа
9. Объем (Приложение 10) 2 0,5 1,5   самостоятельная работа
10. Заключительное занятие (Приложение 11) 1   1   защита творческих работ
  Всего часов 12        

Содержание программы

Конспект занятий см. в Приложениях 2 - 11

Литература

  1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384с. : ил.;
  2. Смирнова И. Геометрические задачи с практическим содержанием /И. Смирнова, В. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.34);
  3. Кукарцева Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7 - 9 классы/ Учебное пособие. – К.: ГИППВ, 1998, 128с.;
  4. Виленкин Н. Я. О вычислении объёма усечённой пирамиды в Древнем Египте. Историко-математические исследования, вып. 28, 1985;
  5. Бобынин В.В. Математика древних египтян (по папирусу Ринда). М., 1882;
  6. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. / Я.И. Перельман. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005;
  7. И. Г. Башмакова, Э.Ию Березкина и др. История математики. Том 1, С древнейших времен до начала нового времени. – М,: Наука, 1970;
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/