Пояснительная записка
Программа элективного курса для учащихся 9 классов, рассчитана на 12 часов.
Цели: повысить качество подготовки учащегося к продолжению образования; усилить практическую направленность школьного курса геометрии; повысить интерес, мотивацию и, как следствие эффективность изучения геометрии; создать условий для формирования и развития:
- интеллектуальных и практических умений в области геометрии, позволяющих решать задачи практического содержания;
- интереса к изучению геометрии;
- умения более осознанно применять на практике геометрические законы и теоремы;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- умения работать с источником информации;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные у м е н и я (компетентности), которые позволяют им быть успешными на следующей ступени образовательной ступени:
- выбирать правильный алгоритм решения геометрической задачи;
- оценивать величины и находить их приближенные значения;
- работать с таблицами и другими справочными материалами;
- доказывать свою точку зрения;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе следующих з н а н и й:
- цикл познания в естественных науках: гипотезы, аксиомы, теоремы, следствия;
- решения практических задач;
- представление о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических задач;
- работа с таблицами и справочными материалами.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Евклид, Аристотель, Пифагор, Н. И. Лобачевский и с их ролью в становлении геометрии как науки.
Завершается изучение элективного курса проведением защиты творческих работ.
Тематический план Элективного курса «Практическая геометрия»
№п\п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
теор.занятия | семин.занятия | практ.занятия | ||||
1. | Вводное занятие История геометрии как науки (презентацией) (Приложение 1, 2) | 1 | 1 | -- | ||
2. | Углы (Приложение 3) | 1 | 0,5 | 0,5 | тест | |
3. | Окружность (Приложение 4) | 1 | 0,5 | 0,5 | самостоятельная работа | |
4. | Расстояния. Теорема Пифагора (Приложение 5) | 1 | 0,5 | 0,5 | тест | |
5. | Подобие (Приложение 6) | 1 | 0,5 | 0,5 | самостоятельная работа | |
6. | Измерительные работы на местности (Приложение 7) | 1 | 1 | -- | ||
7. | Тригонометрические функции (Приложение 8) | 1 | 0,5 | 0,5 | тест | |
8. | Площадь (Приложение 9) | 2 | 0,5 | 1,5 | самостоятельная работа | |
9. | Объем (Приложение 10) | 2 | 0,5 | 1,5 | самостоятельная работа | |
10. | Заключительное занятие (Приложение 11) | 1 | 1 | защита творческих работ | ||
Всего часов | 12 |
Содержание программы
Конспект занятий см. в Приложениях 2 - 11
Литература
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384с. : ил.;
- Смирнова И. Геометрические задачи с практическим содержанием /И. Смирнова, В. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.34);
- Кукарцева Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7 - 9 классы/ Учебное пособие. – К.: ГИППВ, 1998, 128с.;
- Виленкин Н. Я. О вычислении объёма усечённой пирамиды в Древнем Египте. Историко-математические исследования, вып. 28, 1985;
- Бобынин В.В. Математика древних египтян (по папирусу Ринда). М., 1882;
- Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. / Я.И. Перельман. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005;
- И. Г. Башмакова, Э.Ию Березкина и др. История математики. Том 1, С древнейших времен до начала нового времени. – М,: Наука, 1970;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/