Программа по организации инновационной деятельности педагогов Бобровского филиала

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (327 кБ)

Загрузить презентацию (188 кБ)

Загрузить презентацию (219 кБ)

Загрузить презентацию (550 кБ)


Применение современных инновационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные, в том числе интерактивные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных дисциплин.

Уровень развития современной педагогики, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования заставляет пересмотреть  и сами технологии, применяемые в образовательном процессе.

Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:

  • они повышают эффективность и качество обучения;
  • обеспечивают  мотивы к самостоятельной  познавательной деятельности;
  • способствуют  углублению  межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество.

Педагогическая инновация это:

  • процесс улучшения образовательного процесса путем внесения каких-либо новшеств;
  • новая идея, метод или форма педагогического взаимодействия;
  • успешное использование новых идей;
  • изменение, которое создает новые аспекты в педагогической деятельности;
  • проявление педагогического творчества;
  • нововведение, преобразование в педагогической области, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями, исследованиями, проектами.

Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога (преподавателя, мастера п/о) является педагогическое новаторство. Новаторство – новое в созидательной деятельности людей. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности – в области образования это педагог, использующий в своей деятельности новации (инновации, инновационные технологии). Педагогическое новаторство органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа педагога (преподавателя, мастера п/о) над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. Профессиональная пригодность педагога есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными функциями и успешной педагогической деятельности. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения, ещё нужна, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств, личностная активность – потребность в самообразовании и самореализации.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных и материальных ценностей", с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, разнообразия методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Источники инновационных идей:

  • социальный заказ (потребности страны, региона, города);
  • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального значения;
  • достижения комплекса наук о человеке;
  • передовой педагогический опыт;
  • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • зарубежный опыт.

Всё выше сказанное подводит к осмыслению необходимости внедрения инновационных технологий на современном этапе. В связи с этим необходимо проектировать деятельность педагогического коллектива с учётом данной потребности – повышения квалификации педагогов, создание условий для внедрения инновационных технологий в образовательный процесс филиала. Результатом этапа проектирования явилась данная программа.

Цели разработки внедрения данной программы:

  • Систематизация методической деятельности педагогов Бобровского филиала в рамках инновационной педагогической деятельности;
  • Создание условий для реализации социального заказа (развитие у обучающихся умения непрерывного самообразования, потребности и умения самостоятельного добывания знаний);
  • Повышение качества образования.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Формирование творческого сообщества.
  • Возможность обобщения опыта педагогов в области внедрения инноваций и его трансляция.

Основные положения.

1. Педагогические инновации. Основные понятия

1.1. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения  и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.

1.2. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

1.3. Инновационный потенциал– совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются  в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.

2. Использование инновационных педагогических технологий является профессиональной функцией педагога (преподавателя, мастера п/о).

2.1. Изучение и внедрение инновационных технологий закреплено «должностными инструкциями педагога (см. «Должностные обязанности» п/п 3.2.).

2.2. Рабочие программы должны составляться с учётом использования инновационных педагогических технологий и методов обучения (см. «Должностные обязанности» п/п 3.12. ).

2.3. Каждый четверг (каждого месяца) является методическим. В методический день проводятся: методические совещания; методические занятия; консультации; круглые столы и т.п.

3. Изучение и использование инновационных педагогических технологий и методов образования является частью методической деятельности педагога и деятельности в рамках самообразования.

4. Выбор инновационных педагогических технологий и методов педагог производит самостоятельно руководствуясь содержанием учебных дисциплин и требованиями ФГОС.

5. Педагог представляет результаты своей инновационной деятельности в виде «Методических разработок» – не менее 1 разработки в полугодие; и в виде демонстрации открытых мероприятий (открытый урок, мастер-класс и т.п.).

Программа мероприятий по организации инновационной деятельности педагогов ГБОУ  СПО 
СО Бобровского филиала «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства»

Мероприятия

Сроки

Ответственный + участники

1 Принятие общей методической темы на 2011-2012 уч.год – «Инновационные педагогические  технологии как условие реализации ФГОС». Август 2011г. Зав.филиалом. + Педсовет
2 Организация методических занятий по тематике «Теория инноваций в педагогике». 1 п/г 2011-2012 уч.г. рук. МО – Дёгтева + педагоги
3 Разработка «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» 1 п/г 2011-2012 уч.г. рук. МО – Дёгтева, методист
4 Разработка компьютерных презентаций для проведения тематических занятий в рамках МО теоретического обучения  по тематике: «Инновационные технологии в образовании». Сентябрь-апрель 2011-2012 уч.г. рук. МО – Дёгтева
5 Обсуждение и принятие «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» на МО. Декабрь  2011-2012 уч.г. рук. МО – Дёгтева + методист, педагоги
6 Организация тематических занятий в рамках МО теоретического обучения  по тематике: «Инновационные технологии в образовании». 2 п/г 2011-2012 уч.г. рук. МО – Дёгтева, методист + педагоги
7 Организация деятельности по консультированию педагогов в рамках организации инновационной деятельности. 2011-2013г Рук. МО –  Дёгтева Т.А.
8 Внедрение «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» в образовательный процесс. Январь – июнь 2012г. рук. МО – Дёгтева, методист + педагоги
8.1. Выбор инновационных технологий и методов в соответствии с содержанием учебной дисциплины Январь 2012г Преподаватели, мастера п/о.
8.2. Составление «Рабочих программ» по дисциплинам, в соответствии с требованиями ФГОС (с описанием включаемых инновац-х технологий и методов). Январь-июнь 2012г. Зав.филиалом, методист+преп., мастера п/о.
8.3. Описание педагогического опыта в области применения инновационных технологий в образовательной деятельности (выполнение методических разработок  – 1 в полугодие). Сент.2012г. – каждое полугодие 2013г. Зав.филиалом, методист + преподаватели, мастера п/о.
8.4. Трансляция педагогического опыта в области применения инновационных технологий в образовательной деятельности (проведение открытых уроков, мастер-классов – 1 в полугодие). Сент.2012г. – каждое полугодие 2013г. Зав.филиалом, методист + преподаватели, мастера п/о.
9 Создание условий для повышения квалификации педагогов. Ежегодно Зав.филиалом, методист.
10 Разработка критериев оценивания уровня инновационной деятельности педагогов БФ. Сент.-окт. 2012г. Рук. МО – Дёгтева Т.А.
11 Анализ инновационной деятельности педагогов БФ, оценивание результатов. Каждые полгода Рук. МО – Дёгтева Т.А.
12 Обобщение инновационного педагогического опыта педагогов Б.Ф. Май-июнь 2013 Рук. МО – Дёгтева Т.А.
13 Подготовка статьи для участия в «Фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2013-2014. 1 п/г 2013-2014уч.г. Рук. МО – Дёгтева Т.А.
14 Анализ, корректировка программы, разработка программы на последующий период. Сент.-окт. 2013г. Методист

Нельзя сказать, что инновационная педагогическая деятельность в Бобровском филиале отсутствовала до создания данной программы, просто «Программа инновационной деятельности» систематизировала и конкретизировала уже существующую в образовательном учреждении деятельность.

В рамках реализации инновационной образовательной программы (ИОП) «Модернизация системы подготовки и сертификации кадров для обеспечения высокотехнологичных производств строительного комплекса Свердловской области» на базе Бобровского филиала «УКСАП» реализуется направление: «Изготовление и монтаж светопрозрачных конструкций из ПВХ». Создан инновационно-производственный модуль (ИПМ) «Окна-Study», в составе которого две мультимедийных лаборатории проектирования светопрозрачных конструкций из ПВХ, лаборатория качества сварных швов, два учебных монтажных полигона и учебно-производственный цех общей площадью 2070 м?, оснащённый современным оборудованием немецкой фирмы Elumatec и программным обеспечением.

28 апреля 2010 года в Бобровском филиале колледжа состоялось торжественное открытие ИПМ «Окна-Study». Реализация данного направления ИОП позволяет в ближайшей перспективе превратить Бобровский филиал в конкурентноспособное учебное заведение, обеспечивающее подготовку кадров инновационного типа для строительной отрасли Уральского региона и близлежащих регионов России, в  гибкий региональный учебно-производственный, методический и инновационный центр коллективного пользования.
Внедрение инноваций в процесс обучения и воспитания ещё одно направление деятельности педагогического коллектива Бобровского филиала колледжа.

Инновационная деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения Бобровского филиала «УКСАП» направлена на развитие образовательной системы, способной реализовать подготовку специалистов высокого уровня в области художественной деревообработки и декоративно-прикладного искусства.

Направления инновационной педагогической деятельности, которые реализовывались в Бобровском филиале «УКСАП» в 2010 – 2011гг.:

  • Совершенствование информационно-образовательной среды: формирование электронного методического кабинета; в процессе разработки и систематизации – банк современных педагогических инноваций.
  • Ведётся работа по формированию мотивации педагогов к творческой, в том числе инновационной деятельности (посредством организации работы МО).
  • Создание образовательных программ нового поколения.
  • Разработка фонда оценочных материалов по образовательным программам с использованием информационных и компьютерных технологий;
  • Разработка программы деятельности социального педагога и педагога организатора с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
  • Организация проектной и выставочной деятельности педагогов и обучающихся, как индивидуальной, так и совместной.
  • Создание условий для повышения квалификации педагогов.
  • Применение инновационного подхода в создании предметно-пространственной среды учебных кабинетов, тем более важно отметить, что обучающиеся лично участвуют в разработке  проектов и их воплощении, в процессе формирования дизайна учебных кабинетов.

Основные направления сопровождения инновационной деятельности педагогов Бобровского филиала на ближайшие три года:

  • Учёт и систематизация инновационной деятельности педагогов.
  • Разработка нормативной базы, в т.ч. проектов, программ, положений по  реализации инновационных процессов.
  • Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
  • Организация  мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
  • Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
  • Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.

В 2011-2012 году работа ведётся в тех же направлениях, корректируясь в соответствии с условиями и возможностями педколлектива. Объединяющим фактором в методической деятельности педагогов является общая методическая тема на 2011-2012 учебный год: «Использование инновационных педагогических технологий как условие реализации ФГОС».

Тематика методических мероприятий на 2011-2012 уч.год в рамках реализации
«Программы организации инновационной деятельности педагогов Бобровского филиала «УКСАП»

Дата

Форма проведения, методическое оснащение

Мероприятие

Ответственный за проведение

22.09.11. Круглый стол.
Комп.презентация
Инноватика в педагогической деятельности. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
15.09.11. Круглый стол.
Комп.презентация
Обсуждение,
Метод.материалы для педагогов.
Структура портфолио педагога. Структура портфолио обучающегося. Портфолио – инновационная личностно-ориентированная технология. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
17.11.11. Круглый стол.
Комп.презентация
Требования к современному уроку. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
22.12.11. Практическая работа.
Комп.презентация
Обзор литературы
Инновационные технологии в профессиональном образовании. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
26.01.12. Творческая мастерская.
Компьютерная презентация
Вариативность и инновации в образовании. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
16.02.12. Лекция.
Комп.презентация
Инновационные принципы, методы и средства педагогики. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
22.03.12. Круглый стол.
Комп.презентация
Педагог, структура его деятельности и профессиональный рост. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
18.10.11. Творческая мастерская. Комп.презентация Педагогическое исследование как форма инновационной педагогической деятельности. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
26.04.12. Методическое совещание. Управление инновационной педагогической деятельностью. Зав. филиалом.
24.05.12 Круглый стол.
Мастер-класс.
Комп.презентация
Инструментарий оценивания результатов инновационной деятельности педагогов Б.Ф. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.
14.06.12. Методическое совещание. Анализ результатов инновационной деятельности педагогов Б.Ф. Рук.МО т/о Дёгтева Т.А.

Рекомендуемая литература:

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения – М., 2003.
  2. Кумарин В.В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). Москва, 1996.  http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Kumarin/KUMARIN.htm
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2003.
  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.  М: ТЦ Сфера. 2007.
  5. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2005г.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.