Применение современных инновационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные, в том числе интерактивные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных дисциплин.
Уровень развития современной педагогики, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования заставляет пересмотреть и сами технологии, применяемые в образовательном процессе.
Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:
- они повышают эффективность и качество обучения;
- обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;
- способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество.
Педагогическая инновация это:
- процесс улучшения образовательного процесса путем внесения каких-либо новшеств;
- новая идея, метод или форма педагогического взаимодействия;
- успешное использование новых идей;
- изменение, которое создает новые аспекты в педагогической деятельности;
- проявление педагогического творчества;
- нововведение, преобразование в педагогической области, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями, исследованиями, проектами.
Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога (преподавателя, мастера п/о) является педагогическое новаторство. Новаторство – новое в созидательной деятельности людей. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности – в области образования это педагог, использующий в своей деятельности новации (инновации, инновационные технологии). Педагогическое новаторство органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа педагога (преподавателя, мастера п/о) над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. Профессиональная пригодность педагога есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными функциями и успешной педагогической деятельности. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения, ещё нужна, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств, личностная активность – потребность в самообразовании и самореализации.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных и материальных ценностей", с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, разнообразия методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Источники инновационных идей:
- социальный заказ (потребности страны, региона, города);
- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального значения;
- достижения комплекса наук о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
- опытно-экспериментальная работа;
- зарубежный опыт.
Всё выше сказанное подводит к осмыслению необходимости внедрения инновационных технологий на современном этапе. В связи с этим необходимо проектировать деятельность педагогического коллектива с учётом данной потребности – повышения квалификации педагогов, создание условий для внедрения инновационных технологий в образовательный процесс филиала. Результатом этапа проектирования явилась данная программа.
Цели разработки внедрения данной программы:
- Систематизация методической деятельности педагогов Бобровского филиала в рамках инновационной педагогической деятельности;
- Создание условий для реализации социального заказа (развитие у обучающихся умения непрерывного самообразования, потребности и умения самостоятельного добывания знаний);
- Повышение качества образования.
- Повышение квалификации педагогов.
- Формирование творческого сообщества.
- Возможность обобщения опыта педагогов в области внедрения инноваций и его трансляция.
Основные положения.
1. Педагогические инновации. Основные понятия
1.1. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.
1.2. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.
1.3. Инновационный потенциал– совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.
2. Использование инновационных педагогических технологий является профессиональной функцией педагога (преподавателя, мастера п/о).
2.1. Изучение и внедрение инновационных технологий закреплено «должностными инструкциями педагога (см. «Должностные обязанности» п/п 3.2.).
2.2. Рабочие программы должны составляться с учётом использования инновационных педагогических технологий и методов обучения (см. «Должностные обязанности» п/п 3.12. ).
2.3. Каждый четверг (каждого месяца) является методическим. В методический день проводятся: методические совещания; методические занятия; консультации; круглые столы и т.п.
3. Изучение и использование инновационных педагогических технологий и методов образования является частью методической деятельности педагога и деятельности в рамках самообразования.
4. Выбор инновационных педагогических технологий и методов педагог производит самостоятельно руководствуясь содержанием учебных дисциплин и требованиями ФГОС.
5. Педагог представляет результаты своей инновационной деятельности в виде «Методических разработок» – не менее 1 разработки в полугодие; и в виде демонстрации открытых мероприятий (открытый урок, мастер-класс и т.п.).
Программа мероприятий по
организации инновационной
деятельности педагогов ГБОУ СПО
СО Бобровского филиала «Уральского колледжа
строительства, архитектуры и
предпринимательства»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный + участники |
1 | Принятие общей методической темы на 2011-2012 уч.год – «Инновационные педагогические технологии как условие реализации ФГОС». | Август 2011г. | Зав.филиалом. + Педсовет |
2 | Организация методических занятий по тематике «Теория инноваций в педагогике». | 1 п/г 2011-2012 уч.г. | рук. МО – Дёгтева + педагоги |
3 | Разработка «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» | 1 п/г 2011-2012 уч.г. | рук. МО – Дёгтева, методист |
4 | Разработка компьютерных презентаций для проведения тематических занятий в рамках МО теоретического обучения по тематике: «Инновационные технологии в образовании». | Сентябрь-апрель 2011-2012 уч.г. | рук. МО – Дёгтева |
5 | Обсуждение и принятие «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» на МО. | Декабрь 2011-2012 уч.г. | рук. МО – Дёгтева + методист, педагоги |
6 | Организация тематических занятий в рамках МО теоретического обучения по тематике: «Инновационные технологии в образовании». | 2 п/г 2011-2012 уч.г. | рук. МО – Дёгтева, методист + педагоги |
7 | Организация деятельности по консультированию педагогов в рамках организации инновационной деятельности. | 2011-2013г | Рук. МО – Дёгтева Т.А. |
8 | Внедрение «Программы по организации инновационной деятельности педагогов БФ» в образовательный процесс. | Январь – июнь 2012г. | рук. МО – Дёгтева, методист + педагоги |
8.1. | Выбор инновационных технологий и методов в соответствии с содержанием учебной дисциплины | Январь 2012г | Преподаватели, мастера п/о. |
8.2. | Составление «Рабочих программ» по дисциплинам, в соответствии с требованиями ФГОС (с описанием включаемых инновац-х технологий и методов). | Январь-июнь 2012г. | Зав.филиалом, методист+преп., мастера п/о. |
8.3. | Описание педагогического опыта в области применения инновационных технологий в образовательной деятельности (выполнение методических разработок – 1 в полугодие). | Сент.2012г. – каждое полугодие 2013г. | Зав.филиалом, методист + преподаватели, мастера п/о. |
8.4. | Трансляция педагогического опыта в области применения инновационных технологий в образовательной деятельности (проведение открытых уроков, мастер-классов – 1 в полугодие). | Сент.2012г. – каждое полугодие 2013г. | Зав.филиалом, методист + преподаватели, мастера п/о. |
9 | Создание условий для повышения квалификации педагогов. | Ежегодно | Зав.филиалом, методист. |
10 | Разработка критериев оценивания уровня инновационной деятельности педагогов БФ. | Сент.-окт. 2012г. | Рук. МО – Дёгтева Т.А. |
11 | Анализ инновационной деятельности педагогов БФ, оценивание результатов. | Каждые полгода | Рук. МО – Дёгтева Т.А. |
12 | Обобщение инновационного педагогического опыта педагогов Б.Ф. | Май-июнь 2013 | Рук. МО – Дёгтева Т.А. |
13 | Подготовка статьи для участия в «Фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2013-2014. | 1 п/г 2013-2014уч.г. | Рук. МО – Дёгтева Т.А. |
14 | Анализ, корректировка программы, разработка программы на последующий период. | Сент.-окт. 2013г. | Методист |
Нельзя сказать, что инновационная педагогическая деятельность в Бобровском филиале отсутствовала до создания данной программы, просто «Программа инновационной деятельности» систематизировала и конкретизировала уже существующую в образовательном учреждении деятельность.
В рамках реализации инновационной образовательной программы (ИОП) «Модернизация системы подготовки и сертификации кадров для обеспечения высокотехнологичных производств строительного комплекса Свердловской области» на базе Бобровского филиала «УКСАП» реализуется направление: «Изготовление и монтаж светопрозрачных конструкций из ПВХ». Создан инновационно-производственный модуль (ИПМ) «Окна-Study», в составе которого две мультимедийных лаборатории проектирования светопрозрачных конструкций из ПВХ, лаборатория качества сварных швов, два учебных монтажных полигона и учебно-производственный цех общей площадью 2070 м?, оснащённый современным оборудованием немецкой фирмы Elumatec и программным обеспечением.
28 апреля 2010 года в Бобровском филиале колледжа
состоялось торжественное открытие ИПМ
«Окна-Study». Реализация данного направления ИОП
позволяет в ближайшей перспективе превратить
Бобровский филиал в конкурентноспособное
учебное заведение, обеспечивающее подготовку
кадров инновационного типа для строительной
отрасли Уральского региона и близлежащих
регионов России, в гибкий региональный
учебно-производственный, методический и
инновационный центр коллективного пользования.
Внедрение инноваций в процесс обучения и
воспитания ещё одно направление деятельности
педагогического коллектива Бобровского филиала
колледжа.
Инновационная деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения Бобровского филиала «УКСАП» направлена на развитие образовательной системы, способной реализовать подготовку специалистов высокого уровня в области художественной деревообработки и декоративно-прикладного искусства.
Направления инновационной педагогической деятельности, которые реализовывались в Бобровском филиале «УКСАП» в 2010 – 2011гг.:
- Совершенствование информационно-образовательной среды: формирование электронного методического кабинета; в процессе разработки и систематизации – банк современных педагогических инноваций.
- Ведётся работа по формированию мотивации педагогов к творческой, в том числе инновационной деятельности (посредством организации работы МО).
- Создание образовательных программ нового поколения.
- Разработка фонда оценочных материалов по образовательным программам с использованием информационных и компьютерных технологий;
- Разработка программы деятельности социального педагога и педагога организатора с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
- Организация проектной и выставочной деятельности педагогов и обучающихся, как индивидуальной, так и совместной.
- Создание условий для повышения квалификации педагогов.
- Применение инновационного подхода в создании предметно-пространственной среды учебных кабинетов, тем более важно отметить, что обучающиеся лично участвуют в разработке проектов и их воплощении, в процессе формирования дизайна учебных кабинетов.
Основные направления сопровождения инновационной деятельности педагогов Бобровского филиала на ближайшие три года:
- Учёт и систематизация инновационной деятельности педагогов.
- Разработка нормативной базы, в т.ч. проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
- Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
- Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
- Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
В 2011-2012 году работа ведётся в тех же направлениях, корректируясь в соответствии с условиями и возможностями педколлектива. Объединяющим фактором в методической деятельности педагогов является общая методическая тема на 2011-2012 учебный год: «Использование инновационных педагогических технологий как условие реализации ФГОС».
Тематика методических мероприятий
на 2011-2012 уч.год в рамках реализации
«Программы организации инновационной
деятельности педагогов Бобровского филиала
«УКСАП»
Дата |
Форма проведения, методическое оснащение |
Мероприятие |
Ответственный за проведение |
22.09.11. | Круглый стол. Комп.презентация |
Инноватика в педагогической деятельности. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
15.09.11. | Круглый стол. Комп.презентация Обсуждение, Метод.материалы для педагогов. |
Структура портфолио педагога. Структура портфолио обучающегося. Портфолио – инновационная личностно-ориентированная технология. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
17.11.11. | Круглый стол. Комп.презентация |
Требования к современному уроку. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
22.12.11. | Практическая работа. Комп.презентация Обзор литературы |
Инновационные технологии в профессиональном образовании. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
26.01.12. | Творческая мастерская. Компьютерная презентация |
Вариативность и инновации в образовании. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
16.02.12. | Лекция. Комп.презентация |
Инновационные принципы, методы и средства педагогики. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
22.03.12. | Круглый стол. Комп.презентация |
Педагог, структура его деятельности и профессиональный рост. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
18.10.11. | Творческая мастерская. Комп.презентация | Педагогическое исследование как форма инновационной педагогической деятельности. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
26.04.12. | Методическое совещание. | Управление инновационной педагогической деятельностью. | Зав. филиалом. |
24.05.12 | Круглый стол. Мастер-класс. Комп.презентация |
Инструментарий оценивания результатов инновационной деятельности педагогов Б.Ф. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
14.06.12. | Методическое совещание. | Анализ результатов инновационной деятельности педагогов Б.Ф. | Рук.МО т/о Дёгтева Т.А. |
Рекомендуемая литература:
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения – М., 2003.
- Кумарин В.В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). Москва, 1996. http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Kumarin/KUMARIN.htm
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2003.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М: ТЦ Сфера. 2007.
- Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2005г.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.