Творческая работа "Могут ли земноводные быть полезны человеку"

Разделы: Биология


Цель урока: Выявить, в чем состоит необычность этих животных, и каковы её причины.

Задачи урока:

  • изучить особенности строения земноводных.
  • познакомится с многообразием , выяснить значение их в природе.
  • продолжить формировать умений выявлять черты приспособленности организмов, устанавливать причинно-следственные связи.

Оснащённость урока: проектор, компьютер, таблицы и рисунки изображением земноводных, диафильм о многообразие земноводных и их значении.

Ход урока.

Введение. Активизация познавательной деятельности.

Хотели бы вы знать, за что природа наградила этих животных такими признаками?

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну земноводных. Откройте тетрадь и напишите тему нашего урока. В информационном листе по ходу урока делайте необходимые записи своего путешествия. И так мы начинаем путешествие.

Земноводные появились на суше около 3оо млн. лет. Древние земноводные произошли от древних кистеперых рыб, со своеобразным строением парных конечностях. Они были первыми из хордовых животных, у которых в далёком прошлом развивались ноги. В свою очередь, жизнь на суше вызвала у этих животных целый ряд изменений в строении и приспособлении.

Какие приспособления вы знаете?

  1. Конечности наземного вида.
  2. Трехкамерное сердце.
  3. Развитие легких.

Работа с учебником.

Выпишите характерные признаки земноводных.

  1. Наличие слизистой кожи.
  2. Размножение в воде.
  3. Появление клапана кишечника.
  4. Выделяют (шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой отделы)

Учитель дополнительно. Говорит: научились дышать с помощью легких, в дыхании помогает кожа, два круга кровообращения, первые начали мигать - чтобы защищать глаза от высыхания, голосовым аппаратом, среднее ухо – закрыто барабанной перепонкой.

Вопросы к классу.

  1. Какую роль играет водная среда жизни земноводных?
  2. Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют о том, что она не утратила связь с водой? (обтекаемая форма, перепонки, слизистая кожа)

Задача.

Определить к какому отряду относятся данные представители:

Цейлонский рыбозмей, тритон гребенчатый, квакша.

(безногие, хвостатые, бесхвостые.)

Игра.

Кто лишний?

Рассмотрите рисунки в учебнике и скажите, внешние особенности какого земноводного позволяют выделить его среди остальных?

(аксолотль – у него имеются наружные жабры)

А какое значение имеют земноводные с вашей точки зрения?

Пищей для животных и человека, ядовитые вещества используют охотники и медики, объект науки, поедают большое количество насекомых, личинок, содержат в аквариумах.

Составьте слова

Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова - названия земноводных.

Экология

Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время известно более 400 видов.(260 видов занесены в красную книгу)

Обращение к классу.

Почему сокращение численности амфибий вызывает большую тревогу у ученых - экологов?

Приложение к учебнику № 1 зачитать

Вывод.

Благополучие земноводных можно рассматривать как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. И мы с вами являемся частью природы, а значит, как и земноводные, живем в отравленной среде и постоянно умираем. Только защищаясь от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.

Игра: Тревожный звонок.

Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры. Каждой цифре соответствует определенная буква, вот вы и узнаете просьбу рыбки.

3,5,1,2,1,6,13,2,11,8,4,12,10,1,3,1,2,7,9,4.

1-о \ 2-г\ 3-м\ 4-е\ 5-н\ 6-л\7-и\8-щ\9-т\10-п\11-у\12-к\13-я

(много лягушек помогите)

Многообразие земноводных. Презентация.

Биологические задачи.

  1. Лягушка – хороший пловец. Какие особенности строения способствуют её передвижению в воде?
  2. Тело лягушки скользкое. Откуда берется на теле слизь?
  3. У зеленой лягушки через легкие поступает 49% кислорода. Каким образом в её организм поступает ещё 51% кислорода?
  4. Было время, когда лягушек помещали в сосуды с молоком, и оно долго не скисало. Объясните этот факт.
  5. В умеренном поясе водятся несколько десятков видов амфибий, а в тропиках их около 1.5 тысяч видов. Объясните этот факт.
  6. Где стоят памятники лягушке? (Париж, Токио)

Рекорды земноводных.

  1. Самая маленькая лягушка на Земле – Кокон (тропики. Колумбия.)
    Самый сильный яд в мире животных. Яда одной лягушки Кокон достаточно для того, чтобы обработать 50стран. (токсичность сохраняется до 15 лет.)
  2. Самая большая исполинская саламандра -1,5 метров.
    (Китай. Япония.)
  3. Ни одна амфибия не пьёт воду – все они всасывают её через кожу (выделяется) – дышат.

Закрепление.

Вот и подходит наше путешествие к концу, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока.

Игра: Верю - не верю.

По вопросам.

  1. У земноводных постоянная температура тела.
  2. Земноводные не живут в морях.
  3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей.
  4. Сердце взрослых земноводных 2х камерное.
  5. У взрослых земноводных 2 круга кровообращения.
  6. Органы дыхания взрослых земноводных - легкие и кожа.
  7. Конечности земноводных имеют пальцы.
  8. Развитие яиц земноводных происходит в воде.
  9. Личинки земноводных дышат легкими.
  10. Амфибии - гермафродиты.
  11. Взрослые земноводные – хищники.
  12. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
нет да да нет да да да да нет нет да да

Итог урока:

Выставить оценки. Сделать вывод.

Домашнее задание: изучить текст учебника.

Подготовить рассказ, стихотворение или найти произведения.

Презентация.