Цель урока: Выявить, в чем состоит необычность этих животных, и каковы её причины.
Задачи урока:
- изучить особенности строения земноводных.
- познакомится с многообразием , выяснить значение их в природе.
- продолжить формировать умений выявлять черты приспособленности организмов, устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащённость урока: проектор, компьютер, таблицы и рисунки изображением земноводных, диафильм о многообразие земноводных и их значении.
Ход урока.
Введение. Активизация познавательной деятельности.
Хотели бы вы знать, за что природа наградила этих животных такими признаками?
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну земноводных. Откройте тетрадь и напишите тему нашего урока. В информационном листе по ходу урока делайте необходимые записи своего путешествия. И так мы начинаем путешествие.
Земноводные появились на суше около 3оо млн. лет. Древние земноводные произошли от древних кистеперых рыб, со своеобразным строением парных конечностях. Они были первыми из хордовых животных, у которых в далёком прошлом развивались ноги. В свою очередь, жизнь на суше вызвала у этих животных целый ряд изменений в строении и приспособлении.
Какие приспособления вы знаете?
- Конечности наземного вида.
- Трехкамерное сердце.
- Развитие легких.
Работа с учебником.
Выпишите характерные признаки земноводных.
- Наличие слизистой кожи.
- Размножение в воде.
- Появление клапана кишечника.
- Выделяют (шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой отделы)
Учитель дополнительно. Говорит: научились дышать с помощью легких, в дыхании помогает кожа, два круга кровообращения, первые начали мигать - чтобы защищать глаза от высыхания, голосовым аппаратом, среднее ухо – закрыто барабанной перепонкой.
Вопросы к классу.
- Какую роль играет водная среда жизни земноводных?
- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют о том, что она не утратила связь с водой? (обтекаемая форма, перепонки, слизистая кожа)
Задача.
Определить к какому отряду относятся данные представители:
Цейлонский рыбозмей, тритон гребенчатый, квакша.
(безногие, хвостатые, бесхвостые.)
Игра.
Кто лишний?
Рассмотрите рисунки в учебнике и скажите, внешние особенности какого земноводного позволяют выделить его среди остальных?
(аксолотль – у него имеются наружные жабры)
А какое значение имеют земноводные с вашей точки зрения?
Пищей для животных и человека, ядовитые вещества используют охотники и медики, объект науки, поедают большое количество насекомых, личинок, содержат в аквариумах.
Составьте слова
Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова - названия земноводных.
Экология
Многие люди брезгливо относятся к земноводным, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время известно более 400 видов.(260 видов занесены в красную книгу)
Обращение к классу.
Почему сокращение численности амфибий вызывает большую тревогу у ученых - экологов?
Приложение к учебнику № 1 зачитать
Вывод.
Благополучие земноводных можно рассматривать как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. И мы с вами являемся частью природы, а значит, как и земноводные, живем в отравленной среде и постоянно умираем. Только защищаясь от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.
Игра: Тревожный звонок.
Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры. Каждой цифре соответствует определенная буква, вот вы и узнаете просьбу рыбки.
3,5,1,2,1,6,13,2,11,8,4,12,10,1,3,1,2,7,9,4.
1-о \ 2-г\ 3-м\ 4-е\ 5-н\ 6-л\7-и\8-щ\9-т\10-п\11-у\12-к\13-я
(много лягушек помогите)
Многообразие земноводных. Презентация.
Биологические задачи.
- Лягушка – хороший пловец. Какие особенности строения способствуют её передвижению в воде?
- Тело лягушки скользкое. Откуда берется на теле слизь?
- У зеленой лягушки через легкие поступает 49% кислорода. Каким образом в её организм поступает ещё 51% кислорода?
- Было время, когда лягушек помещали в сосуды с молоком, и оно долго не скисало. Объясните этот факт.
- В умеренном поясе водятся несколько десятков видов амфибий, а в тропиках их около 1.5 тысяч видов. Объясните этот факт.
- Где стоят памятники лягушке? (Париж, Токио)
Рекорды земноводных.
- Самая маленькая лягушка на Земле – Кокон (тропики. Колумбия.)
Самый сильный яд в мире животных. Яда одной лягушки Кокон достаточно для того, чтобы обработать 50стран. (токсичность сохраняется до 15 лет.) - Самая большая исполинская саламандра -1,5 метров.
(Китай. Япония.) - Ни одна амфибия не пьёт воду – все они всасывают её через кожу (выделяется) – дышат.
Закрепление.
Вот и подходит наше путешествие к концу, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока.
Игра: Верю - не верю.
По вопросам.
- У земноводных постоянная температура тела.
- Земноводные не живут в морях.
- Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей.
- Сердце взрослых земноводных 2х камерное.
- У взрослых земноводных 2 круга кровообращения.
- Органы дыхания взрослых земноводных - легкие и кожа.
- Конечности земноводных имеют пальцы.
- Развитие яиц земноводных происходит в воде.
- Личинки земноводных дышат легкими.
- Амфибии - гермафродиты.
- Взрослые земноводные – хищники.
- Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
нет | да | да | нет | да | да | да | да | нет | нет | да | да |
Итог урока:
Выставить оценки. Сделать вывод.
Домашнее задание: изучить текст учебника.
Подготовить рассказ, стихотворение или найти произведения.