Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Избирательное отношение к сверстникам ребенок начинает проявлять уже в младшем дошкольном возрасте: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, делится игрушками и т.д. Однако дружеских объединений в этом возрасте нет, объект дружбы еще часто меняется. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать свой выбор друга ( «Мы вместе с ним играем», «Он мне всегда дает игрушки»). Подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер; ребенок отмечает не личные качества друга, а какие-то внешние проявления – это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.
В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы.
Я считаю, что детей необходимо не только знакомить с правилами поведения (надо делать так, поступать так), но и учить конкретным способам проявления гуманных чувств, которые были бы направлены на формирование гуманного отношения к сверстнику. Хорошую помощь здесь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений.
Каждый педагог стремится найти наиболее эффективные методы воспитания, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний и способствуют развитию детей. Однако, как показывает практика, не всегда это стремление приводит к желаемому результату. Иногда, стремясь облегчить процесс воспитания, воспитатель самостоятельно решает многие ситуации, стремясь добиться только быстрого результата: успокоить ребенка, разрешить спор, чтобы в группе стало тихо и спокойно, но, оказавшись в другой раз в подобной ситуации, ребенок снова будет испытывать эмоциональное неблагополучие, снова будет беспомощен, не попытается сам найти выход из нее.
Хочется отметить, что условия детского сада позволяют не только научить ребенка справляться с ситуацией эмоционального неблагополучия, но и обращать внимание сверстников на его состояние, проявлять отзывчивость. Ведь вокруг него всегда находятся дети. Как они будут реагировать на ситуацию, во многом зависит от действий воспитателя. Не обучая ребенка, как можно самому справиться с переживаниями в возникшей ситуации, не привлекая сверстников и не обращаясь к чувствам детей, педагог невольно способствует тому, что дошкольники не приобретают опыта самостоятельного выхода из всякого рода затруднений, ни умения проявить отзывчивое отношение к сверстнику. В таких условиях может расти безучастное отношение к состоянию окружающих, что очень часто я вижу у детей, а в дальнейшем у детей-школьников, подростков в окружающей жизни.
Обучение детей способам выхода из затруднительных ситуаций активизирует их поведение и в случаях затруднений сверстников. Однако действуют они при этом по-разному: в знакомых по собственному опыту ситуациях они активны, в незнакомых – пассивны.
В процессе работы с детьми небесполезно представить им значение овладения какими-либо умениями, чтобы, используя их, можно было оказать помощь окружающим. Такой мотив обуславливает значимость наличия каких-либо умений и побуждает детей научиться им.
Развитие познавательной активности не происходит спонтанно, само по себе. Поэтому наиболее важной задачей в моей работе является разработка такого содержания воспитания и обучения, их методов, которые обеспечивали бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных знаний и умений и вместе с тем ведет к возникновению новых, неясных образов, предположений и т.д.
Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить.
Главный момент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.
Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям. Однако, установление в группе определенных правил, регулирующих поведение детей, является лишь внешне организующим средством. Формальное навязывание необходимых правил и действий может приводить лишь к пассивному подчинению требованиям взрослого, а не к осознанию их нравственной ценности, значимости для ребенка. Кроме того, как показывает опыт моей работы, есть множество причин, объясняющих невыполнение ребенком правил: непонимание смысла возникшей ситуации, неумение соотнести известные правила с конкретной ситуацией или свой поступок с известным правилом в силу недостаточного самоконтроля и самооценки, несформированности мотивов, побуждающих к желательным поступкам, а в целом – недостаточный социальный опыт.
Поэтому большое значение в воспитании гуманных отношений детей дошкольного возраста играет метод проблемных ситуаций, который предполагает умение выделить проблему, найти возможные варианты решения. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих.
Таким образом, я сочла необходимостью проведения специальной работы, направленной на воспитание гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия использования проблемных ситуаций в воспитании гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели мною было разработано перспективное планирование (План-программа), включающее систему мероприятий, направленных на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение)
При организации работы я опиралась на следующие принципы:
- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;
- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;
- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);
- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.
Также были созданы следующие условия:
1.Создание предметно-развивающей среды за счет:
- использование метода решения проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных);
- чтения и анализа литературных произведений: выделение героев с различными качествами и чертами характера;
- проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.
2. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, гибкая линия руководства: от демонстрации и обучения действиям к активизации детей для самостоятельного выбора действий.
Мною был введен персонаж произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» - девочка Женя. По моему мнению, в этом персонаже автору удалось собрать типичные черты детей и показать изменение нравственной стороны личности ребенка (была наивной, безответственной, не задумывалась о будущем; стала отзывчивой, переживать за другого).
Таким образом, разработанная система мероприятий помогали детям задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту, заботу и эгоизм и т.д. решая проблемные ситуации, дети учились анализировать действия, предвидеть последствия безнравственных поступков, делать правильный моральный выбор. В процессе постоянно организуемой совместной деятельности при решении проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста успешно формировались способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнерства: умения проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников совместной деятельности, стремиться к получению качественного результата всей группой, оказывая необходимую помощь или обращаться за советом к партнерам.
Опыт работы показал, что процесс воспитания гуманных чувств детей идет успешно при условии активной позиции ребенка в отражении освоенного содержания нравственного воспитания. Активная субъектная позиция ребенка обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения его содержания, наличием анализа и поиска путей преодоления негативных качеств.
В качестве условия передачи содержания является объединение детей с персонажем произведения В.Катаева – девочкой Женей, образ которой становится транслятором нравственной культуры. Все содержание предстает перед детьми через систему игр и занятий с интересным для них собеседником.
После проведенной работы с детьми, я сделала вывод, что воспитание гуманных чувств на основе проблемных ситуаций имеет смысл, и поэтому ее необходимо проводить в группах старшего дошкольного возраста, так как такая работа позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его увлекательным, интересным и содержательным.
Разработанная План-программа воспитания гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных ситуаций апробировалась в течение двух лет – 2009/2010 уч.гг. (старшая группа) – 2010/2011 уч.гг. (подготовительная к школе группа) в моем дошкольном учреждении (МАДОУ «ЦРР-детский сад № 116» г. Сыктывкара), где я продолжаю работать и в настоящее время.
Данная программа и технология ее реализации может быть использована в дошкольных учреждениях, имеющих идентичный опыт работы в нравственном воспитании детей.