Интегрированный курс дополнительного образования "историческое краеведение + декоративно-прикладное творчество + информационные технологии" "Нижегородская карусель"

Разделы: Внеклассная работа


В практике современной школы интегрированные уроки не столь любимы и популярны, как например, обычные уроки. Их проводить очень трудно. И тем не менее в нашей школе такие занятия проводятся, потому что коллектив педагогов считает, что интеграция - это одно из направлений активного поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению и развитию творческого потенциала учителей с целью воздействия на обучающихся. Анализ различных подходов к раскрытию сущности понятия «интеграция» показывает, что в самом общем значении – это процесс и результат становления целостности. В современном образовании интеграция используется, как дидактический метод организации учебных занятий, но может быть и принципом для выстраивания образовательного пространства.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний той или иной области. В образовании интеграция рассматривается, как процесс его целостности и системности. Она издавна существует в виде межпредметных связей в пределах одного курса обучения.

Интегрированные учебные программы также формируют черты характера и общечеловеческие ценности: адаптивность, толерантность, восприимчивость, готовность к риску и решению проблем, нахождению выхода из множества ситуаций. Также они способствуют развитию различных моделей мышления, исследовательской тематики и проблемного обучения.

Педагоги, работающие на основе интегрированного подхода, следуют следующим принципам интегративного образования:

  • интегративные особенности мышления являются существенным рабочим инструментом для обучающихся;
  • обучающиеся должны иметь возможность применения интеграционного подхода в обсуждении различных тем;
  • каждый обучающийся должен участвовать в совместных формах обучения, в которых развивается предприимчивость и инициатива и которые интегрируют достижения, как индивида, так и группы;
  • несмотря на различия в культурах, которые важны для формирования уважительного отношения к традициям своего народа, всех людей объединяют человечность и достоинство личности, а также способность преодолевать различия благодаря вовлечению всех в практику обсуждения общественных проблем.

В результате этого в нашей школе и возник интегративный кружок «Нижегородская карусель», функционирующий в летнем оздоровительном школьном лагере «Навигатор». Обучающиеся, занимающиеся в кружке, изучали быт и традиции Нижегородской области. Основой курса стала краеведческая работа, которой в нашей школе руководит учитель истории Мокрушина М.Б. Учитель и обучающиеся изучили теорию по этнографическим особенностям развития края в XVIII-XIX веках. Данная тема привлекла внимание учителя технологии Ложкиной С.А., которая на практике изучила с ребятами основы ткачества и прядения, технологию создания обережных кукол и плетения поясов. Затем в работу включилась учитель информатики Неумоина Е.Г. Под ее руководством ученики создали презентации, буклеты, открытки по итогам работы кружка. Во время лагерной смены дети посетили музей архитектуры и быта народов Поволжья, Музей художественных промыслов, Нижегородский кремль, где ими был собран материал для своих презентаций.

За время отдыха в летнем лагере обучающиеся получили навыки:

по информационным технологиям:

  • обработка текстовых и графических файлов,
  • обобщение материала,
  • создание и защита презентаций,
  • создание моделей рассказа на заданную тему и оформление буклетов;

по декоративно-прикладному творчеству:

  • основы и навыки плетения поясов и фенечек разными способами,
  • работа с различными видами материалов,
  • изготовление обережных кукол;

по историческому краеведению:

  • исследовательской работы,
  • работы с письменными и вещественными историческими источниками,
  • реконструкции обрядов и игр, характерных для Нижегородской области.

Для успешного функционирования кружка была создана программа его работы, основанная на принципах интеграции. Создатели программы учитывали особенности современной социокультурной ситуации, сложившейся в нашей стране в последнее время, а также смену ценностных приоритетов

В настоящее время, когда идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов воспитания подрастающего поколения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Большинство обучающихся, особенно в городах, воспринимают народную культуру, как некую экзотику. Непонятные предметы, чуждая общая эстетика нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, потому что у современных детей сформировался стереотип на восприятие массовой культуры, ориентированной на Запад. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры особое значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций Нижегородской земли – одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм древнерусской культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценность разнообразных явлений в Нижегородской области, их диалектная самобытность издавна отмечены этнографами. Изучение этнографии прививает интерес к возрождению обычаев, веры, духа нации. Занятия в кружке проводятся по интегрированному курсу с учителями технологии и информатики, что дает возможность значительно расширить познавательную деятельность детей, а также расширить спектр интереса детей к изучению этнографической культуры своего края.

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Срок реализации программы одна лагерная смена. Возраст обучающихся 10-12 лет. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Отличительными особенностями настоящей программы являются:

  • интегративность;
  • этнографическая направленность;
  • получение практических навыков;
  • опережающее и развивающее обучение;
  • использование проблемного метода и активных форм работы.

Традиционная культура рассматривается в программе, как знание, без которого общество не может развиваться, традиции, как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Программа основана на интеграции трех учебных курсов: исторического краеведения, технологии и информатики.

Новизна программы даёт возможность детям в ходе посещения кружка, изучать обряды, праздники, обычаи, традиции. В ходе интеграции учебных предметов обучающиеся получают информацию из уст руководителя кружка, из сети Интернет, создают презентации, элементы народных костюмов, мастерят предметы народного быта, участвуют в народных праздниках. Кроме того, в работе кружка используются формы активного введения обучающихся в мир народной культуры: участие в конкурсах, фестивалях, знакомство с приемами изготовления традиционной русской игрушки, посещение музеев, экскурсии.

Программа построена на принципах:

  • коллективности творчества;
  • импровизационности;
  • междисциплинарной интеграции.

Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:

  • способствует формированию художественного вкуса, формирует нравственные качества;
  • обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в фольклорных праздниках и экскурсиях;
  • развивает навыки познавательной и научно- исследовательской деятельности;
  • воспитывает чувство патриотизма, прививает любовь к малой Родине.

Концептуальные основы программы включают идеи:

  • привития детям любви к народной культуре через сбор информации, работу с историческими источниками, развитию трудовых навыков;
  • пробуждения генетической памяти ребенка;
  • различных навыков для успешной реализации своих творческих возможностей;
  • формирования фундаментальных основ духовно-нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления.

Цели программы:

  1. создание единой системы обучения, развития и воспитания путем интеграции всех видов деятельности через усвоение информационных технологий.
  2. организация активного летнего отдыха, развития и воспитания подростков путем интеграции всех видов деятельности через усвоение информационных технологий.
  3. создание условий для реализации творческих способностей детей. А также выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием.

Для достижения целей в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:

развивающие:

  • формирование умения понимать русские традиции и обычаи;
  • развитие интереса к истории родного края;
  • формирование представлений о ремеслах, особенностях народного костюма, фольклорных понятиях Нижегородской области;
  • формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

воспитательные:

  • формирование умения организовывать свой труд;
  • формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
  • воспитание чувства уважения к истории и культуре русского народа;
  • формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
  • способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.
  • воспитание толерантности.

образовательные:

  • формирование навыков работы с историческими источниками;
  • формирование навыков научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнографических материалов;
  • обучение детей современным информационным технологиям;
  • развитие компьютерной грамотности;
  • формирование знаний и умений по созданию изделий декоративно-прикладного творчества;
  • формирование навыков и приемов работы с различными материалами.

В процессе посещения кружка обучающимися приобретался опыт творческой деятельности, совершенствовалась система ценностных ориентаций, повышался общекультурный уровень, усиливалась активизация мыслительной деятельности, возрастала творческая активность, формировалось чувство ответственности перед Родиной.

Программа интегрированного курса расположена в Приложение 1, общая сетка тематического планирования – Приложение 2, фотографии работ учащихся – Приложение 13, некоторые буклеты и презентации учащихся – Приложения 3-11, изображения некоторых буклетов можно посмотреть в Приложении 12.