Тип урока: закрепление изученного материала. Цели:
- продолжать формировать умения учащихся в правильном написании слов с буквами и, у, а после шипящих;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к изучению русского языка не только посредством игровых приемов, но с использованием индивидуальных детских компьютеров.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, файлы с заданиями для детских компьютеров, презентация, жетоны трех цветов, дидактический материал, карточки с квадратиками для игры.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Вы любите сказки? Сегодня я приглашаю вас не только попутешествовать по сказке, но и принять самое активное участие в помощи главным героям ее.
II. Словарная работа.
Поможет узнать название сказки кроссворд. Как только вы прочитаете кроссворд, начнется наше путешествие. Желаю удачи!
– Откройте тетради. Запишите дату. Запишите отгаданные слова. Ставим в словах ударение и подчеркиваем «опасные места».
-
Назовите одним словом: капуста, лук, огурец, морковь (Овощи)
-
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует.
Воробей) -
Синоним слов: прежде, раньше, до того. (Сначала)
-
Столица нашей Родины. (Москва)
-
Название волшебной рыбы, которая помогла Емеле. (Щука)
-
Индивид с определенным государством, имеющий права и обязанности. (Гражданин)
-
Слово, которое произошло от слова отец. (Отечество)
-
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель) -
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать, -
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос такой возник:
Кто он? Это — ... (Ученик)
– Кому мы будем сегодня на уроке помогать? (Щелкунчику)
– Кто автор этой замечательной сказки? (Эрнст Гофман)
–Какое слово среди отгадок в кроссворде лишнее? (Щука)
– Почему?
(Не является словом из словаря)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Какое правило есть в слове щука?
– Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня во время путешествия? В путь. Помогите расколдовать принца.
IV. Закрепление изученного.
1) Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных компьютеров.
Откройте свои компьютеры (Приложение 3). Найдите файл под названием «Помоги Щелкунчику».
Чтобы помочь принцу надо пройти три уровня заданий. Сейчас посмотрите на свои парты. У каждого на парте есть жетоны разного цвета: желтый (задание с низким уровнем сложности), зеленый ( задание со средним уровнем сложности), синий ( задание с высоким уровнем сложности). Каждый выполняет задание в зависимости от цвета жетона. Помочь мы сможем только в том случае, если каждый постарается выполнить свое задание. После выполнения задания надо заполнить таблицу + или -. Подсчитать свои баллы.
– Подведем итог. Выпишите на поля своей тетради количество +, которые вы набрали. Молодцы! Мы спасли Щелкунчика!
V. Физминутка с музыкальным сопровождением.
(П.И. Чайковский «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик») Приложение 2
2) Дидактический материал с. 70, упр. 154
Выполняем с комментированием.
VI. Итог урока.
– С каким правилом работали на уроке.
– Поиграем в игру «Крестики, нолики»
Только вместо крестиков и ноликов в квадратиках ставим буквы
В словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща. Вставляем нужные буквы сначала в первый столбик, потом во второй и так же в третий сверху вниз.
1 столбец
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут___ . мыши
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни____ . машина
***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже -
Значит, солнце припекло,
Убирайте___ . лыжи
2 столбец
По полям бегут ручьи,
На дорогах ... лужи
***
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды (чайник).
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Это _ снежинка)
3 столбец
Дикая роза с ярко- красными ягодами (шиповник).
***
Животное, высокое, пятнистое, с длинной- длинной шеей (жираф).
***
Играли в прятки (малыши)
– Проверим, что получилось.
– Какую букву напоминает написание гласной буквы и? (Букву О)
– У кого получилось так же, вы поработали сегодня отлично.
VII. Домашнее задание.
Д./з. с. 70, упр. 155.