Занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей группы "Наш любимый Красноярск"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование представлений о «малой Родине».

Задачи:

  • закрепить название страны, родного города;
  • познакомить с историей возникновения родного города;
  • обобщить представления детей о гербе города, достопримечательностях (часовне на Караульной горе), значимых объектах (цирке, Дворце культуры);
  • познакомить особенностями архитектуры зданий различного назначения;
  • закрепить название некоторых улиц города;
  • воспитывать чувство любви к «малой Родине».

Материал: элементы костюма Незнайки (широкополая шляпа, яркая рубашка и галстук), разрезанные на фрагменты фотографии цирка, часовни на Караульной горе, ДК им. 1 Мая, детского сада, изображение герба Красноярска, иллюстрации из книги «Красноярск. История. События. Люди» (составитель Николай Истомин, Красноярск: Тренд. СИТАЛЛ, 2007 г.), бумага, карандаши, фломастеры, конфеты.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города, герба, беседы о них, разучивание стихотворений о часовне, цирке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу входит педагог в костюме Незнайки, оглядывается по сторонам. Обращается к детям.

Незнайка. Куда я попал? Кто вы такие? Я – коротышка из Цветочного города, а зовут меня Незнайка! Мои товарищи, Винтик и Шпунтик, сделали машину для путешествий в другие города, а я решил покататься и вот – попал сюда. Приветствую всех собравшихся здесь! А где я нахожусь? Как называется страна в которой вы живёте? (Россия) А город? (Красноярск.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Незнайка. И что же вы делаете в детском саду? (Ответы детей) Как интересно! Знаете, я хотел бы рассказать своим друзьям о городе, в котором вы живёте. А по дороге к вам я нашел кусочки каких-то картинок, но не смог понять, что на них изображено. Поможете мне разобраться?

Воспитатель и Незнайка раздают каждому ребёнку по одному фрагменту фотографии. Если фрагменты сложить правильно, то должны получиться изображения герба Красноярска, часовни на Караульной горе, цирка, детского сада.

Незнайка. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что же на этих картинках нарисовано!

Воспитатель. Незнайка, это не картинки, а фотографии. А что на них изображено –  ребята тебе обязательно расскажут. Но сначала я предлагаю вам послушать рассказ о том, как появился наш город. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций из книги «Красноярск. История. События. Люди».) Много-много лет назад, почти четыре века, московский дворянин, Андрей Дубенский, привёл на берег Енисея 300 человек казаков и, осмотревшись, указал на место «...угожи высоко и красно, и лес близко всякой есть, и полинных мест и сенных покосов много...». Так и основали здесь казаки, люди вольнолюбивые, гордые, независимые, острог Красный яр (возвышенное, «красное», то есть красивое место). Город представлял собой деревянную крепость, обнесённую рвом, валом и деревянными стенами с двумя проезжими башнями. Внутри крепости, на стенах которой были установлены пушки, размещались жилые и служебные постройки, амбары для хлебных запасов, церковь, пороховой склад и тюрьма. Так зарождался наш город. А сейчас, Незнайка, ребята тебе сами расскажут о достопримечательностях нашего города.

Один из детей, собиравших фотографию с изображением часовни, рассказывает о ней стихотворение:

А вот это, детвора,
Караульная гора.
Крепость здесь давно стояла,
От врагов нас охраняла.
А сегодня дивный вид:
Вот – часовня здесь стоит.
Рядом пушка в полдень бьёт –
Проверяй часы, народ!

Второй из детей рассказывает о том, что часовня на Караульной горе – главная достопримечательность нашего города. Раньше это было караульное место, с которого хорошо просматриваются все окрестности Красноярска. В случае опасности здесь зажигали костёр. Это являлось сигналом о нападении кочевников.

Незнайка. Как интересно! Ребята, а это что за зверь? (Показывает на изображение герба нашего города.)

Воспитатель предлагает кому-либо из детей рассказать, о том, что это такое.

Примерный рассказ: «Это – герб нашего города. На нём изображён золотой, стоящий на задних лапах, лев. В передних лапах он несёт серп и лопату. Лев символизирует власть, отвагу, храбрость и великодушие. Орудия труда в лапах льва указывают на исторически главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых, а серп – символ земледелия»

Незнайка (показывая на фотографию детского сада) А это что за здание? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, как называется улица, на которой находится наш детский сад? Какие названия улиц нашего города вы знаете? (Ответы детей.) Незнайка, о том, что изображено на следующей фотографии, ребята знают стихотворение.

По желанию кто-нибудь из детей рассказывает стихотворение:

Здесь афиши, там афиши,
Купол круглый вместо крыши.
Ах, какие чудеса, здесь летают в небеса
Акробаты и гимнасты,
Продают шары и сласти,
здесь зверята выступают,
Это здание все знают.
Это цирк, конечно, дети.
Каждый знает и ответит!

Незнайка. А много у вас в городе цирков? (Ответы детей.)

Воспитатель (обобщая ответы детей) Цирк у нас в городе один, но много театров, кинотеатров, Дворцов культуры.

Незнайка А что такое дворец? (Ответы детей.)

Воспитатель (обобщая ответы детей) Дворец – это праздничное, нарядное, светлое здание. Он украшен колоннами, скульптурами, барельефами.

Незнайка. Как жаль, что я никогда не увижу дворца!

Воспитатель. Не расстраивайся, наш дорогой гость! Ребята, предлагаю вам каждому нарисовать дворец и подарить свой рисунок Незнайке. Это может быть сказочный дворец или современный Дворец культуры.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, используя разные материалы, каждому нарисовать дворец. По окончании работы, дети дарят свои рисунки Незнайке, а он угощает детей «цветочными» конфетами, прощается и «отправляется» на машине для путешествий обратно в Цветочный город.