Цель и задачи занятия: подведение итогов обучения грамоте и письма, воспитание устойчивого интереса к чтению, развитие познавательных интересов, воспитание чувства сочувствия, сопереживания и взаимопомощи.
Оборудование: парты, стулья, магнитофон, диски с песнями и минусовками, плакаты с азбукой, город Букв, рисунки с героями (Тим, Том, звуковички, кикимора, карлики, злые ошибки), разрезные буквы на столах у детей, буквы из города букв (в зависимости от того, про какую букву ребёнок учил стихотворение), поздравительные телеграммы, удостоверения читателей, пропуска (карточки по количеству учащихся), подарки – книги, костюм и корона для королевы Грамоты.
Ведущий: Сегодня у нас большой праздник. Мы с вами прочитали первую школьную книгу – Азбуку. Ещё недавно, 1 сентября, вы переступили порог нашей школы и стали учениками. Первым учебником, который вы открыли, стала Азбука. Ей мы и посвящаем наш праздник.
Выступление чтецов.
1. Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём,
Непременно приходите
Попрощаться с Букварём!
2. Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря.
3. Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в Букваре.
4. До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Ведущий: Много заданий мы выполнили
вместе с Азбукой. Многих друзей обрели. Кто
помогал нам на уроках? (Звуковички, Тим и Том,
буквы).
Но на нашем пути встречались и враги, с которыми
нам приходилось бороться. Кто это? (Злые ошибки,
Клякса, злые волшебники).
Сегодня все они пришли к вам в гости. А ещё к нам
на праздник собиралась приехать королева
Грамота.
Утором почтальон принёс для нас телеграммы.
Интересно, от кого они. Давайте прочитаем.
Телеграммы:
- Поздравляю вас с окончанием Азбуки! Приехать не смогу, так как застрял в норе у Кролика. (Винни-Пух)
- Снесла вам на праздник золотое яичко. (Курочка Ряба)
- Поздравляю вас, ребята! Злая мачеха не пускает меня к вам на праздник. (Золушка)
- Поздравляю вас с тем, что вы уже умеете читать. А я так и не научился, потому что продал свою Азбуку. (Буратино)
- Привет вам от злых карликов! Не будет у вас сегодня праздника! Мы взяли в плен королеву Грамоту и надёжно спрятали её в своём подземелье. Оставайтесь, как и мы безграмотными!
Ведущий: Что же нам делать? Если
королева Грамота останется в подземелье
карликов, то все дети будут безграмотными.
– Отправимся спасать её. Но путь в подземелье
карликов очень трудный и опасный. Справимся ли
мы? Да, если будем помогать друг другу в пути, мы
сможем преодолеть все препятствия. Проверим,
насколько вы дружны. Исполним хором песню «Когда
мои друзья со мной» (Сл. М.Танича, муз.
В.Шаинского).
Исполнение песни учениками.
Ведущий: В Страну слов не пускают
посторонних. Нам нужно получить пропуск. Его
выдают только тем, кто умеет писать своё имя и
фамилию и ставить ударение в словах. Заполните
свои пропуска. (Детям выдаются листочки бумаги,
на которых они пишут своё имя, фамилию и ставят в
словах ударение).
– У входа в Страну слов стоит указатель:
К | К | |||||||
К |
– Злой волшебник Звукомор съел на нём буквы, и
осталось только это. Если мы неправильно выберем
дорогу, то попадём не к карликам, а к злой
Кикиморе болотной, которая утащит нас в своё
болото. Куда же нам идти? (Дети сталкиваются с
проблемой, что по этому указателю невозможно
определить путь: к карликам или к Кикиморе).
– Кто поможет найти верный путь? Кто подскажет,
как прочитать первую букву на указателе? (Тим и
Том)
– Тим и Том обещали нам помочь, если мы поиграем в
их любимую игру «Твёрдо – мягко».
(Учитель кидает детям мячик и называет твёрдый
согласный, дети кидают мячик обратно и называют
мягкий согласный. Например, [г] – [г,].)
«На верхнем указателе букву К нужно читать
твёрдо», – сказал Том.
«На нижнем указателе букву К нужно прочитать
мягко», сказал Тим.
– Где нужный нам указатель? (Наверху)
Ведущий: Путь к подземелью карликов лежит через Город букв.
Но в городе беда, буквы не могут найти своих домиков. Не можем же мы их оставить в беде, надо помочь. Поселим их снова в свои домики. (Каждый ребёнок читает стихотворение про свою букву и поселяет её в свой домик в Городе букв)
Стихотворения про буквы. Приложение 1.
Завершающее стихотворение:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
Но для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроют путь от А до Я.
Ведущий: Буквы не отпустят нас, если мы не сыграем в из любимую игру «Живые буквы». (У ребят на партах лежат разрезные буквы. Ведущий называет слова, а ребята с буквами выстраиваются так, чтобы получилось названное слово. Все хором читают его.)
Слова: ВИНТ, БЕЛКА, ЗУБ, СЪЕЛ, МЯЧ, ГИРЯ, ЭХО, ГУЩА, ЁЖ, ЛЮДИ, ПЯТЬ, ЛЫЖИ, ЦИФРА, ЧАЙ.
Ведущий: Буквы указали нам путь дальше. Но в подземелье карликов можно пройти только через Подземелье злых ошибок. Необходимо исправить все ошибки.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котёл (козёл),
На него я очень зол.
Пять баранов (бананов) скушал Толька
И сказал: «Ещё бы столько».
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело…
Мы собираем васильки,
На голове у нас щенки (венки).
Сели в ложку (лодку) и – айда!
Покатили вдоль пруда.
Ведущий: Ошибки пропустили нас. И вот она – заветная дверь. Но на ней код – заклинание. Чтобы она открылась, необходимо без запинки сказать заклинание 3 раза.
Заклинание: ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ.
Ведущий: Дверь открылась. Зовите королеву Грамоту! (Дети зовут королеву)
Грамота: Как же долго я к вам добиралась. Спасибо вам, что преодолели все трудности и освободили меня. Вижу, что все вы хотите быть грамотными. Даже мою любимую книгу «Азбуку» прочитали.
– А чему научила вас эта книга? (Ответы детей)
– А чему ещё вы научились в школе? (Исполнение песни В.Шаинского и М.Пляцковского «Чему учат в школе»)
– Многое ещё вам предстоит узнать и изучить. Потребуется много сил и времени. Но первый шаг уже сделан – вы научились читать и писать. А для чего это нужно? (Чтение стихотворения детьми)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!(В. Берестов)
– Все вы теперь стали читателями. Для каждого из вас я приготовила специальное удостоверение.
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Можете читать вы книжки.
А к удостоверению прилагается подарок – книга.
(Азбука вручает Удостоверения читателей и книги)
Ведущий: Теперь можно сказать: «Спасибо Азбуке!» и попрощаться с ней.
Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
(Дети благодарят Азбуку. Пишут свои пожелания в маленьких письмах и отдают королеве Грамоте. В это время звучит песня «Дорогою добра».Слова: Ю. Энтина, Музыка: М. Минкова)