Урок мужества "Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: воспитывать истинных патриотов, граждан России на примерах жизни героев боевых и трудовых подвигов жителей нашей малой родины – Кубани.

Оборудование: выставка книг кубанских писателей о нашей малой родине, вырезки изсочинения учащихся «Герои живут рядом с нами», фотографии памятника Мусе Пинкензона.

ХОД УРОКА

– Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о нашей Родине России и ее степной дочери Кубани. Россия, бескрайние твои просторы!

Широка страна моя родная:
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно жил бы человек.

– Да, люди радовались, когда после революции и гражданской войны наконец-то наступило мирное время. Развивались промышленность, сельское хозяйство. С каким энтузиазмом, гордостью за свое Отечество народ строил новые заводы, фабрики, осваивал новые просторы нашей необъятной Родины. Но не долгим было мирное небо над Россией. 1941 год. 21 июня. На нашу страну вероломно напала фашистская Германия. Сегодня мы с вами как бы совершим экскурсию в прошлое Кубани. Это время Великой Отечественной войны.

(Звучит мелодия «Священная война»)

– На защиту нашей Родины поднялся весь народ. Не могли остаться в стороне и дети. Они работали на заводах и фабриках, на колхозных полях, уходили сражаться с фашистами на фронт, в партизанские отряды. Сегодня на уроке мы и поговорим с вами о мужестве и патриотизме детей Кубани и нашего города и района в годы войны. Все жители нашей малой родины, степной дочери России, помнят детей-героев войны: братьев Игнатовых, Женю Попова, Мусю Пинкензона и многих других. Ребята, что вы знаете о подвигах детей нашего района, города?

1-й ученик. Наша школа была построена в 1939 году. В 1940 году она впервые открыла двери для своих учащихся. Вот как вспоминает ученица того времени, ныне пенсионерка, ветеран педагогического труда Тимошенко Н.С. Она рассказала нам о том, что они все очень любили свою школу, по коридорам не бегали, особенно на втором этаже. В 1941 году был первый выпуск 10 класса. Сразу после выпускного первые выпускники всем классом, с директором школы Богданченко и завучем Волик М.С. ушли на фронт, где, не щадя своей жизни, мужественно сражались за свободу своей Родины. Не все вернулись домой, но мы всегда будем помнить их имена.

Учитель. Посмотрите на экран, здесь вы увидите имена тех ребят нашего города, которые не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны.

Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

– Ребята, сегодня у нас в гостях Тимошенко Н.С. Она училась в одной из школ нашего города во время войны. В мирное время, после победы Нина Савельевна работала в школе учителем, завучем, директором. Много лет она трудилась в школе, будучи учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной работы. Сейчас Нина Савельевна на заслуженном отдыхе, она ветеран педагогического труда, но ее трудно застать дома, она работает в совете ветеранов, встречается с молодыми людьми, чтобы примерами из своей жизни и ее поколения прививать вам, юным гражданам России, чувство нравственности и патриотизма.

Слово Тимошенко Н.С.

– Дорогие мои юные друзья! Я с большой радостью прихожу в стены родной школы. Я вспоминаю, как мы впервые вошли в пахнувшие краской классы. Как счастливы мы были, что у нас появилась такая красивая школа. Мы берегли ее, не бегали по коридорам, не сорили, во дворе школы росли деревья, цветы. Но радость наша была короткой. Началась война. Выпускники ушли на фронт. Здание нашей школы заняли под госпиталь, а мы учились в разных зданиях по всему городу. Мы старались учиться хорошо, так как это был наш труд, но мы успевали помогать и колхозу в прополке и уборке урожая, а также мы каждый день приходили в госпиталь, чтобы помочь санитарам. Ведь не хватало бинтов, поэтому мы стирали грязные бинты, сушили их, гладили, сворачивали, и их снова использовали при перевязке раненых. Еще мы для наших бойцов готовили концерты: пели песни, читали стихи, танцевали. Раненые всегда радовались нашему приходу, потому что мы еще и письма им писали домой, ведь ранения были разные: кто-то не видел, а у кого-то руки нет или раненая она. Да, много нам, детям военных лет, пришлось пережить в то время, но нас окрыляло чувство гордости за нашу Родину, чувства мужества и патриотизма помогли нам вместе с нашими отцами и матерями выстоять в это трудное время. Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой: не забывайте ветеранов Великой Отечественной войны, ведь это благодаря им мы живем в свободной стране под мирным небом, окружайте их заботой не только в канун праздников, а повседневно. Ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше.

(Нина Савельевна при встрече с ребятами исполняет свои любимые песни о Великой Отечественной войне).

2-й ученик. Я расскажу вам о пионере-герое из школы №1 Мусе Пинкензоне.
Он хорошо учился, много читал, играл замечательно на скрипке. Отец мальчика был врачом, работал в местной больнице, по национальности эта семья была евреями. Так вот когда в наш город (тогда это была станица) пришли фашисты, они начали учинять расправы с людьми этой национальности. Однажды враги собрали к комендатуре многих стариков, женщин, детей и погнали их к крепости, где уже была вырыта большая яма. Вместе со всеми шел и Муся Пинкензон со своей скрипкой. Перед смертью он попросил сыграть любимую мелодию. Фашист разрешил. И вдруг все услышали, что мальчик заиграл «Интернационал». Раздалась автоматная очередь, мальчик упал, но теперь пели люди, которые были рядом с ним.

Учитель. О подвигах наших земляков в годы Великой Отечественноей войны поэты и писатели Кубани написали много произведений, о них мы поговорим на уроках кубановедения, а вот одно из них, в котором говорится о Мусе Пинкензоне я прочитаю вам сейчас.

Михаил Шилов

«Баллада о скрипаче»

Он был как многие, такой же пионер,
Любил читать, любил играть на скрипке.
И если его ставили в пример,
Он убегал с застенчивой улыбкой.
И может быть, чего и не бывать,
Когда у нас открыт простор талантам,
И им со временем отчизна-мать
Гордилась бы как лучшим музыкантом.
Но только вдруг нагрянула война
Как раз в разгаре лагерного лета.
И кровью обагрилася земля,
И тьму пронзили вопли мрачных гетто.
Ни плач детей, ни материнский стон
Не молкли даже темными ночами.
В станице Усть-Лабинской Пинкензон –
Скрипач-малыш был схвачен палачами.
Он шел на смерть со скрипкою в руках,
Со стариками, с женщинами рядом.
Последний шаг. Могила глубока.
Фашист взмахнул безжалостно прикладом.
Смешалось все: и плач, и крик мольбы,
И очереди выстрелов, и стоны…
Как вдруг запела скрипка «Гимн борьбы»:
«Вставай проклятьем заклейменный…»
И все, кто слышал, поняли, что нет
Иной дороги к счастью и спасенью,
Чем путь прямой сражений и побед,
Что вел от поколенья к поколенью.
Скрипач играл, пусть был он очень мал,
Он вдохновлял, к нему тянулись руки,
Как будто мог «Интернационал»
Ослабить их неслыханные муки.
Когда ж упал он, стали петь вокруг,
Кто был в живых, еще со смерть споря.
И с той поры скрипач, как брат, как друг,
Вошел в бессмертье с именем героя.
Разгромлен враг, цветут как прежде весны.
Колышет май шелка родных знамен,
И в гимне, что звучит победоносно,
Поет, я слышу, Муся Пинкензон.

Учитель. Ребята, кто еще расскажет нам о детях нашего района.

3-й ученик. В статье из газеты «Сельская новь» я узнала о событиях, которые происходили в годы войны в станице Тенгинской. Валентина Ивановна Скорик рассказывает о том, что с 8 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года станица Тенгинская находилась под оккупацией немцев. Врагом устанавливался так называемый «новый порядок». Но жители станицы не могли безропотно принять этот фашистский режим. Они сопротивлялись как могли. Комсомольцы и жители станицы вместе с бойцами и офицерами Красной Армии, попавшими в окружение, создали небольшую подпольную организацию. Члены этой организации писали от руки листовки, в которых призывали жителей не помогать оккупантам, не сдавать им зерно, мясо и другие продукты. Они убеждали население в том, что Красная Армия все равно придет и освободит станицу от фашистов. Дети помогали подпольщикам распространять эти листовки. Много зверства совершили фашисты, но они не сломили свободолюбивого духа советских людей. Были организованы партизанские отряды, подпольные организации, которые вели подрывную деятельность в тылу врага. Станица Тенгинская была освобождена 2 февраля 1943 года.

4-й ученик. Ребята, а мне одна женщина старенькая как-то рассказала о том, что в Суворовском во время войны был детский дом. Когда это село захватили фашисты, они всех детей посадили в машину-душегубку, и когда ребятишки задохнулись от угарного газа, вывезли их к лесополосе и закопали. Не помнят сейчас жители села, где точно произошла эта трагедия, но, я думаю, поисковые отряды, которых сейчас много в России, на Кубани и в Усть-Лабинске, смогут раскрыть тайну этой трагедии, и на нашей земле появится еще один обелиск с именами погибших детей.

Учитель. Да, таких поисковых отрядов с каждым годом становится все больше и больше. Но их цель не только искать захоронения во время войны, но и находить родственников погибших, пропавших без вести, людей, потерявших память после ранения. Ведь и сейчас участники войны в Афганистане, Чечне иногда требуют особого внимания к ним. Я хочу всем рассказать, о поисковой работе, которая велась в нашей школе в 80-е годы двадцатого столетия. Я в то время в нашей школе работала старшей пионервожатой. Для нас, преподавателей в воспитательной работы главным было воспитать настоящих граждан России, истинных патриотов своего Отечества. В нашей школе решили создать комнату боевой и трудовой славы нашего народа. Все классы получили задание по сбору материала о героях войны, а также о тружениках нашего района.

– Ребята, вы знаете, почему одна из улиц нашего города носит имя Василия Ободовского? Кто он такой? По чьей инициативе и почему именно улицу Базарную переименовали в улицу Василия Ободовского? Не знаете? Тогда слушайте. Василий Ободовский жил в станице Усть-Лабинской. Во время Великой Отечественной войны погиб, совершая героический подвиг, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге своего земляка узнали ребята. Они познакомились с матерью героя, взяли над нею шефство, часто бывали у нее в гостях и решили выйти с ходатайством о переименовании улицы Базарной в улицу имени Василия Ободовского, где жил раньше наш герой-земляк и продолжала жить в то время его мать. Во многих кабинетах пришлось побывать нашим комсомольцам-старшеклассникам. И вот цель достигнута. Решение органами района было принято. Так в нашем городе появилась улица имени Василия Ободовского.

О поисковой работе учащихся нашей школы можно рассказать очень много, но это уже, ребята, другая тема, о ней мы поговорим позже.

А сейчас я хочу, чтобы некоторые учащиеся нашего класса прочитали отрывки из своих сочинений о ветеранах Великой Отечественной войны «Герои живут рядом с нами».

1-й ученик. В своем сочинении я рассказал о моем прадедушке. Живым я его не видел, но фотографии и награды его хранятся у нас в доме. Мы часто слушаем рассказы о его подвигах. О них нам рассказывает дедушка. Наш прадед был артиллеристом-водителем, подвозил снаряды к батареям, неоднократно был ранен. За свой боевой подвиг он награжден многими медалями и орденами. Мы гордимся нашим прадедушкой.

2-й ученик. Я хочу рассказать о своей бабушке. Во время войны она окончила курсы медицинских сестер и добровольцем ушла на фронт. Многих раненых спасла юная медсестра. Ей приходилось под вражеским обстрелом выносить раненых с поля боя. Очень часто солдаты были больше моей бабушки, которой в то время было 17 лет, но она была сильной и смелой. Бабушка ветеран войны. Сейчас она старенькая, слабая, но очень добрая. Мы ее очень любим.

3-й ученик. В сочинении «Ветераны рядом с нами» я рассказал о нашем соседе. Зовут его дядя Митя. Мы с ребятами часто приходим к нему. Летом он угощает нас фруктами из своего сада. Но больше всего нам нравится слушать его рассказы о войне. Он был простым солдатом-пехотинцем, прошагал дорогами войны от Москвы до Праги, в Берлине он не был, так как закончилась война. Показывая свои награды, он вспоминал в подробностях сражения, со слезами на глазах рассказывал о своих боевых товарищах. Однажды он был тяжело ранен, с поля-боя его вынесла молоденькая медсестра. Дядя Митя и сейчас жалеет, что не спросил у нее имя и фамилию. Ему часто бывает грустно, и мы с радостью идем к нему, потому что такие, как наш сосед, подарили нам мир.

Учитель. Давно отгремели залпы орудий. Над нами ясное мирное небо. Но память о тех, кто подарил нам мир, навсегда останется в наших сердцах. В этом году исполнилось 66 лет со Дня Победы над фашистской Германией. В нашем городе у памятника «Вечный огонь» записаны имена погибших наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Память о них навсегда останется в наших сердцах. Вот кто в эти годы показал свою гражданственность, мужество, стойкость, патриотизм к своей Родине.
Сейчас идут мирные дни. На Кубани, как и во всей России трудятся люди на фабриках и заводах, на полях и фермах, в шахтах и на морях. Могут ли рождаться герои в трудовых буднях? Да, могут. Примером могут служить имена тех, кто за свой трудовой подвиг награжден орденами, медалями, кому присвоено звание Героя Социалистического труда. Такие люди есть в нашем районе и городе, ведь их именами названы и улицы в нашем городе.
В 70-е годы прошлого столетия звучали строки:

Будоража, зовя, увлекая
И секретов своих не тая,
Всю страну озарила степная
Усть-Лаба – всесоюзный маяк.

Маяки трудовых подвигов жили, живут и будут жить рядом с нами, потому что труженики наших полей во время уборки урожая совершают неимоверные подвиги. Это настоящие патриоты России и своей малой родины Кубани.

– Ребята, герои живут рядом с нами. И к следующему уроку у вас будет задание: написать сочинение о трудовых подвигах наших земляков, наших современников. Обратите внимание на то, что среди них есть и ваши родные, соседи, выпускники нашей школы.

– До встречи, ребята, на уроке о тружениках нашей Кубани – степной дочери России.