Урок истории по теме "Традиционные общества Востока в XIX – начале XX века. Япония, Китай"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Рассмотреть общую тенденцию развития Японии и Китая в 19 веке.
  • Проанализировать особенности развития Японии и Китая в 19 веке;
  • Продолжать формировать умение работать с учебной статьёй, анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

  • Классная доска
  • Настенная карта;
  • Настольные атласы;
  • Магнитофон, запись индийской музыки;
  • Планшет.

Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) - визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)

Форма урока: Интегрированный с уроком географии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Нацеливание учащихся на тему урока

Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:

- Где можно услышать такую музыку? (В Индии)

- Да, в Индии - стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?

(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)

III. Сообщение темы и целей урока:

IV. Актуализация знаний учащихся:

-Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?

- Выступление учащихся с "визитной карточкой" об этих странах:

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:

"Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.

Основные сведения: Площадь - 9.596.961 км2

Население: - свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)

Денежная единица - Юань.

Государственный язык - Мандаринское наречие китайского языка.

Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.

Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке - равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом - самая высокая вершина мира.

Самая длинная река: Янцзы (5530 км)

Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая

Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:

Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.

Основные сведения: Площадь - 377.708 км2

Население - около 125 млн.

Денежная единица - Йена

Государственный язык - японский

Столица - Токио - один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.

Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь - побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора - Фудзи (Фудзияма, 3776 м).

Самая длинная река - Синано Гава (367 км)

Основные отрасли - автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.

Достопримечательности - в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.

V. Изучение нового материала.

Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы

Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 "Япония", параграф 28 "Китай")

Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.

  Япония. Китай.
Государственный строй в конце 19 века. Конституция. Абсолютная монархия.
Экономика. Индустриальная экономика, основанная на взаимодействии бизнеса и государственного сектора. Отсутствие значительной промышленности, кустарное производство, регламентированное бюрократией.
Армия. Современная регулярная армия. Средневековые принципы комплектования армии.
Религия. Синтоизм. Конфуцианство, принципы христианской морали.

Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.

4. Словарная работа:

Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины

VI. Оценивание:

VII. Итог урока:

Учитель:

- В чём различие путей развития Японии и Китая?

Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.

Учитель:

- Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом

VIII.

Д/З: 1 вар - п.27 задание 3,

2 вар - п. 28 задание 4

Приложение.