Цели:
- Рассмотреть общую тенденцию развития Японии и Китая в 19 веке.
- Проанализировать особенности развития Японии и Китая в 19 веке;
- Продолжать формировать умение работать с учебной статьёй, анализировать и делать выводы;
- Воспитывать умение работать в группах.
Оборудование:
- Классная доска
- Настенная карта;
- Настольные атласы;
- Магнитофон, запись индийской музыки;
- Планшет.
Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) - визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)
Форма урока: Интегрированный с уроком географии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Нацеливание учащихся на тему урока
Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:
- Где можно услышать такую музыку? (В Индии)
- Да, в Индии - стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?
(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока:
IV. Актуализация знаний учащихся:
-Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?
- Выступление учащихся с "визитной карточкой" об этих странах:
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:
"Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.
Основные сведения: Площадь - 9.596.961 км2
Население: - свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)
Денежная единица - Юань.
Государственный язык - Мандаринское наречие китайского языка.
Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.
Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке - равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом - самая высокая вершина мира.
Самая длинная река: Янцзы (5530 км)
Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая
Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:
Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.
Основные сведения: Площадь - 377.708 км2
Население - около 125 млн.
Денежная единица - Йена
Государственный язык - японский
Столица - Токио - один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.
Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь - побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора - Фудзи (Фудзияма, 3776 м).
Самая длинная река - Синано Гава (367 км)
Основные отрасли - автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.
Достопримечательности - в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.
V. Изучение нового материала.
Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы
Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 "Япония", параграф 28 "Китай")
Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.
Япония. | Китай. | |
Государственный строй в конце 19 века. | Конституция. | Абсолютная монархия. |
Экономика. | Индустриальная экономика, основанная на взаимодействии бизнеса и государственного сектора. | Отсутствие значительной промышленности, кустарное производство, регламентированное бюрократией. |
Армия. | Современная регулярная армия. | Средневековые принципы комплектования армии. |
Религия. | Синтоизм. | Конфуцианство, принципы христианской морали. |
Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.
4. Словарная работа:
Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины
VI. Оценивание:
VII. Итог урока:
Учитель:
- В чём различие путей развития Японии и Китая?
Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.
Учитель:
- Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом
VIII.
Д/З: 1 вар - п.27 задание 3,
2 вар - п. 28 задание 4