«У кого есть здоровье – у того есть надежда,
у кого есть надежда - у того есть всё!»
(Восточная мудрость)
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.
Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья детей показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей, к сожалению, не наблюдается. За последние 10-15 лет этот факт становится предметом острой общественной тревоги.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребёнка стало редкостью. Более 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья.
Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой,
Е.А. Сагайдачной.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка – это:
психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения с детьми, доверительно-партнёрское взаимодействия с родителями через творческий союз (клубы, посиделки за чашкой чая, конкурсы, тематические вечера, детско-родительские тренинги; походы в лес, библиотеку, музыкальную школу, общеобразовательную школу; посещение выставок народного творчества; совместная организация праздников и др.)
Основная цель: показать важность и необходимость комплексного подхода к проблеме охраны и укрепления психического и психоэмоционального здоровья воспитанников, психологической безопасности личности.
Задачи:
- развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление негативных поведенческих проявлений через специально организованные занятия, упражнения, тренинги;
- расширении коммуникативного потенциала детей, способов общения друг с другом;
- создание предметно-развивающего пространства;
- развивать и воспитывать чувства эмпатии и доверительности, развитие этических способностей;
- совершенствовать работу по профилактике и развитию физического здоровья воспитанников;
- мотивировать педагогов и родителей в необходимости сотрудничества с ДОУ по укреплению психофизического здоровья детей;
- профилактика и коррекция профессиональных и личностных затруднений педагогов ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
- Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса;
- Психолого-педагогические технологии.
Мероприятия в период адаптации детей к детскому саду:
- посещение детского сада неполный день, начиная с одного часа;
- посещение занятий, игр, зарядки по желанию ребенка;
- нельзя кормить насильно;
- закаливающие и водные процедуры дома.
Основной принцип в работе: создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребёнка в различных видах деятельности.
Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребёнка:
Физические
- Плохая экология,
- Снижение двигательной активности,
- Информационные и нейропсихические перегрузки,
- Недостаточное питание,
- Плохая гигиена.
Социальные:
- Манипулирование детьми: неправильная организация общения
- Межличностные отношения с другими детьми,
- Психоэмоциональные перегрузки из-за нерационального режима жизнедеятельности детей,
- Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе
Семейные:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения,
- Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности (низкая самооценка),
- Отсутствие автономности (зависимость от взрослых)
- Индивидуально-личностные особенности ребёнка,
- Патология физического развития и др.
Дошкольный возраст – это критический период в жизни ребёнка.
Риски дошкольного возраста:
- формируется высшая нервная деятельности,
- нервные процессы у детей отличаются быстрой истощаемостью,
- происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов,
- дети часто эмоционально перегружены,
- наблюдается рост невротических реакций.
Здоровье дошкольника = психическая + физическая гармонически и всесторонне развитая социально-адаптированная личность ребёнка.
Направления работы ДОУ по формированию психофизической
безопасности здоровья:
- Проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности.
- Определение диагностической батареи методик для выявления уровня физического и психоэмоционального развития.
- Определение системы дозирования интеллектуальных, эмоциональных,физических нагрузок.
- Формирование основ здорового образа жизни через занятия.
- Совершенствование системы закаливающих и других оздоровительных мероприятий в ДОУ.
- Планирование и организация психологической и развивающей работы по коррекции эмоциональных нарушений.
- Повышение профессионального уровня педагогов и родителей по проблеме психофизической безопасности здоровья детей.
- Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
- Работа с семьями воспитанников, психолого-педагогическая поддержка «трудных» семей.
Формы и средства работы:
Физкультурные занятия, досуги, утренняя и бодрящая гимнастики; физминутки или «минутки здоровья» на занятиях; организация совместных праздников, других мероприятий с родителями; психогимнастика; музыкальная и танцевальная гимнастика; логоритмика; пальчиковая гимнастика, самомассаж; психотехнические, релаксационные упражнения, аутотренинг; дыхательная и зрительная гимнастики; групповые, игровые тренинги; серия занятий по теме: Уроки «Добра» (на развитие эмпатии); индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (коррекция по виду риска); сюжетно-ролевые и творческие игры; мимическая и пантомимическая гимнастики; смехотерапия; элементы арт-терапии и сказкотерапии; личный пример и обаяние воспитателя, улыбка окружающих; доверительный, демократический стиль общения взрослых с детьми; упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов; коммуникативные игры.
Стратегии успеха у ребёнка:
Стимуляция чувства удивления; стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства прекрасного, чувства юмора, телесного контакта; стратегии на стимулирование гуманных чувств, на провокацию и преодоление негативного состояния, на переключение ребёнка на иное состояние, на стимуляцию положительных эмоций.
Позитивные контакты:
- Взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе.
- Безусловно принимать ребёнка.
- Активно «слушать» его переживания и потребности.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит, поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно решать конфликты.
- Обнимать, если дозволяет.
- Использовать приветливые фразы: хорошо, что ты пришёл; мне нравится, как ты …; я по тебе соскучилась; давай вместе…; ты, конечно, справишься; как хорошо, что ты есть у нас.
- Не «замечайте» мелких шалостей гиперактивных и расторможенных детей.
- Сдерживать раздражение, не кричать на ребёнка (от крика возбуждение усиливается и энергия общения разрушается).
Памятка для родителей:
- Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.
- Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
- Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.
Результаты работы:
- снизилась заболеваемость,
- дети стали более доверительно общаться, расширились коммуникативные контакты,
- конфликтные ситуации стали разрешаться социально-приемлемыми способами,
- у педагогов, родителей изменился стиль общения, он стал более демократичным, партнёрским,
- значительно снизился общий процент тревожности, агрессивности среди детей.