Методическая разработка классного часа по теме "Поговорим о нравственности"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

• Формирование нравственных понятий: доброта, вежливость , человечность.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Работать над выработкой положительных черт характера.

Оборудование: Плакаты с высказываниями, правила вежливости, презентация.

Задачи :

  1. Определить степень нравственных норм учащихся.
  2. Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.
  3. Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

Ход мероприятия

Вступительное слово классного руководителя.

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.

В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество, делали его возможным.

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно .Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь анализировать свои поступки

Проведем анкету.

Анкета

  1. Какие трудности ты испытываешь в отношениях с одноклассниками (сверстниками)?
  2. Какие трудности ты испытываешь в отношениях с взрослыми.
  3. Дай определение термину «Мораль. Нравственность».
  4. Какие духовные ценности ты знаешь. Укажи по степени значимости.
  5. Какие черты своего характера ты хотел бы изменить?
  6. Какие проблемы современной молодежи ты знаешь. Почему они появились в обществе?

Учитель: Что необходимо, чтобы вы чувствовали себя комфортно в классе, школе, обществе?

Ученик 1: Чтобы окружающие люди были добрыми, воспитанными, милосердными, честными .

Ученик 2: 0 человеческой доброте и милосердии :
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

Учитель: Познакомлю вас с принципами сформулированными известным в области человеческих отношений Дейлом Карнеги.

Правила, которые вам помогут заслужить уважение у окружающих

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошими слушателями.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Правила социально – нравственного поведения.

  1. Заполняй свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что думаем о ней.»
  2. Никогда не пытайся свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им.
  3. Вместо того, чтобы переживать из – за неблагодарности, будьте к ней готовы.
  4. Помните, что единственный способ обрести счастье – это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.
  5. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
  6. Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим.
  7. Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Задание 1.

  1. Какие высказывания Великих людей о нравственности вы знаете.
  2. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.»(Овидий, римский поэт)
  3. «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?». Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе…».(Конфуций)
  1. В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Иисус Христос формулирует его следующим образом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»
  2. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».(И. Кант)
  3. «Чего в другом не любишь, того сам не делай!» (В.И. Даль)
  4. «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л.Н. Толстой.)

Учитель. Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения. Человек считается нехорошим торговцем, потому что он сбывает плохие товары, хотя он хорошо торгует, потому что получает значительные барыши.

Задание 2.

Напишите сочинение «Мои жизненные принципы». Подберите подходящий эпиграф

Вывод классного часа. На каждой парте находится лист с нравственными правилами поведения людей и кодексом нравственных идеалов. Ученики обсуждают правила, объясняют, в чем состоит их значимость для общества. Можно предложить выполнить ученикам следующую работу: расположить указанные правила в порядке их значимости.

Нравственные правила людей:

  1. Необходимо быть великодушным с людьми.
  2. Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  7. Соблюдай правила поведения.
  8. Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.
  9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.

Кодекс нравственных идеалов:

  1. Гуманное отношение к людям.
  2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.
  3. Сначала думай о других, а потом о себе.
  4. Если делать что-то, то делать на совесть.
  5. Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  6. Будь справедливым к себе и к окружающим людям.
  7. Уважай старших и заботься о родителях.
  8. Строй отношения с людьми на доверии.
  9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.

Заключительное слово учителя. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Живи и жить давай другим, только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим, не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая для счастья каждого и всех.
(Г.Державин)