Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тесты на творческую способность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?
Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школах существуют научные общества учащихся (НОУ). Главная задача этих обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.
Во многих странах Западной Европы, в США существуют управление по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги
Как сделать так, чтобы в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.
Основные направления работы НОУ.
- Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
- Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
В нашей школе действует научное общество старшеклассников «Тигель». Основной задачей создания общества в нашей школе было выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников.
Как мы строим работу с учениками по написанию исследовательских работ? В начале каждого учебного года в 9 классе рассказываем о том, что у нас в школе можно заняться исследовательской деятельностью по любому предмету. Никого не принуждаем. Заранее оговариваем, что если вы не можете сами сформулировать тему, то можем это сделать вместе.
Ученики 10 и 11 классов, зная нашу систему, приходят к учителю чаще перед летними каникулами. Мы стараемся привлекать к работе и «проблемных» учеников, которые стесняются аудитории, боятся ее, с трудом понимают суть исследования, но стремятся поступить в престижные вузы
Написание работы проходит следующие этапы:
- выбор и формулировка темы в самом общем виде;
- подбор источников и литературы;
- чтение, конспектирование, анализ источников и литературы;
- написание плана;
- уточнение темы;
- написание работы;
- публичное выступление.
Во время первых бесед с учеником мы знакомим его с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируются тема, проблема, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственное исследование, и заключения, в котором делаются выводы даются ответы на поставленные во введении вопросы. Мы всегда рекомендуем сначала написать основную часть, так как в процессе создания текста могут измениться цели и задачи. Потом пишется заключение как итог и выводы проделанной работы и, наконец, введение. Окончательное название работы формулируется в конце работы.
Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции. Особую роль при его подготовке мы отводим двум элементам.
Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста научной работы отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то изъяны, недостатки, неточности.
Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом и другими докладчиками, причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими. На таком обсуждении обращают внимание не только на содержание работы, но и на то, как ее устный вариант воспринимается слушателями.
Корректируется время, которое занимает чтение доклада, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления. Такой тренинг очень полезен
Результаты исследования вначале необходимо доложить на школьной конференции, обдумать и обсудить критические замечания и лишь, затем выходить на городской, краевой и Всероссийский уровни.
Вместе с тем, метод учебно-исследовательской деятельности становится действенным средством вовлечения самих учителей в научно-исследовательскую работу. Учителя школ все чаще выступают авторами оригинальных программ элективных курсов и факультативных занятий по основам наук, инициаторами введения в учебные программы модулей, участниками проблемных семинаров и научно-практических конференций.