Цель урока:
- познакомить учащихся с электронными таблицами,
- изучить структуру электронных таблиц,
- рассмотреть какие данные могут храниться в ЭТ,
- изучить правила заполнения и автозаполнения ЭТ данными.
Ход урока
1. Организационный момент (проверяется готовность учащихся к уроку).
2. Проверка домашнего задания (может быть проведена в форме опроса, тестирования, решения заданий).
3. Объяснение новой темы.
Объяснение можно разделить на два этапа.
На I этапе вводится понятие ЭТ, изучается структура ЭТ, вводится понятие данные.
Появление электронных таблиц исторически совпадает с началом распространения персональных компьютеров. Первая программа для работы с электронными таблицами — табличный процессор, была создана в 1979 году, предназначалась для компьютеров типа Apple II и называлась VisiCalc. В 1982 году появляется знаменитый табличный процессор Lotus 1 — 2 — 3, предназначенный для IBM PC. Lotus объединял в себе вычислительные возможности электронных таблиц, деловую графику и функции реляционной СУБД. Популярность табличных процессоров росла очень быстро. Появлялись новые программные продукты этого класса: Multiplan, Quattro Pro, SuperCalc и другие. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office.
Что же такое электронная таблица? Это средство информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач:
- прежде всего, выполнение вычислений. Издавна многие расчеты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчетные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять в табличной форме. Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации таких вычислений. Решения многих вычислительных задач на ЭВМ, которые раньше можно было осуществить только путем программирования, стало возможно реализовать в электронных таблицах;
- математическое моделирование. Использование математических формул в ЭТ позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Основное свойство ЭТ— мгновенный пересчет формул при изменении значений входящих в них операндов. Благодаря этому свойству, таблица представляет собой удобный инструмент для организации численного эксперимента: подбор параметров, прогноз поведения моделируемой системы, анализ зависимостей, планирование. Дополнительные удобства для моделирования дает возможность графического представления данных;
- использование электронной таблицы в качестве базы данных. Конечно, по сравнению с СУБД электронные таблицы имеют меньшие возможности в этой области. Однако некоторые операции манипулирования данными, свойственные реляционным СУБД, в них реализованы. Это поиск информации по заданным условиям и сортировка информации.
Возможность размещения в ячейках таблицы формул — это первая базовая идея электронных таблиц. Вторая базовая идея — это принцип относительной адресации. Но об этом немного позже…
Среда ТП
При работе с табличным процессором на экран выводится рабочее поле таблицы и панель диалога. Электронная таблица представляется в виде матрицы, состоящей из строк и столбцов. Строки нумеруются сверху вниз, начиная от 1. Столбцы именуются латинскими буквами в алфавитном порядке в направлении слева направо. Число строк и столбцов зависит от конкретного типа ТП.
На пересечении строк и столбцов образуются ячейки (клетки), каждая из которых имеет свое обозначение (имя, адрес), состоящее из имени столбца и номера строки: А1, С6, АВ356 и т. п…
Данные
…
На II этапе учитель знакомит с правилами заполнения ЭТ данными (тексты, числа, формулы).
Основные правила записи формул сводятся к следующему:
- все символы в формуле записываются в одну строчку;
- проставляются все знаки операций (в отличие от алгебры, где знак умножения часто пропускается);
- используются круглые скобки для влияния на последовательность выполнения операций;
- учитываются приоритеты операций, расположенные в таком порядке:
^ – возведение в степень;
*, / — умножение и деление;
+, - — сложение и вычитание;
- приоритет стандартных функций выше арифметических операций; аргумент записывается в круглых скобках после имени функции;
- последовательно записанные операции одинакового старшинства выполняются в порядке записи, т. е. слева направо.
На этом этапе можно дать задания для выполнения в тетради (№ 5 стр. 113 учебника).
4. Лабораторная работа «Правила заполнения в ЭТ»
Учащимся предлагается выполнить задания, а ответы на вопросы (результат) вписать в карточку (эта карточка потом вклеивается в тетрадь).
Карточка
Заполнение соседних ячеек одинаковыми данными
- Введите в ячейку А1 текст (например, Утро). Вновь выделите ячейку А1. Рамка выделения имеет в правом нижнем углу утолщение в виде прямоугольника. Это так называемый маркер заполнения.
- Подведите указатель мыши к маркеру заполнения. Добейтесь, чтобы указатель мыши принял вид тонкого черного креста. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите указатель на несколько ячеек вниз.
Результат: - В ячейки С1-С5 введите расписание уроков на сегодня.
- Выделите блок ячеек (С1-С5), рамка выделения имеет общий маркер заполнения.
- Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вправо. Отрегулируйте ширину столбцов.
Результат: - Выделите все блоки ячеек и удалите данные из этих ячеек (клавишей Delete).
Использование списков для автозаполнения
- В одну из ячеек введите название вашего любимого месяца.
- Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз.
Результат: - Удалите все месяцы кроме одного.
- Выделите месяц и протащите маркер заполнения вверх.
Результат: - Выделите месяц и протащите маркер вправо, а затем влево.
Результат: - Сделайте подобное данному заданию, предварительно задав: дату 29.02.2009, время 13:25:44.
Правила для заполнения
- Иногда возникает необходимость заполнять соседние ячейки не одинаковыми данными, а в соответствии с каким-либо правилом. Самым распространенным примером может служить обычная нумерация.
- В ячейку D5 введите число 1. В ячейку D6 введите число 2.
- Выделите обе ячейки и протащите общий маркер заполнения вниз на несколько ячеек.
Результат: - Повторите все действия предыдущего задания, только протащите маркер заполнения не вниз, а вверх, вправо, влево.
Результат: - По аналогии с предыдущим примером составьте последовательности: нечетных чисел, четных чисел, чисел, кратных трем.
- В ячейку E5 введите дату 06.10.2001. В ячейку E6 – 06.11.2001. Выделите обе ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек вниз.
Результат: - Введите в ячейку F5 слово ИСТИНА. В ячейку F6 – слово ЛОЖЬ. Выделите обе ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек в любую из сторон.
Результат: - В любую ячейку введите название дня недели. Выделите эту ячейку и протащите маркер заполнения в одну из сторон.
Результат:
5. Итог урока
(рефлексия, что получилось, какие были затруднения)
6. Домашнее задание
§18, 19.
Приложение (лабораторная работа).
Литература
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.